Интересуйтесь всеми происходящими в жизни ребенкасобытиями
Важным принципом построения гармоничных взаимоотношений в семье и как следствие, установления полноценного общения в ней, является участие родителей во всех сферах жизни ребенка. Это предполагает не только обучение его необходимым навыкам, правилам и нормам поведения – очень важно проявлять интерес к тому, что составляет окружающий мир ребенка, ведь только таким образом можно стать для него другом.
Некоторые родители убеждены, что существуют важные и значительные события в жизни ребенка – такие, как обучение в школе, адаптация в среде сверстников, на которые следует обращать особое внимание и интересоваться ими. Но при этом другие события его жизни (уже рассмотренные нами увлечения, способы проведения досуга, казалось бы, незначительные случаи, произошедшие с ним, которые, однако, могут оставить в памяти массу впечатлений) с точки зрения родителей не так уж значимы, а потому не воспринимается ими всерьез.
То есть непосредственно все, то, что ежедневно наполняет жизнь ребенка, помимо необходимых занятий и обучения установленным правилам, не берется в расчет взрослыми и не разделяется ими. А между тем это более обобщенная форма представленной выше ошибки воспитания и, разумеется, что ее последствия существенным образом сказываются как на общении в семье, так и на общем микроклимате.
Ведь жизнь детей наполнена не меньшими событиями, чем жизнь взрослого человека, а подчас и куда более яркими. Для ребенка все ново, он только открывает для себя мир и какие-то случаи, происходящие с ним, будь то новое знакомство, поход в кино, отдых на природе, вызывает у него множество эмоций.
Бывает, что произошедший с ребенком определенный случай очень повлияет на него и скажется на его мировоззрении, поведении, взглядах и убеждениях, а потому родителям важно быть в курсе всех событий жизни детей, ведь именно тогда они смогут понимать ребенка и его поступки. К тому же многое из того, что происходит именно в детские годы, оставляет свой отпечаток на характере и поведении в будущем.
Кроме того, психологи утверждают, что каждому человеку время от времени очень важно делится с кем-то своими эмоциями и впечатлениями, что дает им выход и позволяет не накапливаться внутри. Особенно же это касается детей. Поэтому родителям нужно всегда выслушивать ребенка, не разделяя события его жизни на значимые и не значимые.
Но здесь нужно учитывать то, что все дети различаются по характеру и психотипу: одни изначально открыты и общительны, другие, же наоборот, закрыты, более молчаливы и не всегда готовы впускать окружающих в свой внутренний мир.
Потому важно, прежде всего, установить доверительные отношения с ребенком, и ни в коем случае на него не давить, пытаясь добиться общительности, если она ему не свойственна.
Важно проявлять чуткость по отношению к ребенку. Именно она и создает предпосылки для появления у него доверия к родителям, а отнюдь не замкнутости. Ведь помимо врожденных особенностей, в установлении характера ребенка немалую роль играют приобретенные черты, и методы воспитания существенным образом сказываются на их формировании.
Так, одной из причин замкнутости и необщительности ребенка может являться как раз недостаток внимания родителей к событиям его жизни за рамками посещения школы и выполнения определенного круга обязательств.
Если родители предъявляют к ребенку немало требований, однако при этом не обращают внимания на какие-то способы его самовыражения, увлечения, попытки выстраивать взаимоотношения с окружающим миром, то ребенок в дальнейшем уже не станет рассказывать им обо всем, что происходит в его жизни.
А потому начнет замыкаться в себе, чувствовать себя непонятым и не очень значимым в семье. Слишком много правил могут вызывать у него протест, от избытка невысказанных переживаний он может ощущать эмоциональную подавленность.
Ведь ребенок эмоционально сближается с теми людьми, которые разделяют его увлечения, понимают и принимают их, кто проводит с ним досуг, общается и считается с его мнением, а не только устанавливает требования, запреты и правила.
Например, 8-ми летний Андрей, играя с мячиком и подбрасывая его, говорит отцу: «Папа посмотри, как хорошо я умею играть в мяч». На что отец отвечает: «Андрей ты уже вполне взрослый, тебе пора прекращать детские игры и сесть за уроки».
Сын пошел делать уроки впрочем, без особого энтузиазма, скорее чтобы «отвязаться» от отца. Между тем ребенок хочет видеть в родителях прежде всего друзей, которые будут не только использовать шаблонные наставления и читать нотации, но с которыми можно разделить увлечения, досуг, иметь общие интересы.
Так, в рассмотренном нами примере одним из более подходящих вариантов взаимоотношения с ребенком будет скорее проявление внимания к нему, что может выражаться в разном виде: даже если, по мнению родителей, ребенку следует заняться уроками, то лучше сказать об этом не в назидательной форме. Например: «У тебя хорошо получается играть в мяч, но сейчас тебе пора приступить к выполнению домашнего задания».
Или же можно поиграть вместе с ребенком в мяч. Ведь общая деятельность или совместно проведенный досуг являются факторами, сближающими ребенка и родителя. Разумеется, из этого вовсе не следует, что не нужно предъявлять к сыну или дочери определенные требования, использовать запреты, но важно осознавать, что отношения должны строиться отнюдь не на чтении нотаций, а на взаимном понимании.
Таким образом, именно непосредственное внимание к событиям жизни ребенка и участие во всем, что с ним происходит, необходимая поддержка и совет в нужный момент, но в то же время отнюдь не стремление все решать за детей и контролировать каждый их шаг, способствует установлению дружеских отношений между родителями и ребенком. И именно осознание того, что родителям интересен его собственный мир, и дает ему ощущение нужности и значимости в семье.
Основа понимания: будьте чуткими к чувствам и эмоциям ребенка
Одним из главных условий установления с ребенком доверительных отношений и эмоционального контакта является проявление чуткости к его чувствам и эмоциям. Знакомясь со своеобразным детским языком и особенностями речи малыша, мы увидели, насколько важно уделять внимание его эмоциям.
Ведь без этого невозможно понимание ребенка. Непонятым же детям и детям, душевным состоянием которых не интересуются родители, психологически намного сложнее формироваться, у них создается внутренняя напряженность, гораздо чаще случаются стрессы, нередко возникает состояние подавленности, одиночества в собственной семье. Все это создает далеко не самый благоприятный эмоциональный фон. Напротив, понимание ребенка во многом обеспечивает ему необходимые и наиболее благополучные условия для развития и способствует возникновению эмоциональной поддержки со стороны семьи, что очень важно.
Внимание к чувствам ребенка во многом способствует верному выстраиванию диалога с ним. Бывает, что ребенок огорчен – тогда следует проявить участие и поинтересоваться, что у него случилось. Если он не хочет рассказывать, то, как неоднократно упоминалось, не приставать с расспросами; если же готов делиться с вами своими переживаниями, нужно выслушать его, успокоить и дать совет.
Обговорите с ним произошедшую ситуацию. При этом не следует кричать и повышать голос, если ребенок, по вашему мнению, в чем-то ошибся и поступил неправильно – ведь если он делится с вами, значит, ему важно ваше мнение, научите его, как нужно действовать в дальнейшем.
Когда же ребенок, пытаясь рассказать маме о чем бы то ни было, сталкивается с непониманием, криками и упреками: «Я же тебе говорила, что так делать нельзя, нет, ты все по-своему», у него не появится в дальнейшем желание делиться происходящим.
И это во многом становится причиной того, что ребенок начинает жить в собственном мире, куда не пускает родителей. Если же ребенок спешит поделиться каким-то радостным событием в своей жизни, очень важно выслушать его рассказ и разделить его радость, став для него близким другом.
Итак, мы видим, что очень важно разделять чувства ребенка. Например, 10-летняя Лена очень переживает о том, что от нее уезжает двоюродная сестра Настя, вместе с которой они провели лето. Девочка, плача, поведала маме, что она теперь осталась одна и ей не с кем будет дружить.
«Вот проблема, – ответила мама, – найдешь себе скоро новую подружку».
«Мама ты не понимаешь…» – не успокаивается Лена.
«Как тебе не стыдно, ты уже большая, а так себя ведешь».
Лена убежала в свою комнату, еще более огорчившись. Разумеется, родителям следует более чутко относиться к детским переживаниям, даже если проблема кажется несущественным пустяком. Например ситуация могла выглядеть так: «Не переживай, на следующее лето Настя снова к нам приедет».
Ребенку очень важно быть понятым, ведь когда он находится под воздействием сильного чувства и эмоций, он никого не слушает. Он еще не готов принять ни совета, ни критики. При этом ему хочется, чтобы его понимали без необходимости объяснять свои ощущения.
Так, когда помимо требований в виде выполнения каких-либо правил, родители интересуются душевным состоянием ребенка, то именно в этом случае и устанавливаются благоприятные взаимоотношения в семье и положительный микроклимат.
Не навязывайте свое мнение
Обучайте ребенка навыкам ведения диалога – при этом оставляйте за ним право иметь и высказывать собственное мнение по любому вопросу и проблеме. Более того, учите его мыслить самостоятельно.
Бывает, что родители уверены в своей правоте и непогрешимости и подчас диктуют ребенку, как нужно поступать, лишая его права на личное мнение по большинству вопросов в силу убеждения, что в своем возрасте он еще не способен понимать многие вещи. Случается, что многочасовое чтение морали и нравоучительные лекции становятся единственным способом обучать ребенка. Однако это лишь отталкивает его.
Разумеется, ребенок еще не сформировался психологически и не имеет достаточной базы знаний и жизненного опыта, а потому не может многое решать самостоятельно и делать сложные логические умозаключения. Но лишать его личного мнения недопустимо. Ведь таким образом у ребенка не будет появляться собственного взгляда на вещи и в более взрослом возрасте он привыкнет опираться во всем лишь на мнение родителей, а потом и окружающих.
А между тем собственная позиция по различным вопросам как раз и характеризует зрелую сформировавшуюся личность. Кроме того, подавление мнения ребенка очень часто мешает появлению у него самостоятельности не только в суждениях, но и в действии.
Следует также понимать, что отсутствие диалога в семье в конечном счете отразится и на взаимоотношениях в ней, а поведение ребенка в зависимости от его характера будет выражаться в следующем: он может замкнуться в себе или начать лицемерить, либо же открыто выражать сопротивление, нередко сопровождаемое вспышками агрессии и неприятием мнения родителей.
Все это порождает огромное количество проблем в будущем. Они касаются также и непосредственно самой личности ребенка – ему будет нелегко в дальнейшем выстраивать отношения с окружающим миром.
В одном случае подавление мнения ребенка может привести к формированию у него таких черт характера, как нерешительность, боязнь брать на себя ответственность, неуверенность в себе. Во втором же ребенок может вступать в активное противоречие с родителями, у него возникнет непримиримость и неприятие их суждений, чувство протеста приведет, в конечном счете, к отдалению от родителей.
Потому рассказывайте ребенку о вашем взгляде относительно разных проблем, но не навязывайте его, не препятствуйте возникновению у детей собственной точки зрения, а наоборот, стимулируйте ее появление.
Ведь, обучая ребенка навыкам ведения диалога и отстаивания собственной позиции, родители, во-первых, создают условия для непринужденного общения в семье, а во-вторых, развивают речь ребенка, способствуют формированию у него в некотором смысле лидерских качеств.
Выслушивая точку зрения ребенка на ту или иную проблему, не следует тут же с ней соглашаться, если она, на ваш взгляд, ошибочна. Расскажите ему свою позицию по данному вопросу. При этом прислушиваться к ребенку необходимо всегда, как иучитывать его мнение при принятии решения. Следует уделять ему немалое значение, ведь лишь тогда у ребенка появится уверенность в себе, он будет ощущать себя частью семью.
Не запрещайте ребенку быть индивидуальностью
Говоря еще об одном принципе построения диалога, в очередной раз напомним важное правило: для того, чтобы создать условия для дружеского доверительного общения в семье и благоприятных взаимоотношений, необходимо принимать ребенка таким, какой он есть, с тем набором индивидуальных особенностей, которые ему присущи.
Бывает, что родители начинают сравнивать поведение своего ребенка с другими детьми и ждут от него чего-то, что более характерно детям с иным характером. Таким образом, забывают о том, что каждый ребенок, прежде всего, индивидуальность, и не стоит применять личностные характеристики одного ребенка к другому.
Из-за данной ошибки могут возникать конфликтные ситуации и непонимание во взаимоотношениях и в общении. Постоянное сравнение мешает ребенку полноценно формироваться, у него определенным образом страдает самооценка, возникает ощущение того, что его не принимают в семье. Чтобы этого избежать, позвольте ребенку оставаться собой, исключите фактор сравнения. Общение, лишенное сравнений и навязывания чужой модели поведения, безусловно, будет плодотворным и сближающим.
Бывает, что родители чрезмерно заботятся о том, чтобы ребенок ничем не выделялся из социальной среды, боясь тем самым, что он не впишется в общие рамки. Они не пытаются увидеть в нем отдельную личность. Но важно понимать, что, чем старше становится ребенок, тем больше стремится к нахождению себя. И отсутствие у ребенка чувства индивидуальности мешает ему самореализовываться, и опять же, отнюдь не способствует появлению у него уверенности в себе.
Объясняйте ребенку правила и запреты и будьте готовы к диалогу