banner banner banner
Счастье ведьм
Счастье ведьм
Оценить:
 Рейтинг: 0

Счастье ведьм


Сейчас множество прекрасных материалов и сообществ, книг и тренингов о рождении без насилия. К сожалению, большинство моих цивилизованных современников родились в довольно страшных условиях режимных больниц. Нашим родителям и лучшим врачам был нужен очень большой труд, чтобы, сопротивляясь системе «здравоохранения», оставлять пространство для чуда в нашем приходе в жизнь.

Личный опыт. Чудесный психолог, поэт и практик Сергей Криницын дает в своей групповой работе такую практику – повтор рождения. Со мной это случилось в 2019 году (случайно ли совпадение, что в этот год я стала старше своей мамы?). До этого я несколько раз уже рождалась повторно в психологических тренингах, в практиках холотропного дыхания, но это были повторные встречи с тем первым опытом на уровне стресса, пережитого телом и душой с некоторой полезной корректировкой. И вот мое тело лежит на полу, восемь рук помогают ему обрести покой и расслабление, и голоса, тела, души, сонастроившись, поют мне приветственный гимн, оду радости. Я помню клетками, что маме было больно, страшно, некомфортно, тяжело, да. Но никто никогда не напоминал мне о том, что Земля и духи радовались моему приходу. А это было, иначе я не могла бы вспомнить. Улыбка, слезы и мурашки радости, когда вспоминаю.

Похожие ритуалы делают многие шаманы, помогающие телесные практики. Очень советую всем вспомнить это, воссоздать. А потом постараться подарить каждой вновь приходящей девочке по-настоящему чудесное рождение. Теперь мы можем совмещать безопасность с нежностью.

И надеюсь, вы поняли, я не про розовые одежки и стены в комнате (хотя, почему нет?). Я про почтительное внимание к чуду рождения девочки. Розовый – цвет нежности и счастья. Родившаяся девочка – воплощение того и другого. Да будет так.

Посмотрите еще о рождении девочки в моей статье «Анима и Анимус» одноименного сборника (МААП, 2008).

Маленькие будущие ведьмы

Маленькая девочка не может быть ведьмой. Это нонсенс. Только примерять, как мамины туфли. Она даже веста ещё будущая.

Но время человеческой жизни не линейно (скорее, спирально). Недаром маленькие девочки-отроки и юные девушки встречаются с Бабой Ягой, другими старыми ведьмами. Герда и Элли, Гретель и Машенька, Алёнушки, Рапунцель и другие. У большинства девочек есть бабушки и контакт с ними. Тут не только столкновение. Тут и прямая передача, и обучение.

Очень от многих ведьм слышала фразу: «мама говорила, что я родилась взрослой». Можно связывать это с ранними травмами, в том числе, перинатальными. Связывать, да, но не объяснять каузально. Это, вероятно, про более глубокое прошлое, или будущее, соединенность со многим. Плюс, это зерна будущих чудес, будущих жизней, родившиеся вместе с ней. Девочка с рождения – кладезь чудес. Но не мастер. Иметь полотно и краски и уметь рисовать – разное. Но наличие красок – уже много. Можно и не умея, порой, спонтанно.

Для нашей темы больше подходит метафора пряжи и гобелена, ковра. Девочка владеет магией фантазии, магией с игрушками и желаниями. Девочка, фантазируя, создает свое будущее и текущую реальность. Она собирает ниточки, порой волоски, учится заплетать и завязывать. Нить ее судьбы и судеб рода становится зримой и ощутимой постепенно.

Вспомните свои детские фантазии о будущем. Как много сбылось? Что сбылось, но искаженно или скорректировано? Что (к счастью или разочарованию) не сбылось?

Личный опыт. У меня в планах было 5 детей и 7Я. В фантазиях была лошадь и тигр. Детей получилось больше. Муж соответствовал всему загаданному (жаль не загадала, чтобы любил и уважал меня). Лошадь случилась. И потом долго и старательно молилась, чтобы тигра заменили котом. Список этот почти бесконечен. Мечтала пожить на острове, поплавать как профессор Аронакс с Капитаном Немо, и о других путешествиях, построить дом, стать бабушкой, написать книгу.

Давайте здесь притормозим и присмотримся опять к словам-понятиям.

Мечты, желания, фантазии. В детстве они обычно не дифференцированы и слиты в то, что, наверное, лучше всего называть детские грезы. Маленькая будущая ведьма Люси в Хрониках Нарнии, Пеппи Длинный Чулок, Поллианна, Моана, маленькая Ассоль. Они соединяют интуицию с экстра-сензитивностью, наблюдательность и творческую искру. И взрослые говорят: фантазирует. Это, знаете, как в кабинете, клиент порой решительно отмежевывает сны от фантазий. В фантазии присутствует воля и разум, потому взрослые вкладывают в них смыслы, порой корысть. С корыстью – это уже желание.

Способность грезить – наш важный детский потенциал. Преображение грез в фантазию – основа, зарождение магии. Желание содержит больше воли, порой и агрессии, оно более маскулинно, и с ним уже, как со спичками, надо аккуратнее. Хорошо, если девочка будет учиться давать жизнь своим фантазиям, воплощая их в игры и танцы, рисование, полезные навыки, творчество и деятельность.

Девочки моего поколения сами придумывали себе первые ритуалы. Сейчас можно найти множество в разных источниках. Но, думаю, придумывать всё равно интереснее. Только вот современные мультики немного сбивают. Девочка не машет волшебной палочкой, создавая всё подряд в моменте, воюя и спасая. Девочка создает потенциал, будущее.

Ближе к отрочеству девочка всё больше начинает чувствовать, что магия у нее внутри души[22 - Внутри души здесь и всегда у меня – это не про спрятанность где-то в теле. Душа наша разлита и сгущена в пространстве, включающем и тело. А если уж представлять сосуд для души, то это большая открытая чаша у нас под ногами.], и расплескивать ее не стоит раньше времени и на пустяки.

Девочка-отрок способна создавать миры. Я очень люблю те, что описаны Александром Грином, особенно «Золотую цепь». Девочка-ребенок играет и тренируется.

Девочке нужно пространство для этого. Лучше всего – природное. И время. Потом её снесет на поиски, приключения, взрослый труд, чтобы вспомнить о том, что создавала будущее сама, уже только к зрелости.

Культивировать магию девочке помогает рукоделие. Раньше девочек усаживали за него. Сейчас, после некоторого перерыва, похоже, возобновился интерес к вышиванию и шитью, прядению и плетению, к ним добавились пазлы, раскрашивание удивительных картинок и множество других рукодельных магий. Большинство девочек сами чувствуют потребность и находят какое-то творческое занятие, развивающее и внимательность, и сосредоточенность, и вкус.

Магические ритуалы: делать кукол, печь печенье, плести что-то из веревочек-резиночек, лепить и вышивать. Это может быть много полезней большинства школьных предметов. Потому что помогает спокойно наращивать психику, сосредотачивать душу. Многие взрослые женщины, поняв, что что-то пропустили, находят возможности позже. А многие вспоминают бабушек именно в переданном контакте с тестом или нитками.

Девочке важно уединение в своем уголке и совместное тихое времяпрепровождение с несколькими подружками или сестрами. Это ужасно, когда девочка лишена этого и постоянно выставлена в школьный (и может ещё какой-то) социум.

И конечно – игра. Игра, которая, по замечанию Йохана Хейзинги «древнее любой культуры», – первое таинство будущей ведьмы. В играх рождается навык ритуала и одновременно гибкого к нему отношения, внимание к участникам и стихиям, навык сочетания принятия того, что есть, и сотворчества. Старинные игры: прятки, жмурки – важные навыки отношений с сокровенным, с утаиванием и видением без глаз.

Загадки – отгадать не названное, найти решение. Старинные загадки – это отнюдь не про нахождение некоего объективно правильного ответа. У них две функции, обе социальные. Одна – проверка на свойствО, знание паролей. Зимой и летом одним цветом – ёлка, если вы житель определённых мест. Вторая – поиск наилучшего решения, чтобы угодить, перехитрить стареющего царя, отца будущего принца, пройти маскулинное испытание феминным способом, найти лучший ответ – тот, который будет принят как истина. Помните сказку «Дочь семилетка»: прийти не одетой, не раздетой?

Спасибо коллеге Елене Хандуровой за подсказки. Кстати, навык улавливания и давания подсказок – тоже хорош! Очень пригодится девочке в жизни.

И залетая вперед, давайте про желания еще подумаем. Женские желания – особая субстанция. «Хочу такую юбку, но покороче, и с пуговицами, и чтоб это были брюки». Во взрослой жизни желать – одно из главных дел женщины. Она хочет дом, она хочет ребенка, хочет куда-то поехать, она хочет. Переход между иррациональным желанием, ведущим в новое, неизведанное «не пойми куда», что важно, и истероидными невменяемыми капризами очень тонок. Ей и всем, кто рядом, тут нужен эмоциональный интеллект. Удивительно приятно наблюдать зрелые и старые пары, в которых муж уважительно спрашивает, выслушивает и старается исполнить женские желания, зная, как это ресурсно для него, потому что и она уже умеет с ними обращаться. За этим большой путь. В детстве, юности, молодости мы учимся обращению с нашими интуитивными порывами, потоком ощущений и мыслей. Это важный процесс.

Детские травмы

Детство – возраст счастливый и травматичный. И это связано. Именно детская наивность позволяет быть много и радостно счастливым и открытым травмированию.

Удивитесь, как дети сочетают безрассудство и нелепые опасения. Девочка может залезть на крышу, поплыть через реку, тыкать палкой в ядовитых пресмыкающихся, зайти в гости к незнакомым соседям.. А может бояться намочить ноги, прыгнуть с лесенки, погладить собаку или подойти к незнакомцу, а ещё – чего-то под кроватью. И все это странным образом сочетается. Вероятно, потому что детство – время знакомства со страхами, выработки самих механизмов взаимодействия с ними. Девочка, не запертая в границы «безопасности», учится бояться самостоятельно, и это один из главных навыков жизни.

Посмотрите начало мультфильма «Моана». Не ужас ли? Но только так выглядит здоровый вариант закладки основы будущего контакта с водой, океаном, магией Вселенной. Примерно так же и с социумом.

Взрослым, конечно, страшно намного сильнее. Жаль, что мы даем этим страхам побеждать.

Ребенок начинает выстраивать свои ментальные и душевные защиты, и это происходит только в ответ на проникающие ранения опыта. И именно эти ранения делают девочку не просто чувствительной, но чувствительной к запредельному. Получив травмирующий опыт, девочка обнаруживает возможность соприкоснуться с непостижимым и пережить его, используя странные магические ритуалы, общение с духами и персонажами-помощниками, собственную фантазию и волю.

Идеальное сочетание разумной бережности и контакта с опытом хорошо может предоставить природное пространство и ненавязчивый присмотр бабушки, дедушки или мудрой няни.

Тело, душа, дух растут и укрепляются на микротравмах и больших травмах, пережитых с помощью поддержки пространства и взрослых.

Новые исследования свидетельствуют о том, что травматический опыт в детском возрасте связан со степенью эмпатии во взрослой жизни. Исследование, опубликованное в PLOS One, показывает, что люди, которые испытывают травматические события в детстве, лучше реагируют на эмоциональные состояния других, став взрослыми.

«Мой опыт проведения клинической работы в качестве психотерапевта с детьми и взрослыми подтолкнул к этому исследованию», – сказал автор Дэвид М. Гринберг из Университета Кембриджа и Городского университета в Нью-Йорке.

Исследователи изучили 387 взрослых посредством опроса про истории детской травмы и уровень эмпатии. Они также опросили еще 442 взрослых с использованием других тестов на эмпатию. В обоих обследованиях взрослые, которые сообщали о травматическом событии в детстве, как правило, имели более высокий уровень эмпатии. Травматические события включали смерть очень близкого друга или члена семьи, развод родителей или раздор, травматические сексуальные переживания, такие как домогательство, и опыт насилия. (Анна Скавитина, 2017)

Это не только эмпатия к людям и животным, это в принципе опыт эмпатии к жизни, экзистенциальному. Именно поэтому, я думаю, психология, став профессией более поддерживающей и принимающей, чем объясняющей и лечащей, стала максимально женской.

Стараясь защитить дочерей от опасностей, травм, грязи, мы растим женщин брезгливых, стерильных, трусливых душой и телом. Подвергая девочек опасному семейному и социальному воздействию, насилию и грубости, холодной отчужденности, мы одариваем их драконами разрушения и истерии.

Здоровье всегда посередине. И это не лезвие бритвы, а широкое пространство множества детского опыта, на которое мы возвращаемся потом всю жизнь за стеблями льна, конопли и крапивы для полотен жизни.

Размышляя о детских и других травмах важно помнить: бережность и безопасность – разное! Травма может быть разрушающей, калечащей, а может быть полезной и развивающей. Основоположник теории привязанности Джон Боулби наблюдал в парке за матерями и детьми и описал то, что потом подтвердили многие[23 - Я немного обижалась на Джона, когда читала его, за то, что он не говорит о любви. Но надо понимать, что ученые не жалуют это слово, и предпочитают другие термины, а Джону важно было быть услышанным.].

Маленькие дети играют самостоятельно и отбегают от мамы, пока чувствуют эмоциональную связь с ней, тогда они спокойны. Когда мать переключает внимание на книгу, телефон, подругу, ребенок чувствует тревогу и потребность срочно вернуть контакт, прибегает и возвращает его.

Важно понимать, что здоровая привязанность формируется именно на том, что этот контакт есть, и он иногда пропадает. Так развивается эмоциональная тактика, эмоциональный интеллект. Здесь присутствует целый спектр, с одной стороны которого безразличие и покинутость, с другой – гиперопека и контроль, а посередине здоровая привязанность и способность любить.

Самое главное для женщины, самое главное для девочки, для человека – любовь. О любви – отдельная глава в части 3 и отдельная книга.

Кажется важным понимать, что Любовь есть всегда и везде, это великая сила, которая больше нас. Это стихия, подобная Жизни. Есть еще способность любить, принимать любовь, давать, пропускать через себя. Это личный навык и искусство, обретаемое в социальном и межличностном взаимодействии, основа его закладывается в раннем детстве, а потом развивается всю жизнь.

Счастливая девочка растет в любви. Она умеет собрать ее вокруг себя. Некогда маме – найдем бабушку, подружку, куклу. Быть счастливой – главная фантазия и по ниточкам собираемый навык. И здесь тоже помним, как с младенцем: у ребенка всегда много любви. В идее «не лишать детства» мы часто лишаем девочку главной потребности – активно проявлять любовь и заботу. Пусть у каждой девочки будет возможность рукодельничать и фантазировать, заботиться о бабушке и младших сиблингах, читать волшебные сказки, обнимать зверушку и быть благодаря этому счастливой.

Отрочество

Чувствительность (ментальная, этическая, сенсорная, интуитивная, волевая) развивается постепенно и к отрочеству требует уже особого внимания. Здесь-то и важны уединение и рукоделие, поддержка старшего женского круга, бабушки.

Отрочество – время экзистенциального одиночества, душевной сепарации. Это возраст распахнутых глаз и души и одновременно – отсутствия слов. Возраст бескрайнего ожидания непонятно чего. Этот возраст требует особой бережности.

Культура, выставившая девочек-отроков на подиумы и школьные линейки (слово-то какое тюремное), породила следом страшные фантазии о маленьких сексапильных ведьмах с бантиками и мечами, воющих друг с другом.