banner banner banner
Энциклопедический словарь китайской культуры. Более 1000 важнейших понятий
Энциклопедический словарь китайской культуры. Более 1000 важнейших понятий
Оценить:
 Рейтинг: 0

Энциклопедический словарь китайской культуры. Более 1000 важнейших понятий


Одна из «ста школ» доциньского Китая. Основателем направления является философ Мо-цзы. Ранние моисты рассматривали проблемы в области политики, этики, гносеологии, а также уделяли большое внимание смутам и войнам своего времени. Моисты активно вели полемику с конфуцианцами по целому ряду политических и научных вопросов – обе школы находились в авангарде философской мысли и были довольно влиятельны. В области политики моисты предложили доктрину всеобщей и равной ко всем любви, осуждения военной агрессии, умеренности в расходах, набожности и следования вере предков, вере в вознаграждение и наказание Небом за добрые и злые деяния. Последователи Мо-цзя считали, что у власти должны стоять не знатные и богатые, но талантливые и способные. Сын Неба – это наиболее мудрый и добродетельный человек, которому высшие силы поручили дело правления страной, поэтому все слои общества должны единодушно признать его власть. В области гносеологии моисты придерживались трех критериев истинности суждения: соответствие деяниям древних правителей, опыту народа и пользе государства. Говоря о соотношении имен и реалий, моисты подчеркивали, что имена должны выбираться в соответствии с реальными свойствами обозначаемых вещей и явлений. В теории познания была предложена идея классифицировать вещи и явления для постижения их причинности. Таким образом, моисты внесли значительный вклад в древнекитайскую логику.

У философа Мо-цзы было более 300 учеников, многие из которых происходили из семей мелких ремесленников. Была создана организация со строгой иерархией и дисциплиной. Во главе моистов стоял наставник, позднее власть переходила к выбранному им ученику. Первым наставником моистов считается Мо-цзы. Последователи моизма усердно трудились на благо Поднебесной и были морально готовы к любым трудностям, они обладали духом самопожертвования и отвагой. Однако поздние моисты утратили силу духа и лучшие традиции своих предшественников: многие из них стремились к получению титула наставника, совершали выпады друг против друга, каждый считал себя адептом «настоящей школы Мо-цзя», и в конце концов моизм лишился внутреннего единства, потеряв свои великолепные традиции. После смерти Мо-цзы данное направление распалось на три основных течения: чуское, циньское и циское. В чуском моизме наиболее полно отражались религиозные взгляды Мо-цзы. С позднего периода Сражающихся царств и до эпохи династий Цинь и Хань последователи чуского течения уходили в странствующие рыцари. Они защищали слабых и давали отпор сильным. Циньские моисты известны благодаря своим достижениям в области геометрии, механики, оптики и других естественнонаучных дисциплин. Циские моисты активно участвовали в спорах и дискуссиях, а также занимались гносеологией и логикой. Они систематизировали свое учение и раскрыли большое число философских понятий: рассуждение, имя, слово, учение, классификация, причинность, принцип и др. Последователи циского течения создали первую в Китае целостную систему формальной логики, которую также называют моистской логикой. После эпохи Цинь-Хань китайские правители обращались либо к конфуцианству, либо к даосизму, поэтому со временем школа моистов пришла в упадок. Моизм превратился в «забытое учение», и интерес к нему возобновился только в эпоху династий Мин и Цин, когда ученый Фу Шань занялся исследованием трактата «Мо-цзы». Главное произведение моистов – «Мо-цзы» («??»), в «Моистском каноне» содержатся сведения о позднем моизме. Деятельность моистов также отражена в произведениях «Сюнь-цзы», «Хань Фэй», «Чжуан-цзы», «Вёсны и осени господина Люя» и др.

Школа легистов Фа-цзя (??)

Одна из «ста школ» доциньского Китая, представители которой придерживалась идеи о том, что управление страной должно осуществляться на основе закона, а не конфуцианской добродетели. Фактическим основателем Школы легистов выступил Ли Куй, государственный деятель периода Сражающихся царств. При правителе Вэнь-хоу Ли Куй занимал должность министра в царстве Вэй. Он провел реформы в области управления сельским хозяйством, объединил уложения о наказаниях из различных царств и составил первый в истории Древнего Китая письменный свод законов «Фа цзин» (??), в который вошли шесть разделов: «Законы о краже», «Законы о грабеже», «Законы о содержании под стражей», «Законы об аресте», «Разные законы», «Законы об утвари и оружии». В основе легизма лежит учение о природной склонности человека ко злу, поэтому легисты считали, что политическая сфера должна регулироваться посредством юридических законов. Последователи легизма ратовали за абсолютизм. Они полагали, что правитель должен прибегать к властной силе и пользоваться особой техникой управления, наказывать подданных за проступки и поощрять за заслуги. Поскольку мораль и этика вредны в деле управления государством, следует «сжечь стихи и распространить законы». Закон – главное учение, а чиновники – учителя народа. Правитель должен поддерживать правильное соответствие между именами и реалиями. Легисты выступали против системы наследования чиновничьих должностей и окладов. Они считали, что перед законом должны быть равны свои и чужие, знатные и худородные. Идеалом для легистов было государство, где правитель устанавливает законы, чиновники претворяют их в жизнь, народ соблюдает, и абсолютно все – правитель и придворные, верхи и низы, богатые и бедные – действуют в соответствии с законом. В области экономики легисты выступали за отмену государственной собственности на землю и передачу неосвоенных земель в частное пользование, поддерживали частную собственность на землю в рамках феодализма. Первой по значимости отраслью экономики считалось сельское хозяйство. Народ должен быть занят земледелием и войной, поскольку земледелие делает страну богатой, а война – сильной. Легисты предложили множество философских идей: «Небо или земля, что из них ближе человеку?» – о бессознательном и объективном существовании природы; «Путь и принцип взаимообусловлены» – о единстве заурядного и своеобразного; «Нет невозможного для того, кто следует пути и принципу» – о следовании объективным законам в процессе деятельности. Высшими добродетелями у легистов считались верность слову (например, легист Шан Ян, как и обещал, заплатил целых пятьдесят слитков серебра за простую работу: перенесение деревянного столба от южных ворот к северным) и заботу о всеобщем благе. Легисты ставили пользу для общества выше требований морали. Школа легистов уходит корнями к философским воззрениям государственных деятелей периода Вёсен и осеней Гуань Чжуна и Цзычаня. Их идеи получили развитие в эпоху Сражающихся царств, главными представителями направления выступили Ли Куй, У Ци, Шан Ян, Шэнь Дао и Шэнь Бухай. Создателем легизма как целостной идеологии является Хань Фэй-цзы. Он объединил учение Шан Яна о верховенстве закона, систему Шэнь Бухая по управлению государственным аппаратом, учение Шэнь Дао о властной силе и некоторые положения даосизма и предложил теорию управления государством, основанную на законе, технике управления и властной силе при верховенстве закона. По Шан Яну, закон должен быть официально принят, записан и предан гласности, такой закон «дороже справедливости». Шан Ян утверждал, что законы, пригодные для управления государством, должны быть едины, поэтому дважды проводил в царстве Цинь политические реформы. Шэнь Бухай ввел в легизм понятие техники управления, т. е. сокрытой в уме правителя совокупности средств и способов контроля министров и чиновников. Шэнь Дао говорил о том, что для претворения закона в жизнь необходимо, чтобы государь применял властную силу, присущую его положению, и лишь тогда подданные будут «исполнять предписанное и воздерживаться от запрещенного».

Учение легистов имело практическую направленность и поощряло активную общественную жизнь. Многие удельные княжества Древнего Китая внедряли идеологию легизма для того, чтобы добиться экономических и военных успехов. В годы правления династии Цинь легизм получил статус государственной идеологии. В дальнейшем чрезмерно строгие законы и суровые наказания привели к гибели этой династии. Во времена династии Западная Хань был официально провозглашен лозунг «Низложить сто школ и возвысить конфуцианство», однако император У-ди и целый ряд других правителей внешне придерживались конфуцианства, но в действительности прибегали к легизму. Таким образом, конфуцианство и легизм еще долгое время шли рука об руку в политической жизни Китая. Школа легистов постепенно приходила в упадок, однако другие направления, в том числе и конфуцианство, добровольно впитывали некоторые ее идеи и положения. Наиболее влиятельные легисты позднего периода – Чао Цо и Сан Хун’ян. Наиболее значимые произведения легизма: «Шэнь Бухай» («??»), «Шэнь-цзы» («??»), «Гуань-цзы» («??»), «Шан цзюнь шу» («???»), «Хань Фэй-цзы» («???»).

Школа номиналистов Мин-цзя (??)

Одна из «ста школ» доциньского Китая, также известна как Школа имен, или Школа изучения телесных форм и имен. Ее представители славились красноречием и активно участвовали в спорах по вопросам соотношения имен (понятий) и реалий (фактов действительности). В эпоху Вёсен и осеней и Сражающихся царств в обществе происходили значительные перемены, в связи с чем, по словам многих мыслителей того времени, имена перестали соответствовать реалиям. Данная проблема широко освещалась и изучалась образованными людьми. В этот период возникла Школа номиналистов, которая постепенно отходила от социальных и политических проблем и обращалась к вопросам философии, логики и гносеологии. В конце эпохи Вёсен и осеней мыслитель Дэн Си впервые предложил идеи «различения телесной формы и имени», «выбора имени в соответствии с реалией», «суждения о реалии по имени», «использования расплывчатых тезисов для создания множества труднообсуждаемых постулатов софистики с целью достижения результата», тем самым заложив начало древнекитайской диалектики. Создателем целостного учения о телесных формах и именах и используемой номиналистами логической базы выступил Гунсунь Лун. Среди других представителей Школы имен выделялись Инь Вэнь и Хуэй Ши. Первостепенной задачей для каждого номиналиста было скрупулезное установление соответствия между именем и реалией, таким образом, для каждого нового факта действительности определялось новое словесное выражение. При этом взгляды на характер связи между именем и реалией в рамках школы разнились. Дэн Си придерживался мнения о необходимости различения телесной формы и имени и делал акцент на сосуществовании факта действительности и соответствующего ему понятия. Хуэй Ши выдвинул идею «совпадения подобного и различного». Он делал упор на расширение объема понятия, подчеркивал относительность различий и сходств между вещами, утверждал, что в конечном счете «десять тысяч вещей и сходны, и различны». Хуэй Ши преувеличивал тождественность реалий и говорил о том, что между фактами действительности нет сущностных различий. Итогом его рассуждений стал вывод о единстве Неба и земли. Гунсунь Лун, основываясь на различиях содержания и объема понятий, предложил аргумент «разделенности твердости и белизны камня», т. е. разграничил общее и частное, конкретное и абстрактное. Он придавал чрезмерно большое значение своеобразию отдельных реалий и стремился к установлению однозначных соответствий между именами и реалиями.

Суждения номиналистов зачастую противоречили общим представлениям о фактах действительности, но при этом служили материалом для изучения законов логического мышления. Наиболее широко известны изречения Хуэй Ши: «огонь не горяч», «белая собака – черная», «собака не пес», «пса можно считать бараном», «у яйца есть шерсть», «черепаха длиннее змеи» – и высказывания Гунсунь Луна: «белая лошадь не лошадь», «в двоице нет единицы». В «Чжуан-цзы» («??») деятельности номиналистов дается следующая оценка: «Они способны покорить человеческие уста, но не человеческие сердца». В трактате «Сюнь-цзы» («??») о номиналистах говорится: «Не следуют ни закону, ни образцу древних государей, не утверждают ни благопристойность, ни справедливость, но занимаются странным учением и развлекаются нелепыми высказываниями». В ответ на аргумент Гунсунь Луна о «разделенности твердости и белизны» философ Мо-цзы разработал аргумент «одновременной присущности твердости и белизны». В период Сражающихся царств учение Школы имен активно критиковали моисты, конфуцианцы и даосы, а номиналистов обвиняли в крючкотворстве, поэтому после периода правления династии Цинь работа в данной области прекратилась, а после правления династии Хань учение об именах было забыто. Номиналисты внесли заметный вклад в развитие древнекитайской логики и гносеологии. Сведения о Мин-цзя встречаются в произведениях «Чжуан-цзы» («??»), «Сюнь-цзы» («??»), «Хань Фэй-цзы» («???»), «Люй ши чунь цю» («????»), «Ши цзи» («??») и др.

Союз царств по горизонтали и вертикали (???)

Одна из «ста школ» доциньской эпохи периода Борющихся царств. Ее представителями были советники, занимающиеся дипломатической деятельностью и призывающие «прибегать к хитроумным уловкам для того, чтобы внушать свои политические идеи местным князьям» ам. Школа была причислена к одному из «9 направлений 10 школ». По легенде, старец из государства Чу Гуйгуцзы из ущелья бесов (Гуйгу) вел отшельнический образ жизни (поэтому носил имя Гуйгуцзы), его мировоззрение было близко к основным принципам школы Хуан-Лао, он придавал большое значение ущербу и пользе во всех отношениях, занимался самовоспитанием и умел блюсти себя. Впоследствии старец овладел навыками использования различных маневров и ухищрений, и, таким образом, явился предшественником данной школы. Основные представители сторонников Союза царств по горизонтали и вертикали – ученики Гуйгуцзы Су Цинь и Чжан И. Царства с севера на юг представляют вертикаль, с востока на запад – горизонталь. Су Цинь заставил 6 царств Янь, Хань, Чжао, Вэй, Ци, Чу заключить Союз Северных и Южных царств, совмещать должности премьер-министров на этих территориях и отказаться от карьеры в княжестве Цинь; служивший в Цинь Чжан И выступал за «Союз по горизонтали» для того, чтобы 6 царств препятствовали союзу Севера и Юга Су Циня и служили государству Цинь. Две этих ветви и стали называться Сторонники Союза царств по горизонтали и вертикали. Представители Союза хорошо понимали политику, экономику, военное дело, культуру, историю, а также психологические особенности каждого из князей того времени, поэтому могли проявлять гибкость и приспосабливаться к условиям, внушать свои идеи правителям, истолковывая им пользу и вред ситуации. Это сильно повлияло на военную дипломатию, а также на изменения в развитии политической обстановки в период Борющихся царств. Труд «Планы сражающихся царств» повествует о действиях сторонников данного Союза и их маневрах. Также известно сочинение «Гуйгуцзы», оказавшее большое влияние на последующие поколения. Согласно легенде, книга написана самим Гуйгуцзы, в ее основе лежат идеи сторонников этого Союза.

Натурфилософская школа инь ян (???)

Одна из «ста школ» доциньской эпохи, направление периода Борющихся царств, пропагандирующее мировоззрение, согласно которому существуют две противоположные силы инь и ян и «пять элементов». Было причислено к одному из «девяти направлений десяти школ» в период с доциньской эпохи и до ранней Хань. Его представителем считается Цзоу Янь из страны Ци позднего периода Сражающихся царств.

Упоминание о школе инь-ян впервые встречается в древних легендах времен правления императора Тан Яо, повествующих о чиновниках, заведующих астрономией, летоисчислением и предсказаниями. Учения об инь-ян и пяти элементах первоначально представляли собой научные факторы о природе естества, предполагалось, что Вселенная состоит из пяти элементов: металла, дерева, воды, огня и земли, которые влияют друг на друга. Для того, чтобы с помощью небесных явлений предсказывать исторические и общественные изменения, а также удачу и промахи в человеческих делах, Цзоу Янь как представитель школы инь-ян объединил научную и магическую составляющую. Последователи школы полагали, что развитием человеческого общества также управляют эти пять элементов. Они выдвинули идею о «цикличном движении пяти стихийных сил», с помощью чего обосновывали исторические изменения в обществе и смену династий, создав идеалистическую теорию цикличности истории. Данное учение оказало большое влияние на потомков, а его научная часть была впоследствии развита в труде «Хуан-Ди нэй-цзин» («Трактат желтого императора о внутреннем») и «Лунь хэн» («Взвешивание суждений»), магическая же составляющая была продолжена Дун Чжуншу и теологическим учением, изучавшим гадательные книги, что впоследствии привело к возникновению таких направлений, как фэншуй и нумерология.

Школа эклектики (??)

Эклектики – философская школа древнего Китая времен позднего периода Воюющих царств и раннего периода династии Хань. Была причислена к одной из «девяти направлений и десяти школ», начиная с доциньского периода и до начала Хань. Ее особенностью является то, что она охватывает все стили, идеи и взгляды, что в целом отражает общую тенденцию культуры в процессе построения великого единого феодального государства. Это результат взаимопроникновения различных научных школ на протяжении длительного времени. Несмотря на то, что в данном направлении были собраны разнообразные мнения и точки зрения, они не вступали в противоречие друг с другом и сформировали самостоятельную систему, в которой прослеживалась всепроникающая главная идея, в связи с чем «эклектики» известны как единая школа. Характерные произведения: «Люй ши чунь цю» – «Вёсны и осени господина Люя» («????») и «Хуайнань-цзы» – «Мудрецы из Хуайнани» («???»), в них собраны богатые исторические материалы, ставшие важнейшим вкладом в изучение научной мысли и истории Китая.

Школа военной философии бин цзя (??)

Философская школа, изучающая теорию военного искусства, проводящая военные мероприятия, впоследствии стала общим наименованием для чиновников и людей, ответственных за военную деятельность в древнем Китае. Первоначально термин бин ? означал «военное оружие», но позже стал использоваться в значении «человек, использующий оружие», «солдат», а впоследствии – «война» и «военные действия». Самые ранние заметки об этом направлении в качестве школы военной философии встречаются в библиографических разделах исторической хроники династии Хань «Хань шу. И вэнь чжи». Представителями школы были «старшие советники по военным делам – сыма», заведующие военными делами министры, а также генералы и сановники по формированию войск. Позже к школе военной философии стали относить всех тех, кто обобщал опыт военных мероприятий и писал трактаты по теории военного дела. Самыми известными произведениями являются написанный Ван Люйшанем труд «Тай гун бин фа (Шесть военных стратегий)» и написанный Сунь-цзы трактат «Искусство войны» – «Сунь-цзы бин фа». В последние годы династии Хань «Искусство войны» Сунь-цзы стало основным направлением китайской военной идеологии этой школы, а к наступлению периода Вэй-Цзинь и во времена династий Суй и Тан обрело еще большую популярность. В период правления шестого императора династии Северной Сун Шэнь-цзуна были обнародованы и введены в действие «Семикнижие воинского канона», «Искусство войны» (занимающее главенствующее место среди трактатов) и «Тридцать шесть стратегий». Основные идеи, освещаемые в этих произведениях, постепенно вышли за пределы области военного дела и стали применяться в общественной жизни. В настоящее время трактат «Искусство войны» – всемирно известное произведение, а содержащиеся в книге принципы стратегии и тактики школы военных философов стали не только известной на весь мир признанной военной теорией, но и классическим сводом правил для предпринимателей в условиях борьбы за рынки сбыта.

Школа земледельцев нун цзя (??)

Школа земледельцев нун цзя – это одна из философских школ доциньской эпохи, отражающая воззрения крестьян и процесс сельскохозяйственного производства. В библиографическом разделе «Хань шу» нун цзя причислена к девяти известным философским школам Древнего Китая. В «Хань шу» упоминается, что «Направление школы земледельцев связано с сельским хозяйством». Для того, чтобы иметь одежду и пищу, выращивают зерновые и злаки, занимаются хлебопашеством и шелководством. Согласно «восьми критериям бытия», первая необходимость – пища, а затем вещи. По утверждению Конфуция, главное – это прокормить народ. Основываясь на сохранившихся сельскохозяйственных реестрах того периода, можно сказать, что в основе учения школы лежали земледелие, шелководство, растениеводство и другие виды сельскохозяйственного производства. Согласно трактату «Мэн-цзы. Тэн Вэньгун шан» Сюй Сина (ведущий представитель школы нун цзя), Шэньнун, бог земледелия и медицины, был против того, чтобы философские школы пренебрежительно относились к сельскохозяйственному производству. Он считал, что правитель должен вместе с народом заниматься земледелием и есть такую же пищу, выступал за полное их равенство и показал простые желания крестьянского сословия в период Борющихся царств. Это явилось важнейшей теоретической основой нун цзя. В связи с тем, что основные произведения школы земледельцев были утрачены, идеи данного учения остаются не до конца изученными. Опыт производства в сельском хозяйстве того периода представлен в трактате «Гуань-цзы. Ди юань пянь», и в главах «Шан нун», «Жэнь ди», «Бянь ту», «Шэнь ши» и др. из произведения «Вёсны и осени господина Люя». Эти труды являются драгоценными историческими материалами, повествующими об обществе доциньской эпохи и сельскохозяйственном производстве.

Каноноведение (??)

Наука, трактующая конфуцианские канонические книги в течение ряда поколений в Китае. Считается, что изучение классической филологии восходит к расцвету конфуцианства в период Борющихся царств. Каноноведение занималось пересмотром, корректировкой и объяснением конфуцианского «Шестикнижия». После периода сожжения книг и истребления конфуцианцев в циньскую династию большее количество произведений, кроме «И цзин» («Книги перемен»), было утеряно, а изучение канонических книг приостановлено. Позже, во времена династии Хань, император У-ди призывал народ «искоренить сто школ и почитать только конфуцианство», а также учредил должность наставников по канону и провозгласил пять официальных канонов: «И цзин» («Книга перемен»), «Ши цзин» (?? «Книга песен»), «Шу цзин» (?? «Книга преданий»), «Ли цзи» (??«Книга церемоний») и «Чунь цю» (?? «Вёсны и осени»). Таким образом, изучение и почитание канонических книг стало критерием для отбора на государственные должности, а также общественным обычаем. С этого момента в древнем Китае не прекращалось изучение канонов, а все изменения в этой области были связаны с политической властью. Во времена эпохи Цин филолог Пи Сижуй разделил классическую филологию на 10 этапов: начальный этап (это само конфуцианское «Шестикнижие»), период последователей и учеников Конфуция, период расцвета во времена правления У-ди, также весьма благоприятный период правления императоров Западной Хань Юань-ди и Хан Чэн-ди до восточной Хань, время частичного упадка (с конца династии Восточной Хань до династии Восточная Цзинь), период разделения на Южные и Северные династии, период единства (эпоха Суй и Тан и до начала династии Сун), период изменений Северной и Южной Сун, период упадка (с конца Сун до Юань и Мин), и снова период расцвета в маньчжурскую эпоху. Во времена династии Западная Хань конфуцианский философ Дун Чжуншу интерпретировал комментарий Гун’яна к «Чунь-цю» при помощи натурфилософии, а также создал первую в Китае «школу канонов в современных знаках». Постепенно были обнаружены канонические книги, написанные с помощью древних знаков, после чего китайский библиограф и каноновед Лю Синь пригласил ученых, профессионалов школы текстов разных письмен и развернул дискуссии по поводу современного и древнего написания канонических книг.

Вплоть до династии Восточная Хань была популярна доктрина ученого-конфуцианца Чжэн Сюаня, и борьба, касающаяся современных и древних произведений, ослабла. Во времена эпохи Вэй, Цзинь, Южных и Северных династий произошло расслоение на Южную и Северную школы комментирования конфуцианских канонических книг; Южная школа специализировалась на построчном толковании (комментарии) канонических книг, а Северная – на членении на разделы и разметке фраз классического текста. В начале династии Тан, ученый-конфуцианец по имени Кун Инда составил «Истинное значение Пятикнижия» – «У цзин чжэн и», изучение которого стало основанием системы экзаменов кэцзюй, и начал привлекать таланты на государственную службу, руководствуясь при этом принципами Южной школы комментирования канонических книг. Во времена сунской эпохи произошло развитие направления неоконфуцианства, сочетающего в себе различные философские размышления об истине, судьбе, главным образом, «учении о сердце», энергии ци, душе и естестве. Во времена династий Мин и Цин китайский философ-конфуцианец Гу Яньу, а также некоторые другие философы отстаивали принцип «практического управления и выступали против неоконфуцианства, пропагандируя источниковедение». Маньчжурская эпоха пережила смену «Школы текстов старых письмен» на «Школу канонов в современных знаках». После Движения Четвертого мая и последовавшей за ним популяризации западной науки и демократии, изучение канонических книг Конфуция было прекращено. История каноноведения насчитывает более 2000 лет, за это время было написано множество классических конфуцианских произведений, имеющих большое значение для политики, экономики, общества, культуры, литературы древнего Китая.

Неоконфуцианство (???)

Еще в конце периода Борющихся царств, на фоне разделения конфуцианства на восемь школ, появилось новое понятие, имеющее название «неоконфуцианство». Так, например, идеи Сюнь-цзы уже относились к неокофуцианству. Впоследствии, каждый, кто более глубоко и системно трактовал конфуцианскую науку, получал почетное звание неоконфуцианца. Для того, чтобы соответствовать политическим потребностям великого объединения государства в эпоху Хань, Дун Чжуншу приступил к делу с изучения конфуцианского «Шестикнижия» и самого учения Конфуция, специально для этого он тщательным образом создал теорию обоснования политического объединения, новое конфуцианство династии Хань. В период Северной Сун возникло философское направление, в основе которого лежало изучение конфуцианских истин канонических книг, представителями которого были Чжоу Дуньи, Шао Юн, Чжан Цзай, Чэн Хао, Чэн И, Чжу Си и др., таким образом, конфуцианство получило новый виток развития.

Современный ученый Фэн Юлань относил идеи сунского периода к неоконфуцианству. Он полагал, что неоконфуцианство представляет собой объединение конфуцианства, буддизма и даосизма. Теория неоконфуцианства Фэн Юланя была почти единогласно признана государством. Современная неоконфуцианская мысль возникла после движения Четвертого мая в период философских дискуссий о западной и восточной культуре, а также о науке и мировоззрении. Это был первый период развития, представителями которого были: Лян Шумин, Сюн Шили, Ма Ифу, Чжан Цзюньмай и др. Второй период начался в материковом Китае во время военного нападения Японии и после победы японского агрессора, сокращенно назывался «неоконфуцианством времен войны сопротивления Японии». Представителями этого периода являются Фэн Юлань, Хэ Линь, Цянь Му, Фан Дунмэй и др. Неоконфуцианство третьего периода «неоконфуцианство Тайваня и Гонконга» развивалось на территории Тайваня и Гонконга и продлилось с 50-х по 70-е годы XX века, известные его представители – Цзюнь И, Моу Цзунсань, Сюй Фугуань и др. Четвертый период – неоконфуцианство 70–90-х годов XX века за рубежом, называвшееся «иностранным неоконфуцианством», однако после проведения политики реформ открытости некоторые эмигранты снова вернулись на материковый Китай. Представителями четвертого периода были Ду Вэй-мин, Чэнь Чжун’ин, Лю Шусянь и др.

Неоконфуцианство заново пересматривает современность, сциентизм, уделяет большое внимание ценности и духовной составляющей китайской нации и всего человечества. Проблемы сознания и идеологический вклад в других областях включает себя изучение таких вопросов, как избавление от противопоставления традиционной культуры и модернизации, новый взгляд на проблему отношения восточной Азии и китайской цивилизации с одной стороны, и модернизации и современности с другой; критика отождествления модернизации и вестернизации. Были также развернуты дискуссии о цивилизации и построении культурного Китая; выявлены внутренние связи конфуцианской ценности с современной глобализацией, экологической этикой, биоэтикой; был сделан акцент на связи конфуцианства с современной демократией; рассмотрена «внутренняя трансцендентность» конфуцианства; было обосновано, что идея «обучения для себя» имеет трансцендентальный смысл и т. д. Современное конфуцианство занимается поиском источника ценности традиционной культуры Китая, трактовкой моральных идеалов, утверждением нравственной субъективности. Это оказывает огромное влияние на искоренение существующих в современном обществе западных теорий центризма, меркантилизма и гедонизма.

Философская школа «тайное учение» сюань-cюэ (??)

Философское течение Китая времен правления династий Вэй-Цзинь, также имеет название «Сюань-сюэ периода Вэй-Цзинь». Особенностью школы является изучение и объяснение глубоких мистических теорий с помощью идей Лао-цзы и Чжуан-цзы, на основе которых трактовали «Книгу перемен» и конфуцианские воззрения. Основными объектами изучения выступали три сокровенных трактата – «Дао дэ цзин», «Чжуан-цзы» и «Чжоу и». Понятие Сюань, восходящее к «Дао дэ цзин», имеет глубокий, сложный для понимания смысл, это – «врата ко множеству потаенного». Общественными предпосылками зарождения Сюань-сюэ были социальные потрясения в последние годы династии Восточная Хань, раскрепощение сознания, упадок социального статуса конфуцианства. Постепенно происходит объединение трех учений: конфуцианства, буддизма и даосизма. Основной концепт Сюань-сюэ – «бытие и небытие». Представителями школы были в основном знаменитые люди того времени, обладающие благородным происхождением, изящными манерами, сильным характером, а также умеющие вести непринужденные беседы, – Хэ Янь, Ван Би, Жуань Цзи, Цзи Кан, Сян Сю, Го Сян, Ван Янь, Пей Вэй и другие.

В рамках этого направления появились разнообразные школы, из которых главные 3 – школа Гуй у, школа Ду хуа и школа Чун ю. Представителями направления Гуй у являются Хэ Янь и Ван Би. Они рассматривали небытие как источник Вселенной и первоначальную основу единства «всего сущего в природе». Последователи Гуй у считали, что «бытие» не может считаться основанием для существования всего сущего, бытие существует только благодаря небытию. В отношении конфуцианского учения и природы школа Гуй у внесла изменения в традицию поклонения природе Лао-цзы и Чжуан-цзы доциньской эпохи, сделав акцент на соединении природы и учения конфуцианства, полагая, что конфуцианство есть «конец», а природа – «начало, корень», учение восходит к природе, а не противостоит ей. Представитель школы Чун ю Пэй Вэй выступал против идеи, согласно которой «небытие» есть источник всех вещей, он придерживался теории «самовозрождения», «десять тысяч вещей основываются на бытии», небытие не может порождать бытие, и только последнее порождает себя. Го Сян сопоставил взгляды двух школ и выдвинул теорию о том, что «небытие» не может породить «бытие», но и «бытие» также не может самопорождаться. Го Сян не отказывался от противопоставления учения о конфуцианских догмах и природы и полагал, что конфуцианство является природой даосизма. В метафизическом учении династии Вэй-Цзинь часто обсуждались такие вопросы, как «связь речи и смысла», «наличие чувств у святых», «радости и печали», «связь таланта и характера» и другие. С помощью Сюань-сюэ были созданы благоприятные условия для развития свободы личности, а также обогащения мировоззрения людей, однако в то же время это привело к появлению некоторых ученых с «низким качеством работы, невысокими заслугами, мимолетными успехами и низким уровнем таланта». Среди его работ есть «Комментарии к Лао-цзы», «Теория Чун ю», «Комментарии к Чжуан-цзы» и другие.

Неоконфуцианство ли сюэ (??)

Направление философской мысли конфуцианства периода династий Сун и Мин, также имеет название «Неоконфуцианство Сун и Мин», «Дао сюэ». В противоположность ханьскому конфуцианству, во времена династии Сун, для того, чтобы постичь истинную суть произведения, конфуцианцы при трактовке различных канонов уделяли внимание членению текста на разделы, поэтому неоконфуцианство имело название ли сюэ, или «и ли чжи сюэ» («учение об истине»). Внутри самой школы ли сюэ существовали различные направления, каждое из которых притесняло и одновременно заимствовало что-то друг у друга. Особенностью ли сюэ было объединение трех учений: конфуцианства, буддизма и даосизма, ядро учения – классическая теория конфуцианства, однако наряду с этим ли сюэ испытала на себе влияние буддизма и даосизма. Родоначальником ли сюэ считается Чжоу Дунь, и династии Северная Сун, основными деятелями – Чжан Цзай, Чэн Хао, Чэн И, одним из выдающихся представителей был Чжу Си. В своих трудах «Изъяснение плана великого предела» и «Книга постижения» он простым языком разъяснил рождение Вселенной и появление на свет «десяти тысяч вещей», предложил точку зрения, согласно которой все вещи восходят к «великому пределу», а также концепты ли – высший принцип, ци – энергия, дух, син – природа, характер, мин – судьба и т. д., ставшие основными категориями неоконфуцианства династии Сун. Чжан Цзай рассматривал высший принцип ли как закон движения материи ци. Ученый династии Мин Ван Тинсян также полагал, что ли есть закон изменения движения ци и не может существовать отдельно от ци, он критиковал идеи братьев Чэн и Чжу Си о том, что ли порождает ци, а ци есть лишь его функция. Чэн Хао и Чэн И выдвинули утверждение о том, что все вещи являются лишь законом природы, и все восходит к высшему принципу ли, и несмотря на то, что существует великое разнообразие вещей, ли едино. Чжу Си унаследовал идеи братьев Чэн, на основе ли он создал законченную систему объективного идеализма. Лу Цзююань в этот же период предложил идею субъективного идеализма – «Вселенная – это наше сердце», основой которой явилось «разъяснение подлинного намерения», создав, таким образом, базу для «учения о духовном самосовершенствовании» синь сюэ – направления ли сюэ. В период династии Мин Ван Янмин развил учение Лу Цзююаня, он считал, что «за пределами чувств ничего не существует», «вне сердца нет истины». Ван Янмин категорически утверждал, что «интуиция» и «духовая сила» являются источниками Вселенной, выступал за «интуитивное знание», делал акцент на «единстве познания и действия». Во времена династий Сун и Мин многие философы обсуждали понятие ли, и результатом таких философских дискуссий стали достижения философской мысли, что оказало большое внимание на потомков.

Учение о духовном самосовершенствовании синь сюэ (??)

Одно из ответвлений конфуцианства. Наиболее раннее упоминание о синь сюэ восходит к Мэн-цзы. Древние китайцы считали сердце органом мышления, поэтому у Мэн-цзы встречается идея о том, что «сердце предназначено для мышления». Он полагал, что функция сердца – это интеллект, а также осознавал, что если «сердце предназначено для мышления, только интеллектуальная деятельность может привести к успеху, если же не размышлять, то ничего не добьешься». Наряду с этим сердце представляет собой и этическое понятие. Мэн-цзы отмечал: «Сохраняйте свой внутренний дух, воспитывайте свой характер». «Сердце» становится синонимом внутренней сущности человека, отсюда и происходит неоконфуцианское древнекитайское учение о «сердце и индивидуальной природе» – «синь син сюэ» «???». Поэтому синь ? в философском понимании в Древнем Китае имело два значения: в первом – это онтологическое дао (путь) и дэ (мораль), во втором значении – понятие субъективного познания сы «?» (размышление). В неоконфуцианстве династий Сун и Мин Чэн Хао и Чэн И глубо исследовали концепт синь, так как основывались на пути дао и высшем принципе ли. Ученый Лу Цзююань из Южной Сун был всецело поглощен учением о духовном самосовершенствовании синь сюэ ??. Он полагал, что все вещи во Вселенной являются только лишь отражением субъективного сознания человека и категорично утверждал, что вся Вселенная есть наше сердце, а наше сердце – Вселенная, считая сердце источником возникновения всего сущего в мире. Философ первым выдвинул идею о единстве синь (сердца) и ли (истины, разумности, справедливости): «У человека есть сердце синь, а сердце обладает ли», синь и есть ли, с его точки зрения, эти понятия никогда не изменяются. Лу Цзююань считается основателем учения о духовном самосовершенствовании синь сюэ ??. Впервые данное название было упомянуто Чэнь Сяньчжаном во времена династии Мин, оно подразумевало, что все во Вселенной является проявлением единого порядка, высший принцип, справедливость ли – это и есть синь. Большое внимание уделялось успокоению сердца, безмятежности, методу созерцания, транса посредством приведения себя в состояние отрешенного спокойствия, то есть всецелой поглощенности процессом познания себя и мира, важным явлением было культивирование моральных качеств сердца.

Ван Янмин во времена династии Мин способствовал расцвету учения синь сюэ, которое называлось «учением о сердце» Ян Мина. В Китае этот философ считается примером «трех неувядаемых качеств» – добродетели, заслуг и литературных трудов. Основываясь на своем сложном и разнообразном практическом опыте жизни, он обобщил и создал собственное учение, унаследовав онтологию Лу Цзююаня. Ван Янмин полагал, что «вне сердца отсутствует истина», «наше сердце и есть Вселенная», он уделял особое внимание важности субъективного познания, и одновременно с этим ставил во главу угла культивирование моральных качеств в синь сюэ. Ученый отмечал, что для того, чтобы понять объективный мир и обогатить самого себя, человек в своих действиях должен исходить от «сердца», субъективного сознания и личной инициативы. Впервые были тесно связаны между собой понятия чжи ? (познание) и син? (практика), предполагалось, что познание – это вид практики, а практика – познания, провозглашалось единство этих понятий и «осуществление интуитивного знания». Ван Янмин также относил к этому учению добро шань «?» и зло э «?». Им было выведено 4 главных постулата: «без добра и зла тело всего лишь тело; движение души появляется тогда, когда появляется добро и зло; когда познаешь добро и зло, возникает природное знание; устранять зло ради добра и есть постижение сути вещей». Добро и зло здесь имеют значения моральных качеств, а также представления об истине и заблуждениях. «Учение о сердце» Ян Мина оказало сильное влияние на последующие поколения.

Учение о естестве пу сюэ (??)

Первое значение пу сюэ?? – раннее конфуцианское учение, сформировавшееся до «Школы канонов в современных знаках» династии Хань. Во втором значении под??понимается «Школа текстов старых письмен» периода Хань. Ее особенностью является установление достоверности комментариев древних текстов, названия и сущности предметов, ритуалов. Ученые данной школы опирались на исторические документы, скрупулезно и осмотрительно проводили научные исследования, ценили не красочность и наличие различных эвфемизмов в тексте, а простое изложение материала, в связи с чем пу сюэ?? стала называться учением о естестве, исследователи проводили свои научные изыскания вплоть до преклонного возраста и трактовали каноны с помощью огромного количества иероглифических знаков, что было слишком сложно. В третьем значении?? – это филологическая школа царствований под девизами Цяньлун и Цзяцин, унаследование добросовестного подхода к процессу обучения ученых-конфуцианцев эпохи Хань, сосредоточение на комментариях и выявлении фальсифицированных знаков. Конфуцианцы прилагали усилия для того, чтобы систематизировать информацию, собрать утраченные тексты сочинений, установить степень аутентичности знаков. Наряду с этим, они проводили историко-филогические изыскания исторической географии древности, системы астрономического календаря, занимались составлением законов и правил их урегулирования и т. д. Недостатки таких исследований заключались в отрыве от реальности, пренебрежении настоящим во имя прошлого, исследований ради исследований.

Гуань Чжун (ок. 723–645 гг. до н. э.) (??)

Происходит из рода Цзи, имеет фамилию Гуань, имя Иу, второе неофицальное имя – Чжун, посмертное почетное имя – Гуань-цзы. Представитель легистов периода Борющихся царств. Знаменитый экономист, философ, политик, военный деятель, известный в древнем Китае как «предвестник легизма». Гуань Чжун испытал влияние традиционных идей, берущих начало в западной Чжоу, особенно в вопросе уважения и соблюдения ритуалов. Он помогал князю Хуань установить господство и, «неся боевое знамя «преклонения перед государем», сохранил этикет Чжоу». Во время нападения на царство Чу Гуань Чжун критиковал поступки правителя Чу за то, что они противоречат правилам Чжоу: «не были преподнесены должные пучки пырея для фильтрования жертвенного вина, не поклонились чжоускому вану, не было перколятора для процеживания вина, я пришел собирать дань, а Чжоу Ван выехал с инспекционной поездкой на юг и не вернулся, я приехал специально узнать об этом» («Цзо- чжуань. Си гун сы нянь»).

Гуань Чжун уважал патриархальные морально-этические нормы, однако выступал против пустословных административных законов об этикете и долге. Сравнивая такие законы с развитием производства и решением насущных проблем народа, он ставил на первое место трудности людей. Трактат «Гуань-цзы. Му минь» гласит: «Каждый, кто управляет народом, должен контролировать, уделять внимание сельскому хозяйству, защищать закрома; если в стране будет богатство, люди, живущие далеко, могут переселиться, если будут освоены пустые земли, то население страны может спокойно оставаться жить здесь». Это означает, что если правитель будет уделять внимание деревне, развивать производство, увеличивать состояние государства, люди смогут найти себе источник средств, и далекие гости будут прибывать, а народ страны оставаться на своей Родине. Он полагал, что развитие производства – это предпосылка для становления богатого и могущественного государства, а также материальная основа для того, чтобы люди уважали правила этикета и сохраняли стабильный общественный порядок. Если не уделять этому внимание, не решать вопросы первой необходимости и вести пустые разговоры о правилах этикета, то невозможно будет хорошо управлять государством. Поэтому Гуань Чжун твердо придерживался идеи, согласно которой «если закрома полны, то и владеешь хорошими манерами, если закрыты потребности в одежде и пище, то сможешь познать славу и спокойно переносить терпения и обиды».

В период правления Гуань Чжуна в царстве Ци произошли глубокие общественные реформы. Сформировавшийся с западной Чжоу патриархальный уклад начал рушиться, бегство рабов стало обычным общественным явлением в царстве Ци, противоборство старых и новых сил было очень сильным. Для общественного спокойствия и процветания страны нужны были реформы. Гуань Чжун считал, что необходимо сосредоточиться на воле народа – «политическое состояние улучшается, когда следуют сердцу народа, и ухудшается, когда идут против его воли», поэтому он требовал от князя Ци Хуаня корректировать старые законы, «выбирать добрые и следовать им («Гуань-цзы. Му минь»). Нужно поступать по желанию народа и отказаться от всего остального («Ши цзи. Гуань Янь лечжуань» – Биография Гуаня и Янь-цзы, «Исторические записки»). Он предложил «изменить старые законы» и «следовать воле народа», это не только выразило его решение проводить реформы, следуя историческим тенденциям, но и явилось показателем его уважения к законам.

Для начала в области сельского хозяйства Гуань Чжун изменил систему налоговых пошлин. Для того, чтобы увеличить коэффициент использования земель, он применил метод дифференцированного обложения земельным налогом и предложил брать налог, исходя из качества земельного участка, чтобы трудящиеся были в тепле и сытости и не покидали родные дома. Он призывал народ осваивать целинные земли, строить ирригационные сооружения, выращивать пять основных продовольственных культур, домашний скот, заниматься хлебопашеством и ткачеством. Для этого Гуань Чжун выдвинул идею «делиться товаром», разделять интересы, а также результаты своего труда. Все это способствовало развитию феодальной экономики.

Во-вторых, следует отметить его реформы административной организации. Гуань Чжун поделил царство Ци на 21 волость: 6 торгово-промышленных и 15 служилых. Местные административные организации находились непосредственно под управлением князя или старшего канцлера.

Жилье для горожан распределялось согласно 4 прослойкам общества: служилых людей, земледельцев, ремесленников, купцов, строго контролировалось соблюдение закона о регистрации по месту жительства. Эти классы жили и работали отдельно, было запрещено перемещение, нельзя было жить смешанно с другими прослойками или менять профессию. Такие правила, с одной стороны, должны были приводить в порядок уже разрушенную систему управления и усиливать контроль над людьми, а с другой стороны, укреплять власть правителя.

В-третьих, основываясь на реформах внутренней политики, Гуань Чжун провел реформирование военной системы и объединил военные и административные организации. В мирное время военные занимались сельским хозяйством. Конкретный метод состоял в том, что для служилых и промышленников была введена новая система административных единиц: 5 дворов составляли гуй, 10 гуй равнялись ли, 4 ли объединялись в лянь, 10 ляней – в сян, а 10 сянов представляли собой административный район цзюнь. В каждой семье избирался один человек, 5 человек составляли ряд у ?, 50 человек назывались сяо жун??, 200 человек формировали цзу ?, 2000 человек объединялись в люй ?, 10000 человек уже считались войском, армией. Он полагал, что такие меры благоприятны для увеличения ресурсов армии и увеличения боевой мощи солдат.

В-четвертых, были установлены правила искупления преступления с помощью военной утвари, меди и железа. «Совершившие серьезные преступления должны были быть исколоты панцирем из кожи носорога, мелкие нарушители – щитом, а для еще более малозначительных преступлений наказание влекло за собой денежный штраф, те же, которые находились под подозрением, были помилованы» («Го Юй. Ци юй»). Этот метод помогал увеличить количество воинов и улучшить военную оснащенность.

Таким образом, Гуань Чжун проявил себя как очень плодотворный деятель Китая. Его правовые идеи оказали большое влияние на потомков. Его идеи об управлении страной с помощью ритуалов, преклонении перед правителем, были одобрены конфуцианством, а действия, касающиеся реформ, хлебопашества и ткачества, обогащения страны и укрепления армии, суровые меры наказаний получили признание легистов. Известный афоризм «когда в амбарах есть зерно, люди помнят о вежливости, когда есть достаток в еде и одежде, люди помнят о чести и бесчестии» и по сей день передается потомкам.

Лао-цзы (571–471 гг. до н. э.) (??)

Философ позднего периода Вёсен и осеней, основоположник даосизма. Согласно «Историческим запискам», его фамилия – Ли, имя – Эр, второе имя – Дань. Лао-цзы был предшественником Конфуция, родился в селении Цюйжэнь, волости Ли уезда Ху в царстве Чу. Лао-цзы служил историографом, хранившим дворцовый архив династии Чжоу (в его ведении находилась библиотека и памятники культуры), но когда династия Чжоу пришла в упадок, Лао-цзы ушел через западную заставу Ханьгу, стал жить в уединении и умер в неизвестности. Самый важный его трактат – «Дао дэ цзин», также имеющий название «Лао-цзы», он содержит глубокие знания о натурфилософии, политической и этической философии, жизненной философии, учении о «вскармливании жизни» и эстетике.

Центральной идеей философии Лао-цзы является понятие Дао, выступающее наивысшей философской категорией. С помощью Дао он объяснял суть, творение, изменение, первоначало и главный закон всего сущего во Вселенной. У Дао есть следующие особенности: Дао рождает Небо и Землю, является независимым и неизменным источником всего сущего, не имеет преград и формы, содержит непостижимое прошлое и будущее, несравнимо глубокое, цикличное, аморфное и нематериальное, которое порождает все сущее. Дао есть наивысшее трансцендентальное состояние бытия, оно абсолютно и преодолевает всю относительность, обладает неизменностью, подвижностью, трансцендентностью, является истоком Вселенной и наивысшей категорией даосизма.

Учение Лао-цзы богато диалектическими идеями. Все сущее находится в постоянном изменении, «Небо и Земля не вечны, и тем более, человек». У всего в мире есть две противоположные стороны, «Бытие и Небытие порождают друг друга, трудное и легкое создают друг друга, длинное и короткое взаимно соотносятся, высокое и низкое взаимно определяются, звуки, сливаясь, приходят в гармонию, предыдущее и последующее следуют друг за другом», «все сущее несет в себе инь и ян», противоположные стороны взаимосвязаны и взаимопревращаемы, «О несчастье! Оно является опорой счастья. О счастье! В нем заключено несчастье», нет таких вещей, которые бы не превращались в свою противоположность, «превращение в противоположное есть действие Дао». Для того, чтобы все сущее изменилось и начало развиваться, требуется определенный уровень накопления, «преодоление трудностей начинается с легкого, осуществление великого – с малого». Лао-цзы первым предложил философские понятия «Небытие и Бытие», он полагал, что порождение всего сущего происходит из Небытия к Бытию, но в результате все возвращается к первозданной беспредельности У-цзи.