banner banner banner
Как правильно воспитывать ребёнка?
Как правильно воспитывать ребёнка?
Оценить:
 Рейтинг: 0

Как правильно воспитывать ребёнка?


Очень важно объяснять ребенку мотивацию ваших решений, правил и запретов, а также же быть готовыми к диалогу, если у него на что-либо из вышеперечисленного имеется свое мнение.

Зачастую мы ждем от ребенка четкого выполнения предписанных норм, чтобы его поведение считалось «правильным» с точки зрения общепринятых правил. Но при этом постоянными запретами и вечными «нельзя» мы рискуем подавить личность ребенка, который превратится в своего рода послушный винтик, всегда поступающий как надо, но при этом лишенный индивидуальности и лидерских качеств.

Но, с другой стороны, отсутствие таких запретов приведет к тому, что ребенок перестанет слушаться родителей, он не будет вписываться в рамки поведения, может быть и вовсе станет вести себя асоциально. Так как же выстроить систему запретов таким образом, чтобы, с одной стороны личность ребенка не была подавлена и в его характере оставалась активность и волевые качества, но с другой стороны, чтобы при этом не возникало вседозволенности?

Разумнее всего использовать необходимые запреты, однако объяснять их причину, а также быть готовым к диалогу с ребенком. Стоит вернуться к самому слову «запреты» и объяснить, как они действуют и как их грамотно применять в воспитании.

Что такое «нельзя» с точки зрения ребенка? Данный термин вполне может приниматься им, если его мотивация обоснована и понятна, а также когда присутствует принцип неизменности, то есть запреты родителей не меняются ежедневно.

«Нельзя есть сразу килограмм конфет, нельзя ходить по дому в верхней обуви, нельзя везде разбрасывать свои вещи». Зачастую, если ребенок понимает последствия выполнения того, что запрещают делать родители (родители объяснили ему, что если он съест сразу 3 порции мороженого, у него может заболеть горло), то такие осознанные запреты всегда воспринимается им как должное.

Если даже, например, шестилетний малыш продолжает кричать и плакать, требуя мороженого, такая фраза как «У тебя заболит горло, и тогда мы не пойдем завтра в зоопарк» в большинстве случаев заставит ребенка отказаться от своих намерений. Подобного рода запреты необходимы и всегда имеют должное действие. Однако все же следует избегать употребления большого количества запретов.

С другой стороны существуют и те запреты, которые вызывают у ребенка непонимание или неприятие. Это происходит зачастую, когда они не объясняется, когда отсутствует взаимный диалог. То же самое касается и выполнения определенных обязанностей. Иногда важно пояснить ребенку, почему ему необходимо совершать то или иное действие, чтобы он, прежде всего, осознавал возможную пользу от него.

Например, говоря о том, что ему следует дополнительно заниматься математикой, порой стоит сказать, что данные знания пригодятся в дальнейшем, например при поступлении в институт, таким образом, формируя у ребенка мотивацию к обучению.

Есть и такие обязанности, которые ребенок категорически не желает выполнять. И если они не носят необходимого характера, очень важно идти на компромисс: например, родители настаивают на посещении дополнительного кружка, который совершенно ему не интересен.

Очень важно не просто ставить ребенка перед фактом того, что он должен делать, но сформулировать ему причины вашего решения. Ведь в первом случае, когда родители бескомпромиссны и не интересуются мнением малыша, он будет воспринимать свои обязанности как некое тяжелое бремя и, несомненно, такая модель воспитания негативно скажется на взаимоотношениях, возникнет определенный барьер между родителями и ребенком.

При этом у некоторых родителей складывается ложное мнение, что, когда малыш вырастет, то одобрит и поймет многие их решения. В действительности же, даже если это и произойдет, отношения, которые изначально предполагали неразрешенные противоречия и отсутствие диалога, не часто бывают успешными, нередко отчуждение с годами проявляется еще больше.

К тому же занятия, выполняемые детьми без желания и энтузиазма, вряд ли дадут плодотворные результаты. Чтобы не допустить подобных ошибок, возможны два варианта разрешения приведенной выше ситуации: можно, определенным образом аргументируя данное решение, постараться убедить ребенка в его пользе, либо же отказаться от этой идеи, видя, что у него отсутствует желание и стремление заниматься предложенной вами деятельностью.

В противном случае налицо будут признаки скорее диктата, где нет места для мнения ребенка. Причем форма, в которой будут преподноситься запреты и правила, неизменно также повлияет на отношения внутри семьи. Потому важно обстоятельно и обоснованно формулировать их.

Но и очевидно, что принципиальность родителей и четкая позиция по некоторым вопросам столь же важна, как и готовность идти на компромисс. Ребенок должен иметь четкие рамки допустимого, что как раз и предполагает принцип неизменности и постоянства установленных запретов. Другое дело, что выслушать его всегда необходимо.

Невысказанность и недосказанность

А сейчас давайте поговорим о проблеме невысказанности у детей. Чувство невысказанности, о котором мы уже упоминали, возникает в семье, где присутствует подавление мнения ребенка и отсутствует взаимный диалог, а потому у него нет возможности выразить свои мысли.

Большую ошибку, как мы говорили, совершают бескомпромиссные родители, которые не пытаются услышать ребенка, не принимают его доводов, когда существует много запретов, которые не аргументируются. Такая атмосфера подавляет детей. Часто невысказанность возникает в семьях, где ребенка не понимают. Он пытается передать родителям свои мысли чувства и эмоции, но в силу, например, неумения выразить многое словами, не бывает услышан.

Невысказанность приводит к тому, что ребенок переживает и накапливает все внутри себя. В определенный момент это может быть выплеснуто в виде агрессии. Именно невысказанность и непонимание ребенка порождает массу проблем.

Детская невысказанность – это внутренняя неудовлетворенность. Она может выражаться в подавленности, отсутствии интересов, хронической усталости. Дети, которые не имеют возможности выразить свои эмоции, часто замкнуты, им впоследствии сложно впустить кого-то в свой мир и строить взаимоотношения с окружающими. Нередко таким детям в дальнейшем может помочь в разрешении внутренних проблем лишь помощь квалифицированного психолога.

Очень важно разделять увлечения ребенка и интересоваться всем, что его увлекает и о чем он хочет рассказать. Ничто так, как душевный разговор, не сплачивает ребенка и родителей и ничто не создает такого чувства равновесия и эмоционального спокойствия у малыша, как понимание и поддержка мамы с папой.

Ну и конечно, у ребенка, которого не выслушивают в семье, страдает самооценка, ведь с его мнением и интересами не считаются.

Таким образом, только верно выстроенный взаимный диалог, в котором учитывается мнение ребенка и объясняются все запреты, а потому отсутствует невысказанность и недосказанность, может являться наиболее результативным фактором воспитания.

Проговаривайте все проблемы и не оставляйте место незавершенным конфликтам

Мы видим, что причины конфликтов в семье могут быть различными. Очень важно знать, что все неразрешенные вопросы необходимо обговаривать и не обрывать незаконченный разговор. Нужно разрешать конфликты так, чтобы не оставалось недомолвок и обид.

Таким образом, следует всегда выслушивать ребенка, когда у него есть желание высказаться. Очень важно чтобы впоследствии не было негласных претензий и не возникало ситуаций, когда ребенок внутри себя продолжает переживать проблему, когда остается недосказанность.

Ведь именно это приводит к нарушению гармонии в семейных отношениях, часто неразрешенные конфликты в последующем способствуют появлению отчужденности ребенка и родителей. В данном вопросе также важно проявлять чуткость.

Основные принципы диалога

Обобщая вышесказанное, можно выделить некоторые важные принципы, на которые следует опираться, общаясь с ребенком.

Большее внимание следует уделять чувствам, нежели словам.

Данное утверждение объясняется вышеупомянутыми особенностями речи ребенка, когда в ней присутствует минимум фраз либо же имеется скрытый смысл, требующий разгадки и понимания. Так, когда ребенок о чем-то повествует, следует обращать большее внимание на его чувства и эмоции во время разговора, нежели на слова, чтобы понять, почему он говорит что бы то ни было и определить его отношение к происходящему.

Выражать свое мнение и проявлять участие.

Важно проявлять участие к словам ребенка. Например, ребенок поведал родителям о трудностях обучения в школе, о том, что он не уверен в собственных силах и возможностях. В данном случае не следует критиковать его или говорить нравоучительными фразами, к примеру, «надо больше стараться» либо «если ничего не делать, то ничего и не получиться».

Ребенку важна ваша поддержка. Причем следует не просто согласиться с его утверждением о том, что определенный предмет сложный или что ему он с трудом дается, нужно также проявить участие и выразить свое мнение относительно сказанного ребенком, чтобы показать, что вам не безразлична данная проблема, разделить его переживания.

Например, сказать: «Наверное, ты очень устаешь в школе», или «Некоторые задачи и примеры совсем не легкие» и т.д. Переубеждать же ребенка и говорить ему о том, что у него непременно все получиться, не всегда имеет смысл и не стоит сразу же этого делать.

Ему важнее ваше понимание, ведь изменить мнение по поводу давно возникшего глубокого убеждения ребенку непросто, а разделяя его переживание, родители способствуют тому, что появляется эмоциональное спокойствие, уверенность в своих силах и поддержке родителей, а также появлению мотивации к преодолению данных трудностей обучения.

Итак, мы видим, что верно выстроенные взаимоотношения с ребенком во многом сводятся к умению его слушать и слышать. Существует немало правил педагогического воспитания, которые, несомненно, помогают родителям ориентироваться в данном вопросе и находить решение возникших внутрисемейных проблем. Однако без умения слышать ребенка очень сложно грамотно руководствоваться предложенными приемами.

Именно поэтому данному вопросу в детской психологии уделяется такое огромное значение. Таким образом, для того, чтобы знать о правильных методах воспитания ребенка, следует прочитать огромное количество литературы на данную тему, изучить множество учебных пособий и педагогических справочников.

Однако делать этого совсем не обязательно, можно просто научиться чаще смотреть на проблему глазами ребенка, видеть мир его восприятием. Тогда и достигается то самое понимание детей, их психологии и мышления, о котором так много говорится.

Подводя итог, можно сказать о том, что дети непосредственны в своих проявлениях, они ждут от взрослых понимания и строить общение с ребенком важно, прежде всего, на чуткости. Это будет залогом дальнейших крепких семейных взаимоотношений.

Глава 7. На пути к самостоятельности

Одним из критериев сформировавшейся, психологически зрелой личности является самостоятельное мышление. Давайте подробнее поговорим о данной способности и о том, как заложить ее у ребенка, а также почему именно самостоятельное мышление является показателем данных характеристик личности.

Мы хотим, чтобы наш ребенок был психологически подготовлен к жизни в социуме, чтобы он имел четкие ориентиры, умел расставлять приоритеты и ставить перед собой обоснованные цели. Мы нередко желаем видеть в нем те или иные важные черты характера – ответственность, рассудительность, способность принимать обдуманные и взвешенные решения.

Однако немаловажным условием для становления вышеперечисленных характеристик является умение ребенка мыслить самостоятельно. Без собственной позиции его жизнь будет во многом зависеть от обстоятельств, он станет в прямом смысле управляемым и внушаемым.

Именно потому наличие самостоятельного мышления говорит о сформировавшейся личности, отвечающей за свои поступки, готовой самостоятельно принимать решения. Наличие собственного мышления свидетельствует о том, что человек вполне независим в своем взгляде и оценках.

Но как научить ребенка самостоятельно мыслить, всегда ли эта способность присутствует у него изначально и проявляется в определенном возрасте или ее необходимо развивать? В каком возрасте ребенок начинает самостоятельно мыслить?

Разумеется, что изначально дети воспринимают все со слов родителей, при этом в младшем возрасте они почти не разделяют слова родителей и свое мнение, и лишь с возрастом у них начинает появляться собственное осознание различных проблем и видение их. Потому так много в педагогике говорится о том, как важно в эти годы обучать ребенка и верно направлять его.

Многое из того, что заложили родители, нередко и впоследствии воспринимается ребенком как незыблемые истины. Взгляд на семью, воспитание детей повзрослевший ребенок перенимает из опыта родителей.

Способность самостоятельно мыслить, несомненно, в той или иной мере присутствует у любого человека, однако насколько он зависим в своих мнениях и оценках от окружающих, будет непосредственно основываться на его характере и индивидуальных особенностях. Огромную роль здесь играет и система воспитания, заложенная в детстве.

При этом совсем не обязательно, что самостоятельное мышление быстрее формируется у детей активных и склонных к лидерству. Ребенок может быть и флегматичен, спокоен, нетороплив. Самостоятельное мышление выражается, прежде всего, в способности давать собственную оценку действиям, событиям, обстоятельствам.