– Послушай, дед, – сказал Огоньков задумчиво, – может, мне правда стать ботаником?.. Мама с отцом ботаниками были, и ты ботаник. И я стану ботаником!
– Я, Геня, право… Я бы очень и очень…
– Хорошо бы! – продолжал Огоньков, нисколько не слушая деда. – А только для ботаники всю школу эту проклятую надо проучиться. А я только и думаю, как бы хоть до конца четверти дотянуть…
– Ну, Геня! Без учения…
– Да знаю! – Огоньков сердито ударил ногой – сбил в овраг шишку. Она полетела с обрыва и пропала, и не слышно было, как и где там она шлёпнулась. – Тут и знать-то нечего: ученье – свет, неученье – тьма, повторенье – мать ученья, век живи – век учись, учиться – всегда пригодится… Я это всё знаю, дед! Дальше-то что?
Старик ботаники стоял опустив голову. Лица его не было видно за широкополой шляпой. Только длинные волосы спускались на виски белыми сосульками. А Генка ломал и ломал на мелкие кусочки тонкую, как проволока, сухую палочку.
Ольга в эту секунду старалась стоять понезаметнее. Даже чуть отшатнулась за куст боярышника, усыпанный красными ягодами.
* * *Но такие уж удивительные люди были эти двое. «Двое Огоньковых», – подумала неожиданно Ольга. Старик ботаники, наверное, ведь тоже был Огоньков!
Прошло минут десять, и размолвка их забылась, словно маленькая станция для пассажиров в быстролетящем поезде.
А вот Ольга так не могла. Даже и боялась такого. Она всегда старалась всё выяснить до конца. Чтобы не было каких-нибудь обид или недоговорок. Чтоб уже потом про старое не вспоминать!.. И мама у неё такая же. Она говорит: «А то эти обиды накапливаются, как ил в пруду. Разве столько черноты можно в себе таскать?»
Но старик ботаники и Генка ничего – могли. Будто совсем не уставали от этой ноши.
Они шли уже опять спокойно втроём меж деревьев, как будто по музею. Старик ботаники рассказывал… Чуть не о каждом дереве он мог рассказывать. Да зачем оно так растёт, да почему… Он как будто бы за них говорил, за эти деревья. Высказывал то, что они сами хотели бы сказать, их мысли. Такой удивительнейший был это старик!
Раньше в породах Ольга не очень-то разбиралась. Откуда ей было их знать! Ну берёза, сосна, ёлка. Клён – листики резные… А здесь поздороваться с нею вышли из лесу тополь, и вяз, и дуб.
Ива опустила длинные волосы до самой воды. Старик ботаники говорил, словно уговаривал:
– Нет, не печальная! Ей хорошо… Это всё мы насочинили! – Потом всё же добавил: – Ну, действительно задумчивое дерево. Они же разные по характеру, как и люди: тот весёлый, тот не очень…
Ольге хорошо теперь было приглядываться к деревьям опытным глазом, самой находить их, распознавать… Скажем, берёзы. У них, оказывается, тоже разные сорта. Как, например, у яблонь.
– А знаете как, если заблудишься, из лесу выбираться? – неожиданно спросил старик ботаники.
Они все трое сидели на низком и широком сосновом пне. Сидели, касаясь друг друга плечами, завтракали.
– Как из лесу выбираться? – с улыбкой переспросил Огоньков. – О! Слышишь? – Вдали где-то проскакала электричка. – Вот туда и шагай! – засмеялся он, очень довольный своей шуткой.
– Ну, а если серьёзно? – спокойно и твёрдо продолжал старик ботаники. – Если в тайге, скажем?
– По мху… – неуверенно сказала Ольга. Она где-то что-то слыхала про это. Но где и что?..
– Да всем известно, – со скучающим лицом протянул Огоньков, – как дважды два!.. Мох растёт на севере, а ветки у дерева гуще на южную сторону…
– Долгонько, вижу, вам придётся плутать! – притворно засокрушался старик ботаники. – Покамест железную дорогу в тех местах не проведут. Чтоб вам по звуку…
– Не, дед, погоди! – сказал Огоньков. – Я же точно помню. Вроде даже читал про мох и про ветки…
Борис Платоныч пожал плечами, улыбнулся мягко:
– Тем писателям, видно, тоже придётся поплутать…
– Не, ну правда?..
– А ты сам посуди. Разве дерево может определять стороны света?.. Или, вернее, так скажем: разве дереву нужно определять стороны света? Оно ведь не лётчик и не птица! А то, что вы говорите, – это же просто сказки для детей младшего возраста!
– А тогда чего ж…
– Просто заметили, что обычно с южной стороны веток больше. С южной солнышка бывает больше. Вот дерево туда и тянется своими руками… Ну, а если вдруг с северной стороны лучше освещение? Или с западной?.. Так ведь тоже бывает – в лесу деревья стоят по-разному! Вот и выйдет: что ни дерево, то и свой юг.
– А мох? – спросила Ольга.
– Так же и мох, девочка. Только он наоборот – тенёк любит.
– А как же тогда из тайги выбираться?
– По звёздам, по солнцу, по компасу.
– А в ненастную ночь и если компаса нету?
– В тайгу, Геня, как попало не ходят. А если ходят, значит, плутают…
Вдруг он замолчал, склонив седую голову на плечо. Сидел и думал о чём-то и видел, наверное, совсем не этот лес. Ольга даже бутерброд перестала жевать, посмотрела на Огонькова. А он пальцем ей показал: погоди, молчи, после…
* * *И потом опять они брели втроём по лесу. Большие деревья постепенно кончились, отступили, пошло мелколесье – всё осинки да чахленькие берёзки.
А вот и захлюпало под ногами. Они пробирались теперь по нестрашному, полуосушенному, но всё ж таки мокрому болоту. Если шагать как придётся – промокнешь в два счёта.
Генка опять шёл в стороне – весело, легко. И думал он о чём-то своём, огоньковском. Синяя его куртка горела на фоне бурой болотной травы, на фоне ярко-жёлтого леса, что ждал их впереди.
– Ишь ты какой! – тихо улыбаясь, говорил Борис Платоныч. – Прямо рыцарь в чистом поле… А уж помучались мы с ним, о-ё-ёй!..
Ольга вздохнула про себя: она-то знала, как с ним можно помучиться! Однако спросила – просто чтоб поддержать разговор:
– Как это «помучились», Борис Платоныч?
– Да всяко, дружок, бывало. В одной школе не удержался, из другой я сам его счёл за благо взять. А уж в третью… Видишь, даже учительствовать пошёл! Нужно ведь, чтоб за мальчишкой глаз был! – Это последнее он сказал особым строгим голосом, словно убеждал кого-то.
А Ольга прямо рот раскрыла от удивления. Три школы переменил! Это же кому скажи – ну хулиган, да и всё! Буквально Бармалей какой-то! А ведь Огоньков… Если кое на что внимания не обращать, он же, можно сказать, просто хороший!
Но старик ботаники её по-своему понял. И стал говорить про своё личное, а не про Генку.
– А что ж, Оля, – начал он решительно, опять с кем-то споря, – мне было почти семьдесят, когда я ушёл из института. А ведь это возраст… Возраст!
– Разве вы не в школе работали?
– Ну конечно, нет! – Он усмехнулся. – Вот ты какая чудачка!
Ольга засмеялась. И старик ботаники вслед за нею. Так они и смеялись, глядя друг на друга. Огоньков услышал их, обернулся и крикнул:
– Вы чего грохочете?
Старик ботаники рукой махнул:
– Да нет, ничего! Оля решила, что я учитель, что я… в школе работал!
– А-а, – кивнул Огоньков значительно. – Дети есть дети.
Ольга сразу замолчала. Во-первых, она не потому вовсе смеялась! Ну и был бы он учителем, что ж тут смешного-то? Ей слово показалось смешным – «чудачка». Так её вроде никто и не называл никогда. А Генка уж сразу хвост распустил, как индюк: «Дети, дети!..» Сам-то он кто?
Но вслух она ничего этого говорить не стала. Потому что как начнёшь свою правоту доказывать, так ничего хорошего и не получится, одна ссора…
Потом, когда старик ботаники, встав на колени у какой-то берёзы, долго рассматривал её корни и почему-то качал головой, Огоньков вдруг оттащил Ольгу в сторону:
– Слушай, мыслитель, я тебе хоть раз объясню, чтоб ты знала…
Ольга отвернулась: не хотела она слушать, когда с ней так обращались!
– Ну ладно, – примирительно сказал Огоньков. – Я ж тебе серьёзно хочу сказать…
– Так и говори тогда.
– Я и говорю. – Огоньков вздохнул. – Мой же старик, он знаешь какой учёный! Светило!
– Как светило?
– Ну так называется. Если учёный соображает, что к чему, понятно?.. Только ему, представляешь, не везло всю жизнь. То лабораторию один раз отняли, то вообще сказали: всё, что вы делаете, – чепуха! Только после уже настоящие люди докумекали. Говорят: работай, сколько влезет. А уж он старый. – Генка вздохнул. – Потом, ещё из-за меня.
– Вот именно что из-за тебя, – сказала Ольга мстительно.
– Да брось ты!.. Что он в школе, что он не в школе – толку никакого. Так хоть не знал кой-чего, а теперь ещё хуже расстраивается.
Ольга хмыкнула сердито: что, мол, сам-то ты, Огоньков, должен хоть немного подтягиваться или не должен? Раз такой дед из-за тебя свою работу бросил!
Но Огоньков не стал разбираться, чего она там хмыкает. Стоял опустив голову, бил ногою кочку, словно неподатливый футбольный мяч, потом сказал:
– Ну, допустим, человек стекло кокнул. – Что ж, его за это повесить, что ли?.. Ты, говорят, нарочно. – Огоньков покачал головой. – «Нарочно»! Да хоть я его на бутерброд намажу. Разбил – вставлю! Нет тебе, сразу собрание… Да собирайтесь, пожалуйста. Только без меня! А на другой день прихожу – ещё хуже. Урок не пожалели, ты представляешь? И за стекло, и за неуважение к товарищам, и за то, и за сё… Даже пятый класс вспомнили! – Тут Генка как треснул ногой, что кочка сковырнулась набок. – Не буду я там учиться!
– Ты что, с ума… – тихо сказала Ольга.
Ей вдруг представилось, что в школе больше нет Огонькова и она осталась одна…
– Ладно!.. – Генка махнул рукой. И вдруг громко крикнул: – Дед, а что будет, если берёзу скрестить с ёлкой?
– Да что-нибудь вроде нас с тобой и получится, – ответил старик ботаники, улыбаясь. Он всё ещё стоял на коленях перед своею берёзой.
– Как это? – спросил Огоньков.
– А такое же, Генька, непонятное.
Тогда и Огоньков улыбнулся:
– А если ландыш с крапивой, знаешь что получится? Наша Олька! Точно-точно!..
* * *В электричке на обратном пути сидели разморённые. Ни о чём говорить не хотелось, а только бы прислониться к плечу старика ботаники да спать. А тяжёлая твоя голова качается, перекатывается на слабой верёвочной шее. Куда вагон толкнёт, туда и она…
Спала Ольга, спал Огоньков. Да что там они! Глотнув чистого лесного воздуху, люди спали целыми электричками. Входили в вагон, подыскивали местечко, и тут же дрёма их одолевала.
Только старик ботаники одиноко сидел среди этого сонного царства. Будто единственное дерево среди ровного поля… Уже перед городом, когда поезд, словно растерянный зверь, стал кидаться со стрелки на стрелку, Ольга открыла глаза и увидела Бориса Платоныча. Он в окно не глядел и по сторонам не глядел. Взгляд его уходил куда-то поверх разбросанных налево и направо качающихся голов.
Лицо было совершенно спокойным, но, сколько ни приглядывалась Ольга, она не нашла в нём ни капли радости или улыбки. Будто бы он всё знал наперёд и теперь только ждал, когда то произойдёт, когда это…
* * *Странная какая-то получалась картина. Ольга Яковлева была ученицей второго класса. А дружила она с людьми, которые старше её чуть не на сто лет!
Друзей, она считала, у неё трое: мама, Огоньков и старик ботаники. То, что она дружит с мамой, Ольга поняла недавно. А раньше думала, что мама ей просто родная.
Вообще-то со взрослыми дружить хорошо. Хотя бы потому, что с ними редко поссоришься; хотя бы потому, что от них всегда подхватишь что-нибудь интересное. Наконец, они, в случае чего, и заступятся.
И всё-таки есть тут один, но очень большой недостаток. Всегда ты со взрослыми чувствуешь себя каким-то недоразвитым малышом. Они в миллион раз больше тебя знают. И поэтому в любом споре ты проиграешь, если, конечно, не будешь повторять одно и то же, как ослиха. Например, можно заладить: «Нет, не так! Нет, не так! Нет, не так!» Но это уж просто глупо…
И ещё, между прочим, надоедает всегда быть под защитой, как будто ты не человек, а ртутный градусник – того гляди, разобьёшься. А взрослые по-другому не могут. Они обязательно должны заботиться! Хоть надо тебе это, хоть не надо…
И ещё устаёшь всегда смотреть на них снизу вверх, устаёшь, что они главные, а ты всю жизнь младшая: слушай да помалкивай.
Так думала Ольга… Нет, вернее сказать, не так как-то она, конечно, думала. Это уж я просто для ясности картины вынул всё да разложил по полочкам. Поэтому и получилось более-менее понятно. Но так ведь можно только в книжке сделать. А в жизни?..
Вот спросить Ольгу, она – хоть убей – не ответила бы, чего ей хочется, почему в душе живёт какое-то смутное беспокойство. Трёх своих друзей она по-прежнему любила. Особенно маму.
И всё-таки ей очень хотелось завести себе младшую подружку…
Опять я написал «хотелось», словно бы Ольга точно об этом знала. Нет, именно что не знала! Но когда у неё появилась вдруг такая подружка, она поняла: вот оно что мне нужно!
Девочку эту звали Галинка. Нельзя сказать, что она была какая-то уж совсем крохотуля, хотя и училась в первом классе. Ростом она даже почти не уступала Ольге. Но рост, как скоро стало понятно, это совсем не главное. А главное, что Ольга оказалась просто взрослее. И про многие вещи знала куда больше. Галинка, когда её слушала, говорила восхищённо: «Да-а? Правда-правда?!»
Они жили в одном доме, даже в одном подъезде, только на разных этажах. В школу поэтому часто ходили вместе. Галинка звонила ей: «Выходишь?.. Я во дворе буду». И Ольга что есть мочи грохотала вниз по лестнице, на ходу застёгивая портфель и утихомиривая желтобокое яблоко, которое норовило выскочить из портфеля.
Даже самая знакомая улица, когда начинаешь её рассматривать внимательно, становится какой-то другой. Ольга и Галинка научились рассматривать и примечать прохожих.
– Смотри-ка, смотри-ка, идёт! – говорила Ольга, а Галинка смеялась, закусив кулак.
Уже несколько дней они встречали этого необыкновенного человека. Он работал то ли трубочистом, то ли укротителем диких зверей. У него были усы-кренделя, густые брови козырьком. И под ними маленькие круглые глаза, которые всегда горели неугасимым чёрным огнём. А громадные усы при каждом шаге пружинно вздрагивали. Ольга и Галинка стали называть его «явление». Ольга где-то услышала это слово. И оно им обеим показалось подходящим и смешным.
«Явление» было одето в коричневое толстое пальто и серую шляпу. Оно шагало, легко помахивая толстой тростью.
Несколькими днями позже Ольга и Галинка приметили «явление второе». Это была девушка. Ничем особенным она вроде бы не отличалась от других. Только у неё были огромные чёрные наклеенные ресницы. Они открывались и закрывались не как у нас, не как обычные ресницы, а замедленно, словно шторы.
«Явление первое» всегда шло не спеша. А «явление второе» чаще всего опаздывало. Но громадные ресницы при этом взлетали и опускались всё так же медленно.
По «явлению второму», между прочим, всегда можно было узнать, опаздывают они сами или идут нормально. Если «ресницы» встречались ближе к школе, то ничего, жить можно. А если у дома, тогда надо было лететь!..
* * *С Галинкой вообще оказалось интересно гулять. Просто самым обыкновенным образом ходить по улицам. Они это называли «ходить в путешествие». Иной раз они отправлялись часа на два. Брали с собой «сухой паёк» – у кого что было: яблоко, две-три конфеты, два-три печеньица.
В начале пути больше думалось об этой прихваченной с собою еде. Ольга и здесь была главной. Говорила:
– Ну ладно, вон до того угла дойдём, ещё по разу откусим.
Не то чтобы им уж очень хотелось есть. Но просто душа не на месте, когда у тебя в кармане конфета.
Иногда на пути им встречалась чужая школа. Близко они никогда не подходили. А уж во двор – ни за какие деньги!.. Всё казалось, что нагрянут незнакомые мальчишки. Это было, наверное, ерундой на постном масле, однако…
– Пойдём отсюда! – шёпотом просила Галинка.
И Ольга опасливо кивала в ответ.
А вот в институтские дворы ходить было интересно и не страшно. В их окрестностях оказалось пять институтов. Лучше всего было ходить в педагогический. Там рядом шелестел последними листьями большой дремучий парк. В нём уж было раздолье! Хочешь – набирай тополиных семян-носиков, хочешь – разбрасывай ногами шуршащую звонкую листву.
И там ещё, между прочим, были хорошие места для секретиков – для таких ямок застеклённых, в которые надо положить картинку, или фантик красивый, или значок. Интересно бывало найти секрет, оставленный тобою ещё на прошлой неделе. Разгрести нападавшие за это время листья, стряхнуть сверху маскировочную землю, и вот на свет появляется тёмное окошко секрета…
А вначале они как раз не любили это место, даже побаивались его. Когда пришли впервые да разобрали, что на вывеске написано: «Педагогический», да сообразили, что это значит, честное слово, ужас как перепугались! Педагогический – это же где учатся учителя!..
А из беспрестанно размахивающих руками дверей выходили целые толпы, целые тысячи народу. И всё это были учителя!..
Ольга и Галинка стояли у белой институтской стены, сжавшись и замере´в, как две сосульки. Но проходила минута за минутой. И – ничего. Даже наоборот, интересно было на них смотреть, на студентов. Ольга заметила, что все они какие-то удивительно спокойные. Беззаботные, что ли… Не такие, как старик ботаники, или Огоньков, или мама, или даже она сама.
Правда, некоторые студенты шагали с очень серьёзными, почти нахмуренными лицами. Но Ольге почему-то казалось, что они делали это просто для виду. Как иногда говорят в шутку: «Надень плащ, а то дождь будет!» Так же и они – надевали на себя серьёзность просто на всякий случай. Чтобы «дождя» не было…
Галинка ничего этого не замечала. Ну что ж, ведь она была всего лишь ученицей первого класса. Но ей здесь тоже начинало потихонечку нравиться. Здесь кругом такое настроение было, что как-то чувствуешь себя увереннее и веселей.
В этой беспечности деньки мелькали себе, мелькали… Ольга и знать не знала, что там творится у Огоньковых.
* * *Однажды, когда она после путешествия только ещё собиралась сесть за уроки, весёлым голосом – здравствуйте пожалуйста – зазвонил телефон. Ольга со спокойной душой сняла трубку:
– Слушаю!
– А, это ты, – сказал Огоньков на том конце провода.
Так он сказал это, таким скучающим, обиженным голосом, будто звонил совсем в другое место, а попал нечаянно в квартиру Яковлевых. И теперь – хочешь не хочешь – должен был разговаривать с Ольгой.
– Ну давай-давай, – продолжал Огоньков так же бесцветно, – объясняй…
– А чего? Я не знаю… – растерялась Ольга.
– Хм… Вот даже как?..
От Огонькова можно было всяких штучек ждать, Огоньков мастер на розыгрыши… Когда старик ботаники на него сердится за это, Генка говорит: «Да ладно, дед… Я же для хохмы!»
Но сейчас Ольга что-то не могла поймать в его голосе те едва заметные, дрожащие весельем, нотки, которые…
– Ген, а что?.. Чего-нибудь такое случилось?
– Да нет, почти ничего, – ехидно ответил Огоньков. – Только дед из школы ушёл.
– Как же так он ушёл?! – испугалась Ольга.
– Ну, короче, ему врач сказал: или на пенсию, или в гроб. Понятно?.. А ты вообще-то позванивай. Может, ещё что-нибудь узнаешь. – И Огоньков повесил трубку.
Ольга сидела на неудобной табуреточке перед телефоном и пыталась разобраться в этом странном звонке. Сперва она испугалась, что старик ботаники сильно болен. А потом подумала, вспомнила, как Огоньков про это говорил. Вернее, каким голосом. Выходило вроде бы не очень страшно. Он обиженно говорил, а не то что боялся за старика.
И что-то в этом звонке Ольгу обрадовало… Что же? Ага, ясно: самое то, что позвонили вот, помнят про неё. Даже обижаются: куда, мол, она запропастилась. Это, конечно, было очень приятно!
Но что-то и беспокоило. Заставило сердце биться по-иному, как-то взрослее. Это трудней всего понять. Всё же она разобралась. Вот, оказывается, в чём дело! Друзей, а вернее сказать, дружбу нельзя бросать на полдороге. Нельзя так: подружилась немного и до свидания. В следующий раз ещё подружимся через месяц. На такую твою дружбу люди обижаются и чувствуют себя неуютно на свете. Оказывается, даже такие самостоятельные и взрослые, как Огоньков или старик ботаники.
Ольга прикинула, сколько же она с ними не виделась… Выходило, что недели две или даже больше. В общем, как стала с Галинкой ходить в путешествия. Значит, это из-за Галинки получилось?.. Вот как, из-за Галинки… Но ведь и Галинку теперь не бросишь, не оставишь на полдороге. Тем более, она младшая…
Уже лёжа в постели, в тёмной пустой комнате (мама ушла и сказала, что вернётся часов в десять), Ольга опять стала думать про это… Вот Огоньков, скажем. Сам он дружбу на полдороге может бросить очень легко. Ольга в этом убеждалась не раз. А теперь тот же Огоньков, будто забыв про свои собственные поступки, обижается как ни в чём не бывало… Странно!
* * *На следующий день по школе гремела история. Огромный ком слухов, былей и небылиц катился по старшеклассным этажам. И когда скатился наконец в Ольгин коридор, был уже, наверно, величиною с земной шар. А в середине его сверкало, больно ударяя Ольге в глаза, одно имя – Огоньков!
Ужас, чего только не наговаривали! Что Огоньков подрался с учителем рисования, что разбил со злости витрину с кубками и грамотами, что целых два урока сорвал… Галинка ей шептала на ухо ещё и ещё всякие злодеяния. Такого, пожалуй, не могла бы натворить и целая банда отпетых второгодников.
– Ты зачем шепчешь-то? – сердито спросила Ольга. – Какой тут секрет? Все об этом треплются!
– А… а чего? – удивилась Галинка. – Я ничего!
– Просто неохота враньё слушать!
Галинка растерянно на неё уставилась. Они продолжали идти по коридору в длинной-длинной веренице пар. Так уж было заведено на втором этаже… Галинка сняла руку с Ольгиного плеча. Кто-то уже нетерпеливо наступал им на пятки: «Не отставай, не отставай!»
– Ты чего, с ним знакома, с этим Огоньковым? – медленно спросила Галинка.
Но ответить Ольга не успела. Какой-то шелест, какой-то ветер пронёсся вдруг по второму этажу. Все смотрели в одну сторону. Даже, можно сказать, в одну точку. По коридору свободной своей походкой, никого не замечая, шёл Огоньков. И все безропотно расступались перед ним, будто он ехал на невидимом автомобиле. Только одна пожилая учительница сказала ему очень спокойно:
– Что же ты не здороваешься, Геннадий?
– Здрасте. – Он сказал это и так кивнул – легко, словно здороваться с учителями не была его прямая обязанность, словно он встретился с нею на улице или мельком в метро.
Огоньков искал кого-то глазами. И Ольга поняла кого – её.
А длинная вереница пар уже сбилась, завихрилась, оттеснив двух-трёх дежурных учительниц куда-то к стенкам. Народ валом валил за Огоньковым. Ольга на мгновение поймала его взгляд и сразу крикнула:
– Генка! Гена!..
Опять шелест пронёсся по коридору. Народ вокруг Ольги начал таять, таять. Ольга одна осталась. А вокруг пустое пятно коридора. Лишь Галинка стояла рядом с нею, словно прилепленная.
– Привет, – кратко сказал Огоньков и взглянул на Галинку. – Это кто такое?
– Подруга моя!
– Да? Хм…
Звонок зазвенел, извечный школьный возмутитель спокойствия. Галинка ойкнула, ещё раз быстро чиркнула глазами по Огонькову и помчалась к своему классу. Огоньков этого словно даже не заметил.
Ольга закусила губу: ей самой надо было бежать. Всё же она осталась. Но слова огоньковские доходили до неё плохо, как будто застревали где-то и потом медленно просачивались в голову. Огоньков говорил что-то важное, а Ольга вместо этого слышала громкие команды учителей и топот сотен тапочек: классы бежали строиться – каждый перед своей дверью.
Ольга изо всей силы постаралась прислушаться к Огонькову.
– Значит, поняла? Поднимешься к нам, в дверь не звони. Тихонечко стукни, чтоб дед ничего не слышал… Я тебе сам открою.
И ушёл. Ольга осталась одна в пустом, торжественном коридоре. Двери классов были уже закрыты. Ольга пошла по этой тишине, словно канатоходец по канату – осторожно, чтобы не оступиться, не наделать шуму…
Робко вошла в класс. Остановилась. Все смотрели на неё. Таня Лазарева шептала что-то на ухо Светлане и незаметно показывала на Ольгу пальцем.
– Садись, Яковлева! – сказала Наталья Викторовна. – И никогда больше не опаздывай!
Ольга быстро села к себе за парту, раскрыла тетрадь. Сейчас была арифметика. По одному, по одному в её памяти стали выплывать огоньковские слова. Надо после уроков пойти в шестой «В», взять Генкин портфель и отнести к ним домой. Но так, чтоб старик ботаники ничего не понял…
Кончилась арифметика, словно одна минута прошла. Наталья Викторовна сказала:
– Все быстро выходят из класса. Дежурные открывают окна. Ольга Яковлева подойдёт ко мне.
Класс опустел. Ольга стояла подле учительницы.
– Ты сегодня на арифметике ничего не делала, девочка. (Ольга молчала.) Дома решишь две задачи, вот эту и эту. – Она показала Ольге по своему учебнику, – а потом задание, что всем. Запомнишь?