В 1986 году компания Cisco продала свой первый продукт – многопротокольный маршрутизатор, который мог соединять между собой различные компьютерные сети. Сразу после запуска он стал пользоваться большим спросом. Cisco заработала много денег на своем первом продукте, но этого было недостаточно для расширения ассортимента компании. В результате в 1987 году Cisco обратилась за финансовой поддержкой к венчурной компании Sequoia Capital, чтобы получить средства для расширения бизнеса.
В 1988 году Джон П. Моргридж (John P. Morgridge) пришел в Cisco на должность генерального директора компании. Моргридж увеличил объем продаж Cisco с 5 миллионов долларов до более чем 1 миллиарда долларов. Число сотрудников компании также стремительно росло под его руководством. В 1990 году Моргридж вывел Cisco на биржу.
7. Cisco: бизнес-модель и SWOT-анализ
Cisco Systems («Сиско Системз») – американская транснациональная компания, разрабатывающая и продающая сетевое оборудование, предназначенное в основном для крупных организаций и телекоммуникационных предприятий. Также разрабатывает программное обеспечение в сфере информационной безопасности. Бизнес-модель Cisco ориентирована на продажу сетевого оборудования и других высокотехнологичных услуг организациям и предприятиям. На заре становления компании Cisco ее бизнес-модель несколько отличалась от нынешней. Раньше Cisco занималась только поставкой сетевого оборудования, например маршрутизаторов и коммутаторов, необходимых для соединения компьютеров в одной локальной сети (LAN). Теперь бизнес-модель Cisco расширилась, чтобы адаптироваться к новым технологическим тенденциям, особенно когда предприятия и организации напрямую подключают свои сети к Интернету, а не используют локальные сети.
Финансовые показатели Cisco и ее положение на рынке ясно показывают, что бизнес-модель Cisco очень успешна. Каждый год компания генерирует положительный денежный поток18. Например, в 2022 г. Cisco получила доход в размере 51,56 миллиарда долларов. Серьезный денежный поток позволяет компании инвестировать в исследования и приобретать другие компании. С момента своего основания Cisco приобрела более 200 компаний. Среди наиболее заметных приобретений – WebEx, OpenDNS и Meraki.
Кто собственник компании Cisco
Будучи публичной компанией, Cisco в основном принадлежит институциональным инвесторам, таким как The Vanguard Group, State Street Corporation и BlackRock. В настоящее время крупнейшим акционером Cisco19 является The Vanguard Group, однако важно отметить, что структура собственности Cisco постоянно меняется, поскольку акционеры покупают и продают акции компании. Все крупнейшие акционеры Cisco могут голосовать при принятии важных решений, касающихся компании. Например, они могут влиять на решения, связанные с приобретениями и слияниями. Однако акционеры не контролируют повседневную работу компании. За повседневную деятельность отвечает исполнительное руководство компании. В настоящее время генеральным директором компании является Чак Роббинс. Он также является одним из акционеров компании.
Миссия Cisco
Миссия компании Cisco заключается в том, чтобы
Формировать будущее Интернета, создавая беспрецедентные ценности и возможности для наших заказчиков, сотрудников, инвесторов и партнеров по экосистеме.
Как работает Cisco
Cisco предоставляет технологии и инфраструктуру, необходимые предприятиям и организациям для создания надежных и безопасных сетей. Cisco подразделяет предлагаемые ею решения на шесть категорий, к которым относятся:
– Безопасные и гибкие сети. Это решение состоит из таких сетевых технологий, как корпоративная маршрутизация и коммутация. Портфель коммутаторов Cisco включает в себя предложения по коммутации кампусов и центров обработки данных. В портфель коммутации также входят мультигигабитные технологии для управления более высокой пропускной способностью. Портфель корпоративной маршрутизации Cisco включает в себя технологии, позволяющие соединять общественные и частные проводные линии.
– Интернет для будущего. К этой категории относятся продукты, призванные изменить способы подключения людей к интернету и облачной среде. В качестве примера можно привести 5G и маршрутизируемые оптические сети. Cisco твердо убеждена, что кремний и оптика – это базовые технологии, необходимые для преобразования будущего интернета. Поэтому компания разрабатывает продукты, использующие эти технологии.
– Программное обеспечение в сфере коллаборации. Продукты этой категории включают программное обеспечение и устройства, которые позволяют распределенным командам легко сотрудничать. Одна из основных целей этого решения – расширение возможностей гибридной и удаленной работы, а также инклюзивности. Предложения Cisco в рамках этого портфеля включают в себя программное обеспечение, подписку и бессрочные лицензии.
– Комплексная информационная безопасность. Продукты этой категории предназначены для защиты сетей. К ним относятся конечные точки безопасности, облачная безопасность и решение SecureX, унифицированное управление угрозами и Zero Trust.
– Сквозная видимость инфраструктуры. Технологии этой категории обеспечивают сквозную видимость сетей, приложений, мультиоблачных инфраструктур и интернетов заказчиков Cisco. Цель такой сквозной видимости – позволить Cisco помочь своим заказчикам управлять используемыми ими системами.
– Консалтинг и техническая поддержка. Cisco предоставляет некоторые услуги и поддержку своим клиентам, чтобы они могли получить максимальную выгоду от приобретенных продуктов. Компания также предоставляет консультационные услуги по сетевым и смежным технологиям. Клиенты, которым необходимо перейти на новые технологические платформы, также могут обратиться в Cisco для получения услуг по переходу.
Как Cisco зарабатывает деньги
Компания Cisco зарабатывает на следующем:
– Продажа оборудования. Cisco получает прибыль от продажи сетевого оборудования, такого как коммутаторы, маршрутизаторы и беспроводные точки доступа, устройств безопасности, оборудования для совместной работы и оборудования для центров обработки данных. В настоящее время продажи оборудования приносят более 50% дохода Cisco.
– Лицензирование на программное обеспечение (лицензии и подписки). Cisco использует различные модели лицензирования программного обеспечения, такие как срочные лицензии и подписки. Каждая модель лицензирования приносит Cisco20 доход. Клиенты Cisco могут свободно выбирать тот вариант лицензирования, который соответствует их потребностям. Компания предлагает облачное решение для лицензирования, известное как «умное лицензирование», которое помогает клиентам легко активировать лицензии, передавать лицензии между устройствами и следить за использованием лицензий.
– Консалтинг и техническая поддержка. Cisco предоставляет такие услуги, как консалтинговые услуги, управляемые услуги, облачные услуги и техническая поддержка. Каждый из этих сервисов приносит компании прибыль.
Канва бизнес-модели Cisco
Давайте рассмотрим приведенную ниже канву бизнес-модели Cisco:
[1] Потребительские сегменты Cisco
Клиентские сегменты Cisco включают в себя:
– B2B. Поставщики услуг. В этот сегмент входят интернет-провайдеры, телекоммуникационные и кабельные компании, которым необходимо оборудование;
– B2B. Корпорации и государственные учреждения. Этот сегмент составляют транснациональные корпорации и государственные учреждения;
– B2B. Малый и средний бизнес. В этот сегмент входят предприятия малого и среднего бизнеса, для работы которых требуются сетевые решения;
– B2B. Государственный сектор. В этот сегмент входят органы власти всех уровней и образовательные учреждения.
[2] Ценностные предложения и преимущества Cisco
Ценностные предложения Cisco включают в себя:
– Для поставщиков услуг. Предоставляет сетевое оборудование и программное обеспечение, необходимое поставщикам услуг для предоставления высококачественных услуг своим клиентам;
– Для корпораций и государственных учреждений. Предоставляет комплексные сетевые решения, необходимые предприятиям для автоматизации операций, совместной работы, повышения производительности и снижения эксплуатационных расходов;
– Для малого и среднего бизнеса. Предоставляет масштабируемые и доступные сетевые решения, которые повышают производительность и оптимизируют работу;
– Для государственного сектора. Предоставляет комплексные сетевые решения, необходимые государственным учреждениям для эффективной работы и сохранения конфиденциальности данных и сетей.
[3] Каналы сбыта Cisco
Каналы сбыта Cisco включают в себя:
– Веб-сайт поддержки Cisco;
– Сообщество Cisco;
– Социальные сети;
– Обслуживание клиентов;
– Центр технической помощи Cisco (TAC – Technical Assistance Center).
[4] Взаимоотношения с клиентами Cisco
В основе взаимоотношений с клиентами стоит:
– Автоматизированное обслуживание;
– Служба поддержки корпоративных клиентов.
[5] Потоки поступления доходов Cisco
Доходы Cisco складываются из:
– Продажа оборудования;
– Лицензирование программного обеспечения (лицензии, подписки);
– Консалтинг и техническая поддержка.
[6] Ключевые ресурсы Cisco
Ключевые ресурсы Cisco включают в себя:
– Интеллектуальная собственность;
– Репутация;
– Центры обработки данных;
– Отдел кадров;
– Финансовые ресурсы.
[7] Ключевые виды деятельности Cisco
Основные направления деятельности Cisco включают в себя:
– Производство оборудования;
– Разработка программного обеспечения;
– Консалтинг и техническая поддержка;
– Продажи и маркетинг.
[8] Ключевые партнеры Cisco
В число ключевых партнеров Cisco входят:
– Технологические партнеры, такие как Microsoft и Intel;
– Поставщики услуг;
– Независимые поставщики программного обеспечения.
[9] Структура издержек Cisco
Структура затрат Cisco состоит из:
– Административные расходы;
– Расходы на исследования и разработки (R&D);
– Производственные расходы;
– Расходы на приобретение компаний.
Конкуренты Cisco
Основными конкурентами Cisco являются следующие компании:
– Juniper Networks. Jupiter Networks – американская транснациональная компания, создающая сетевое оборудование и программное обеспечение, а также предоставляющая ИТ-услуги. Компания была основана Прадипом Синдху в 1996 году и быстро превратилась в крупного игрока в сетевой и телекоммуникационной индустрии. Как и Cisco, компания создает высококачественное оборудование и программное обеспечение. В результате у компании сложилась прочная репутация, которая делает ее одним из главных конкурентов Cisco;
– Huawei. Помимо потребительских устройств, таких как планшеты и смартфоны, которые производит Huawei, компания также выпускает сетевое оборудование, например коммутаторы и маршрутизаторы. В США Huawei не выдерживает острой конкуренции с Cisco из-за правительственных ограничений в отношении Huawei. Однако компания активно конкурирует с Cisco за пределами США. Конкурентоспособные цены на качественную продукцию Huawei – одно из ключевых преимуществ компании, благодаря которому она доминирует во многих регионах мира;
– Netgear. Netgear – американская компания по производству компьютерных сетей. Компания производит сетевое оборудование, такое как коммутаторы, маршрутизаторы и сетевые устройства хранения данных. Netgear активно конкурирует с Cisco, особенно на рынке малого и среднего бизнеса. Большинство бюджетных клиентов предпочитают продукцию Netgear продукции Cisco, потому что продукты Netgear разработаны по очень доступной цене;
– Hewlett Packard Enterprise (HPE). Hewlett Packard Enterprise – американская транснациональная компания, специализирующаяся на информационных технологиях. Среди ИТ-продуктов и услуг, предлагаемых HPE – системы хранения данных, программное обеспечение и сетевые технологии. Благодаря своему сетевому портфолио HPE является одним из конкурентов Cisco. Ее сетевые продукты отличаются высокой надежностью и безопасностью. Продукты HPE отличаются высокой производительностью. Например, коммутаторы HPE поддерживают такие передовые функции, как автоматизация и аналитика. Компания постоянно стремится разрабатывать инновационные технологии быстрее, чем другие компании, такие как Cisco;
– Extreme Networks. Extreme Networks – американская сетевая компания, производит как проводное, так и беспроводное сетевое оборудование. Компания успешно конкурирует с Cisco, особенно в области программно-ориентированных сетевых решений. Ее программное обеспечение обеспечивает большую автоматизацию и контроль над сетевой инфраструктурой.
– Российские производители сетевого оборудования:
– Eltex (Новосибирск) – разработчик сетевого обjрудования общего назначения, оборудования для широкополосного доступа, IP-телефонии, беспроводных сетей и др.
– Qtech (Москва) – российский производитель телекоммуникационного оборудования, выпускающий более 200 линеек сетевого оборудования.
– Nateks (Москва) – компания-разработчик с давней историей, разрабатывающая оборудование для высокоскоростной передачи данных.
– Полигон (Уфа) – разработчик высокотехнологичного радиоэлектронного сетевого оборудования для нужд операторов связи, ведомственных структур, органов государственной власти.
– Русьтелетех (Москва) – разработчик доверенного сетевого оборудования, предоставляющая полный спектр устройств для построения безопасных ИТ-инфраструктур.
SWOT-анализ Cisco
Ниже приводится подробный SWOT-анализ компании Cisco:
(1) Сильные стороны Cisco
– Узнаваемость бренда. Cisco – авторитетный бренд в сетевой индустрии. Компания хорошо известна и пользуется доверием более чем в 165 странах. Репутация компании помогла ей заключить выгодные партнерские отношения с различными предприятиями по всему миру. Кроме того, репутация помогла компании собрать множество постоянных клиентов;
– Квалифицированный персонал. Штат Cisco состоит из высококвалифицированных специалистов, который позволяет компании внедрять инновации и опережать большинство своих конкурентов;
– Сильные финансовые показатели. Доходная база Cisco очень стабильна. Устойчивый денежный поток позволяет компании инвестировать в исследования и разработки. Это также позволяет компании приобретать другие компании и расширяться;
– Ориентация на инновации. Cisco удалось опередить своих конкурентов во многом благодаря своей ориентации на инновации. Компания постоянно совершенствует свою продукцию и выпускает новые продукты. Такая практика позволяет компании отслеживать возникающие потребности своих клиентов.
(2) Слабые стороны Cisco
– Медленная адаптация к облачным вычислениям. Темпы адаптации Cisco к облачным вычислениям ниже, чем у большинства ее конкурентов, которая приводит к тому, что компания теряет часть доли рынка, уступая ее конкурентам;
– Чрезмерная зависимость от продаж аппаратного обеспечения. Cisco чрезмерно зависит от продаж аппаратного обеспечения для получения прибыли. Эта зависимость может негативно сказаться на компании в будущем, поскольку технологии продолжают развиваться в сторону программно-определяемых сетей;
– Чрезмерная зависимость от нескольких рынков. Хотя Cisco работает в нескольких странах, очень большой процент ее доходов приходится на Северную Америку. Поэтому финансовое положение компании может пострадать от экономического спада в этом регионе. Чтобы избежать этого, компании необходимо разработать стратегию получения значительных доходов на всех рынках, где она работает.
(3) Возможности Cisco
– Рост в области облачных вычислений. Cisco еще не занимает доминирующее положение в сфере облачных вычислений – это возможность. Cisco получит огромную выгоду от облачных вычислений, поскольку глобальный облачный трафик продолжает расти;
– Экспансия на развивающиеся рынки. У Cisco есть возможность выйти на развивающиеся рынки, такие как Африка и Азия. Спрос на сетевое оборудование на этих рынках высок и растет;
– Рост на рынке программного обеспечения. У Cisco есть возможность расти на рынке программного обеспечения, особенно сейчас, когда сетевые решения на базе программного обеспечения постепенно вытесняют сетевые решения на базе аппаратного обеспечения. Компания может легко использовать свои существующие аппаратные продукты для роста на рынке программного обеспечения.
(4) Угрозы Cisco
– Угрозы кибербезопасности. Репутация компании Cisco, одного из ведущих поставщиков сетевых решений, во многом зависит от ее способности защитить сети и данные всех своих клиентов. Киберпреступники всегда были нацелены на поставщиков сетевых решений, поэтому такая компания, как Cisco, сталкивается с угрозами кибербезопасности. Любая успешная кибератака на Cisco может привести к большим финансовым потерям и утрате доверия;
– Интенсивная конкуренция. Большинство конкурентов Cisco настолько сильны, что могут значительно снизить значимость Cisco, если компания перестанет искать новые способы доминирования на рынках;
– Неопределенности в мировой экономике. Общая экономика стран, в которых работает Cisco, определяет уровень доходов компании. В результате экономический спад в таких странах может негативно сказаться на доходах Cisco;
– Изменения в законодательстве. Государственное регулирование также может повлиять на деятельность Cisco и, следовательно, на ее доходы. В прошлом были случаи, когда государственное регулирование негативно сказывалось на деятельности сетевых компаний в некоторых странах. Например, запрет, наложенный правительством США на поставку телекоммуникационного оборудования Huawei американским государственным учреждениям, помешал Huawei развиваться в США. В будущем аналогичные запреты могут быть наложены на Cisco в некоторых регионах.
Заключение
Очевидно, что Cisco использует очень успешную бизнес-модель, которая в настоящее время сосредоточена на продаже сетевого оборудования и других высокотехнологичных услуг своим клиентам. Однако важно отметить, что бизнес-модель компании постепенно расширяется, чтобы соответствовать меняющимся потребностям сетевой и телекоммуникационной индустрии. Будет интересно посмотреть, как Cisco сохранит свое доминирующее положение в сетевой и телекоммуникационной индустрии даже в будущем, когда многие потребности отрасли изменятся.
8. Drizly: бизнес-модель и SWOT-анализ
Drizly – онлайн-платформа для заказа и доставки алкоголя от местных розничных продавцов через мобильное приложение или веб-сайт. Бизнес-модель Drizly – это двухсторонняя модель рынка. В этой модели Drizly выступает в качестве платформы-посредника, соединяющей две разные группы: клиентов, ищущих алкоголь и местные алкогольные магазины. Клиенты используют платформу Drizly для просмотра и заказа алкогольных напитков из ближайших алкогольных магазинов.
Drizly получает доход за счет комиссионных, выплачиваемых алкогольными магазинами за заказы, полученные через платформу, и платы за доставку, взимаемой с клиентов. Платформа использует технологии, логистику и партнерские отношения для создания выгоды как для клиентов, так и для магазинов, обеспечивая удобство и эффективность услуг по доставке алкоголя.
Краткая история Drizly
Компания Drizly была основана в 2012 году Ником Релласом, Джастином Робинсоном и Спенсером Фрейзером в Бостоне, штат Массачусетс. Основатели увидели возможность использовать технологии для предоставления удобных услуг по доставке алкоголя. Получив начальное финансирование в 2013 году, Drizly расширила свою деятельность за пределы Бостона и начала работать в нескольких крупных городах США, включая Нью-Йорк, Чикаго и Лос-Анджелес.
В 2015 году Drizly привлекла 13 миллионов долларов в рамках поиска финансирования, что позволило продолжить расширение и усовершенствование технологической платформы. С годами Drizly наладила стратегические партнерские отношения с известными розничными продавцами и брендами алкоголя, расширяя свои предложения и стимулируя рост.
Эти партнерства помогли укрепить позиции Drizly как ведущего игрока на рынке доставки алкоголя. В 2020 году Drizly расширила международное присутствие и вышла на канадский рынок, предоставив свои услуги в таких городах, как Калгари, Эдмонтон и Ванкувер.
В феврале 2021 года было объявлено, что Uber приобретет Drizly примерно за 1,1 миллиарда долларов. Drizly стала дочерней компанией Uber 13 октября 2021 года, после того как Uber завершил сделку по приобретению компании.
Приобретение позволило Drizly получить доступ к огромным ресурсам, технологиям и инфраструктуре доставки Uber. Это ускорило планы расширения Drizly и позволило ей быстрее выйти на новые рынки.
Несмотря на приобретение, Drizly продолжает работать как отдельный бренд в портфеле Uber. Это позволило компании сохранить свой фирменный стиль и использовать существующую клиентскую базу и отношения с партнерами по алкогольным магазинам.
Кто собственник Drizly
Изначально Drizly принадлежала ее основателям Нику Релласу, Джастину Робинсону и Спенсеру Фрейзеру. Однако после завершения сделки по приобретению компании Uber в октябре 2021 года Drizly теперь полностью принадлежит Uber. Uber – это международная технологическая компания, которая управляет платформой совместного использования поездок, соединяющей водителей и пассажиров через мобильное приложение. Компания была основана в 2009 году Трэвисом Калаником и Гарретом Кэмпом.
Миссия Drizly
Миссия Drizly заключается в том, чтобы
«Быть рядом, когда это важно – заботиться о моментах жизни и людях, которые их создают»
Как работает Drizly
Drizly работает связывая клиентов с местными магазинами спиртных напитков, управляя заказами и доставкой, а также обеспечивая соблюдение законодательных норм. Вот подробное пошаговое объяснение того, как Drizly ведет свой бизнес:
– Партнерство с алкогольными магазинами. Drizly устанавливает партнерские отношения с местными алкогольными магазинами и розничными торговцами в различных городах и регионах. Эти партнерские отношения позволяют Drizly предлагать своим клиентам широкий ассортимент алкогольных напитков.
– Управление запасами. Drizly тесно сотрудничает со своими магазинами-партнерами, чтобы поддерживать актуальную базу запасов алкоголя. Это включает в себя регулярное обновление информации о наличии товаров, ценах и описаниях.
– Онлайн-платформа. Drizly работает через свою онлайн-платформу, которая состоит из веб-сайта и мобильного приложения. Эта платформа служит в качестве торговой площадки, где клиенты могут просматривать и приобретать алкогольную продукцию.
– Проверка местоположения. Клиенты должны зарегистрировать учетную запись на платформе Drizly. Обычно для этого требуется указать адрес электронной почты, контактную информацию и подтвердить возраст. После регистрации пользователям предлагается ввести адрес доставки. Drizly использует эту информацию, чтобы определить, доступны ли ее услуги в регионе пользователя.
– Выбор продукта. Получив доступ к платформе Drizly, пользователи могут ознакомиться с широким выбором алкогольных напитков, включая пиво, вино, крепкие напитки и миксеры. В списках товаров представлена подробная информация: описания, цены и отзывы покупателей.