(2) Слабые стороны Alibaba
– Связь с правительством. Поскольку Китай является авторитарным режимом с умеренным, но постоянным контролем над экономикой, Alibaba зависит от своих хороших отношений с Коммунистической партией, чтобы работать без юридических проблем. Малейшее несогласие с китайским режимом может привести к осложнению деятельности компании. Так произошло в начале 2020 года, когда судебные органы начали непонятную операцию против компании после ряда уничижительных высказываний ее основателя в адрес коммунистической партии.
– Слабое присутствие в странах первой экономики. Хотя компания имеет сильное присутствие в развивающихся странах, ей не хватает представительства в ведущих мировых экономиках, таких как Европа и США.
(3) Возможности Alibaba
– Концентрация на азиатских рынках. Азиатский рынок открывает перед Alibaba широкие возможности для развития бизнеса без особых затрат. Количество денег и населения, проживающего на этих рынках, может оказаться прибыльным при правильном подходе;
– Концентрация на европейских рынках. Alibaba также может сосредоточиться на населении восточноевропейских стран, которые обладают «спящим» потенциалом, учитывая совокупное население и экономику этих стран.
(4) Угрозы Alibaba
– Правительство Китая. Нестабильные отношения с китайским правительством могут нарушить работу компании и создать для нее юридические сложности;
– Конкуренция. Основные конкуренты Alibaba, в частности Amazon и Tencent, придерживаются агрессивного подхода к бизнесу. Их неумолимая позиция не позволяет Alibaba просто так ошибиться, и для противодействия им необходимо постоянно внедрять инновации.
– Улучшения. Alibaba должна сохранять динамику в технологический сфере. Компании необходимо поддерживать избыток средств для креативных отделов, чтобы иметь преимущество перед конкурентами.
Заключение
Бизнес-модель Alibaba обладает достаточным запасом прочности для создания надежной опоры для будущего компании, поскольку она отличается разнообразием деятельности, имеет множество способов получения дохода и бренд, пользующийся большим признанием у населения.
Подобная модель весьма перспективна для других компаний, применяющих ее в своей сфере деятельности. Однако недостаток модели Алибаба заключается в том, что она придает большое значение китайскому рынку чем инвестициям за рубежом, что в конечном итоге может негативно сказаться на развитии компании.
Краткая история компании Amazon
В 1994 году Джефф Безос, бывший руководитель хедж-фонда на Уолл-стрит и провидец, уже осознававший потенциал Интернета и платформ электронной коммерции, принял решение сделать первый шаг в создании «онлайн-магазина всего». Сначала Безос думал назвать компанию «Cadabra» (от abracadabra). Однако его юрист Тодд Тарберт посоветовал ему, что такое название может показаться несколько туманным. Кроме того, оно звучит как «труп» (cadaver), особенно по телефону.
После того как было принято решение о новом названии, необходимо было определиться с товаром, который будет продаваться на платформе электронной коммерции. Безос пришел к выводу, что наиболее логичным вариантом будет продажа книг. Идя наперекор финансовым журналистам и аналитикам, которые просто не могли видеть рост Интернета так, как это делал Безос, Amazon.com в первый же год своей работы достигла 180 тыс. учетных записей. В мае 1997 года Amazon.com стала публичной компанией, разместив на NASDAQ 54 млн. долл.
В конце того же года в компании насчитывалось 1 млн. учетных записей, а выручка составляла 148 млн. долл. (в следующем году она превратилась в 610 млн. долл.). Компания быстро развивалась и начала продавать музыку, видео, электронику, видеоигры, программное обеспечение, товары для дома, игрушки, игры и многое другое. Кроме того, покупателей привлекали инструменты персонализированных рекомендаций и отзывы покупателей, что способствовало формированию сообщества потребителей. В 2000 году компания Amazon открыла возможность для небольших компаний и частных лиц продавать свои товары через платформу.
Два года спустя была запущена компания Amazon Web Services (AWS), подтвердившая то, что Безос утверждал с самого начала: Amazon – это не розничная, а технологическая компания. С этого года AWS включает в себя статистику в Интернете для разработчиков и маркетологов, облако Elastic Compute Cloud, предоставляющее в аренду вычислительные мощности, и службу Simple Storage Service, предназначенную для аренды хранилищ данных. В 2007 году появились электронные читалки Kindle, что способствовало развитию рынка электронных книг.
В 2009 году компания запустила Amazon Encore, свою первую издательскую линию, которая позволяла частным лицам публиковать собственные электронные книги. Спустя два года она стала называться Amazon Publishing, нацелившись на разработку собственных изданий. В общем, Amazon прошел путь от книжного магазина до «магазина всего», а затем и до мирового гиганта электронной коммерции. Но бренд на этом не остановился – и, похоже, его потенциал никогда не иссякнет. Возможно, то, что удерживает аудиторию так близко – это норма прибыли, которая остается низкой для любого продукта/услуги, предлагаемого компанией.
Покупателю удобно знать, что Amazon всегда предложит разумную и конкурентоспособную цену во всех областях и на все товары. А продавцам, использующим многостороннюю платформу, удобно быть уверенными в том, что они могут легко выставлять свои товары на сайте и осуществлять продажи на всех континентах Земли. Сегодня Amazon признан крупнейшей розничной сетью на планете, брендом, для которого даже небо не кажется пределом3.
4. Amazon: бизнес-модель и SWOT-анализ
Amazon – американская компания, крупнейшая в мире на рынках платформ электронной коммерции и публично-облачных вычислений по выручке и рыночной капитализации.
Описание бизнес-модели Amazon не тривиальная задача, поскольку этот гигант мировой торговли с каждым годом расширяет свое присутствие как в географическом плане, так и в плане предлагаемых товаров и услуг. Чтобы дать представление о масштабах бизнеса, можно сказать, что за то время, пока вы читаете эту статью, Amazon прибавила к своему доходу около миллиона долларов4.
Кто собственник Amazon
Поскольку Amazon является публичной компанией, ею владеет целый ряд институциональных и индивидуальных акционеров. Однако Джефф Безос, ее основатель, по-прежнему владеет значительной частью акций компании (около 10%), что делает его одним из наиболее влиятельных акционеров компании. Однако в июле 2021 года Безос ушел с поста генерального директора и стал исполнительным председателем совета директоров, оставив Энди Джасси на должности президента и генерального директора. В отличие от Google x Alphabet и Facebook x Meta5, Amazon – это фактически официальное название холдинговой группы, в которую входят все создаваемые сервисы, такие как Amazon Music, Amazon Prime Video, устройства Kindle и Alexa, Amazon Web Services (AWS) и многие другие.
Миссия Amazon
Amazon руководствуется четырьмя принципами: ориентация на клиента, а не на конкурента, страсть к изобретениям, стремление к операционному совершенству и долгосрочное мышление. Amazon стремится быть самой клиентоориентированной компанией на Земле, самым лучшим работодателем на Земле и самым безопасным местом работы на Земле.
Миссия:
Cтать самой клиентоориентированной компанией на Земле
Как Amazon зарабатывает деньги
Чтобы понять, как Amazon зарабатывает деньги, нам необходимо рассмотреть каждый из видов деятельности, входящих в состав этой крупной корпорации.
– Amazon Marketplace. Amazon Marketplace – приходится более 42% доходов (220 млрд. долл. из 513,98 млрд. долл. доходов в 2022 году от ее интернет-магазинов).Amazon требует от продавцов разместивших свои товары на площадке плату за продвижение и рекламу их товаров. На долю сторонних продавцов приходится 117,71 млрд. долл. дохода Амазон;
– Amazon Prime – это бизнес-модель Amazon, основанная на подписке и сыгравшая важную роль в росте бренда. В обмен на ежемесячную плату подписчики получают доступ к каталогу потокового видео и музыки, бесплатной двухдневной доставке, неограниченному хранению фотографий и т. д. В настоящее время участниками программы Prime являются более 150 млн. человек6;
– Amazon Web Services. Это недорогая комплексная платформа ИТ-структур, услугами которой пользуются компании, организации и учреждения по всему миру. Это не основной источник дохода, но, безусловно, самый прибыльный;
– Amazon Kindle. Это сервис электронного чтения компании Amazon, с помощью которого пользователи могут покупать, просматривать и загружать книги, журналы и газеты, доступные в магазине Kindle Store7. Amazon зарабатывает не столько на самом Kindle, сколько на привлечении трафика в программу Prime. Кроме того, платформа позволяет независимым авторам публиковать свои инфопродукты и электронные книги, получая от 30 до 70% роялти с продаж;
– Патенты Amazon. Компания обладает более чем 17 600 патентами8, некоторые из которых лицензированы другими компаниями. Только в 2022 году Бюро по патентам и товарным знакам США выдало Амазон около 2 051 патента;
– Amazon Advertising. Рекламная платформа Amazon предлагает рекламодателям рекламировать свою продукцию на платформе Амазон.
Канва бизнес-модели Amazon
Бизнес-модель Amazon можно представить в виде приведенной ниже схемы бизнес-модели:
[1] Потребительские сегменты Amazon
Клиентские сегменты Amazon можно разделить в основном на три группы: продавцы, покупатели и разработчики.
– Продавцы – это все компании, которые используют платформу электронной коммерции Amazon для продажи своих товаров широкой аудитории.
– Разработчики – это все сообщество, связанное с Amazon Web Services (AWS) – платформой облачных вычислений Amazon. Как говорится на сайте компании9, это клиенты и партнеры «практически из всех отраслей и любого размера, включая стартапы, предприятия и организации государственного сектора».
– Покупатели – это миллионы людей по всему миру, которые приобретают товары и услуги через каналы Amazon. Amazon отслеживает своих покупателей по некоторым характеристикам, таким как интерес, вовлеченность и персональные данные (возраст, пол, географическое положение, язык и т.д.).
[2] Ценностные предложения и преимущества Amazon
Джефф Безос определяет, что бизнес-модель Amazon основана на трех ценностных предложениях:
– низкая цена,
– быстрая доставка
– широкий выбор товаров.
Однако, рассматривая эти три потребительских преимущества, можно сказать, что главным ценностным предложением Amazon является удобство, поскольку аудитория понимает, что с помощью одного лишь устройства, подключенного к Интернету, она может получить доступ к каталогу товаров крупнейшего в мире ритейлера по разумной цене и с помощью оперативной, безопасной и надежной службы доставки.
Таким образом можно выделить следующие ценностные предложения и преимущества:
– Для покупателей: низкая цена, быстрая доставка, широкий выбор товаров и удобство;
– Для продавцов: платформа на которой миллионы покупателей;
– Для разработчиков: платформа как сервис для бизнеса.
[3] Каналы сбыта Amazon
Каналы сбыта Амазон:
– Сайт Amazon является его самым крупным и важным каналом;
– Мобильное приложение;
– Приложение бренда: Amazon Prime (платформа потокового вещания, развлечений и подписки) и партнерская программа;
– Интеграции с другими приложениями через API;
– Маркетинговые кампании, в основном интернет-маркетинг. В 2022 году компания инвестировала в медиа более 20 млрд долл..
[4] Взаимоотношения Amazon с клиентами
Amazon, несомненно, стремится к здоровым и длительным отношениям со своими клиентами. По этой причине компания поддерживает несколько каналов связи со своими потребителями:
– Автоматизация взаимоотношений: отзывы и комментарии на платформе;
– Служба поддержки: телефон, онлайн-чат и электронная почта.
[5] Потоки поступления доходов Amazon
Доходы Amazon складываются из:
– От покупателей: разовые продажи; Подписки (Amazon Prime)
– От продавцов: комиссионные от продаж; реклама товаров; Услуги по доставке;
– От разработчиков: подписка с оплатой за использование и поддержку; Веб-сервисы (AWS); Лицензии; Патенты.
[6] Ключевые ресурсы Amazon
Ключевыми ресурсами Amazon являются:
– Технологическая инфраструктура, которая должна быть широкой и очень надежной, чтобы вся цепочка работала без перебоев и потерь (в 2013 году Amazon не работала около 40 минут, что привело к потере более 5 млн. долларов10);
– Физические помещения компании, такие как офисы, склады, структура цепочки поставок, автоматизация и т. д.
– Человеческие ресурсы, которые должны гарантировать наличие игроков класса «А» среди дизайнеров, инженеров, разработчиков и т. д.
– Бренд компании.
[7] Ключевые виды деятельности Amazon
Основные направления деятельности Amazon:
– Развитие, поддержание и расширение платформы. Амазон инвестирует в разработку и управление веб-сайтами и приложениями, управление всей цепочкой поставок, хранение и логистику, информационную безопасность;
– Производство контента (фильмов, сериалов и других продуктов) для своей видеоплатформы;
– Логистика – управление и ускорение доставки товаров;
– Маркетинг всех своих продуктов и услуг.
[8] Ключевые партнеры Amazon
В число ключевых партнеров Amazon входят:
– Продавцы. Безусловно, самые важные партнеры бренда, поскольку именно они являются генераторами первого источника доходов Amazon. Во всем мире их насчитывается около 8 млн. человек, что обеспечивает более половины доходов компании;
– Аффилированные лица (лидеры мнения). Блогеры, получающие комиссионные за любые реферальные ссылки, которые приводят к продаже. Помимо помощи в продажах, они способствуют привлечению трафика на платформу;
– Разработчики. Это партнеры сегмента AWS, или, по определению самой компании Amazon, «тысячи системных интеграторов, специализирующихся на сервисах AWS, и десятки тысяч независимых поставщиков программного обеспечения (ISV), адаптирующих свои технологии для работы на AWS»;
– Создатели контента. Независимые авторы, которые могут публиковать свои произведения через Kindle Direct Publishing;
– Дочерние компании. К ним относятся компании, предоставляющие складские помещения, магазины, а также бренды и продукты, разработанные самой Amazon, такие как Amazon Essentials, Amazon Elements, Kindle, Alexa и др.
– Логистические компании.
[9] Структура издержек Amazon
Структура затрат компании Amazon включает в себя:
– Поддержание и развития ИТ-инфраструктуры;
– Персонал;
– Центр обслуживания клиентов;
– Разработка и сопровождение программного обеспечения, информационной безопасности;
– Маркетинг;
– Содержание инфраструктуры: центры исполнения заказов, сортировочные центры и станции доставки.
Конкуренты Amazon
Ниже приведены конкуренты Амазон:
– Интернет-магазины. По оценкам, в настоящее время насчитывается более 24 млн. интернет-магазинов. Особенно в том, что касается знаний и качества, небольшие нишевые магазины могут быть «сильнее» Amazon в своих областях;
– Walmart. Несмотря на то, что значительная часть продаж Walmart приходится на магазины, расположенные на территории США, это еще один мировой гигант, имеющий значительное присутствие в Интернете и являющийся вторым по популярности интернет-магазином в США;
– Alibaba. Китайская розничная компания, специализирующаяся на оптовых продажах через Интернет. Разделяется на отдельные бизнесы. Alibaba ориентирована на B2B, Taobao – на B2C, а Tmall – на транснациональные бренды;
– Otto. Европейский интернет-магазин, продающий на своей платформе товары других брендов. Имеет удобный интерфейс, а в число основных категорий входят мода, электроника, товары для дома и спорт;
– Jingdong (JD). Еще одна китайская электронная коммерция, прямой конкурент Tmall (от Alibaba). Имеет англоязычную версию Joybuy.com, которая поставляет товары в более чем 200 стран;
– eBay. eBay является пионером в области онлайновых продаж C2C и в настоящее время перешел на продажи B2C. По количеству посещений он уступает только Amazon и занимает около 20% доли рынка;
– Flipkart. Крупнейший индийский онлайн-ритейлер, основанный в 2007 году. В 2018 году Walmart приобрел 77% акций Flipkart. В настоящее время на платформе зарегистрировано более 100 млн аккаунтов;
– Rakuten. Японская компания, контролирующая более 14% всего мирового рынка электронной коммерции. Для расширения своего присутствия в Интернете она приобрела ряд других компаний по всему миру;
– Newegg. Мировой лидер по продаже электроники (компьютеры, телевизоры, фотоаппараты, телефоны и т.д.) – важно отметит, что электроника является самой популярной категорией Amazon.
– Microsoft. Доля Microsoft Azure на рынке облачных услуг составляет 21%, и она идет по пятам за Amazon, занимающей 34% рынка (2022 г., 3-й квартал). С момента своего появления в 2010 году Azure уверенно завоевывает рынок и доказал, что с ним необходимо считаться в облачном бизнесе.
– Google. Несмотря на то, что Google пока занимает скромную долю рынка по сравнению с другими «облачными гигантами», ее 11%-ная доля в отрасли – это уже задел для того, чтобы стать серьезным конкурентом.
SWOT-анализ компании Amazon
Ниже приводится подробный SWOT-анализ компании Amazon:
(1) Сильные стороны Amazon
– Бренд. Будучи гигантом электронной коммерции, Amazon имеет сильный имидж бренда на рынке и занимает второе место по оценке стоимости бренда11, уступая лишь Apple;
– Ориентация на потребителя. Разумные цены, индивидуальные предложения и отзывы формируют лояльное потребительское сообщество;
– Инновации. Amazon постоянно разрабатывает новые продукты и услуги, совершенствуя при этом свой обычный бизнес;
– Низкая структура затрат. Поскольку Amazon не содержит физических магазинов и имеет небольшой объем товарно-материальных запасов, ей удается поддерживать низкую структуру затрат, что обеспечивает низкую маржу;
– Большой выбор. Компания располагает обширным ассортиментом продукции, что позволяет покупателям приобретать все на одной платформе;
– Партнеры. Более 2 млрд. наименований товаров можно приобрести у сторонних продавцов. Кроме того, Amazon устанавливает партнерские отношения с местными компаниями, занимающимися поставками, чтобы понять и удовлетворить местные потребности в каждой стране;
– Эффективная логистика. Amazon использует высокоэффективную систему дистрибуции и известна своими короткими и надежными сроками доставки.
(2) Слабые стороны Amazon
– Подражатели бизнес-модель Амазон. Предприятия розничной торговли в Интернете становятся все более распространенными, и Amazon столкнулась с сильными конкурентами;
– Неудачи и провалы. Fire Phone стал большим провалом, а Kindle Fire не получил ожидаемого роста;
– Условия труда. Имеются негативные отзывы12 об обращении с сотрудниками, что отрицательно сказывается на репутации компании;
– Зависимость от дистрибьюторов. Это ставит Amazon перед широким кругом проблем, особенно с учетом пересмотра условий доставки товаров.
(3) Возможности Amazon
– Экспансия своей деятельности. Amazon может расширить свою деятельность в развивающихся странах;
– Физические магазины. Увеличение числа розничных магазинов может привлечь покупателей и составить более сильную конкуренцию традиционным ритейлерам;
– Приобретения «конкурентов». Amazon совершила несколько крупных покупок, например Zappos, и это может увеличить долю рынка и снизить конкуренцию.
(4) Угрозы Amazon
– Регулирование со стороны государства. Некоторые государственные нормативные акты могут угрожать распространению продукции Amazon в некоторых странах;
– Эксплуатация труда. Компания Amazon подверглась тщательному контролю со стороны США за то, что якобы поддерживает партнерские отношения с компаниями, которые нарушают права человека;
– Киберпреступность. Она может угрожать безопасности платформы и ее пользователей;
– Конкуренция. Помимо крупных розничных компаний, Amazon также сталкивается с сильными конкурентами в области сервисов потокового видео, такими как Netflix, Apple TV+, HBO Max, Hulu, Disney+ и т.д.;
– Рецессия. Интернет-магазины не застрахованы от экономического спада, и неопределенность может повлиять на продажи Amazon;
– Фальшивые отзывы. Покупатели полагаются на отзывы при совершении покупок, и компания уже удалила тысячи фальшивых отзывов со своей платформы.
Заключение
Amazon не просто является частью современного бизнес-ландшафта, она его формирует. Куда бы вы ни посмотрели – на мировые рынки или в цифровое пространство – влияние Amazon неоспоримо. Ее быстрая адаптация к изменениям рынка впечатляет, но что действительно выделяет ее среди других компаний? Это надежная многосторонняя платформенная бизнес-модель. Это не просто удача, это стратегический гений.
Краткая история Apple
Стив Джобс и Стив Возняк, два выпускника колледжа, основали Apple 1 апреля 1976 года, используя гараж Джобса в качестве основного офиса. Они стремились показать пользователям свое видение компьютеров. Они хотели сделать компьютеры достаточно маленькими, чтобы поместиться в домах и офисах клиентов. По сути, их первый продукт, Apple 1 – компьютер ручной сборки – включал только функциональные аппаратные модули, такие как центральный процессор (ЦП), операционная память и текстовый видео-чип13, без монитора, клавиатуры и других устройств взаимодействия с человеком (мыши).
В их втором продукте, Apple II, были предусмотрены слоты расширения14 для подключения дисководов гибких дисков и других компонентов, а также устройств пользовательского интерфейса. Этот второй продукт увеличил их продажи с 7,8 миллионов долларов в 1978 году до 118 миллионов долларов в 1980 году (когда они разместили свои акции на бирже).
Несколько лет спустя, в 1983 году, Возняк покинул компанию, и Джобс последовал его примеру в 1985 году, наняв на пост президента Джона Скалли из PepsiCo15. Джобс был уволен после того, как растущие трения между ним и Скалли привели к тому, что Стив Джобс организовал «переворот» с целью смещения Скалли. Однако этот переворот имел неприятные последствия.
Вскоре после этого Стив Джобс основал свою компанию по разработке программного обеспечения NeXT, купив Pixar у Джорджа Лукаса. Однако его уход был недолгим, и в 1997 году Apple купила новую компанию Джобса. Это было сделано, чтобы вернуть Стива в Эпл, чтобы сохранить их падающую долю рынка. Изменения, которые он внес после возвращения, спасли компанию от неминуемой гибели, и в 2007 году компания выпустили один из своих самых успешных продуктов – iPhone.