banner banner banner
Счастье ведьм
Счастье ведьм
Оценить:
 Рейтинг: 0

Счастье ведьм


Чувствительность – это так называемый эмоциональный интеллект. Он редко бывает врожденным, хотя бывает. Способность испытывать, переживать, понимать, называть, разделять чувства – главное феминное качество. Мы учимся ему всю жизнь. Большинство людей испытывает чувства, но далеко не все владеют ими мастерски. Характеристики чувств, по которым можно судить о способностях, – это широта и богатство спектра, сила и ясность, способность к здоровой саморегуляции.

Человеческая воля тем и отличается от воли, например, деревьев, что напрямую связана с мышлением с некоторого этапа развития. И она окрашена, проникнута этикой.

Воля маленькой девочки часто проявляется лишь как своеволие, порой вредность, строптивость, потому как без чувствительности и мышления, связанная лишь с сенсорикой воля хаотична и часто неэкологична. У юной и молодой ведьмы воля уже может двигать войска и стены, но часто страдает целесообразность и искусство владения. Взрослость вся про наработку владения этой великой нашей онтологической силой. Зрелость – время применять и пользоваться разумно и во благо. Потом она слабеет, но сила компенсируется навыком, мастерством и внимательностью.

Элементы/стихии

Вода. Начнем с нее. Тема эта, как Мировой океан, обширна и разнообразна. И я, честно сказать, не хочу сейчас в ней утонуть или уплыть в дальние края. Мы еще с вами пообщаемся с реками и озёрами, засмотримся на водопады. О связи женщины с водой очень много известно. Я лишь хочу сделать акцент на том, что важно (без символизма) ведьме, девочке, весте иметь много хорошего, личного контакта с водой.

Конечно, годится и водопроводная. Но ведь все уже знают, что вода вбирает и переносит массу информации. Вода – самая феминная, женская, материнская стихия. С ней очень полезно соприкасаться в природном виде. Лучше всего, конечно, «жить в провинции у моря». Реки, пруды… Всё это наше – девичье, русалочье. Вода восстанавливает, поддерживает, она дружественна. Она же примет в горе. Заболела ведьма – везите на воды. Отчаялась – ищите и берегите у воды.

В психологической работе (думаю, не секрет ни для кого) вода – важнейший символ, символ души. Аналитическая работа в юнгианской традиции – это заплыв, погружение, странствие. Взаимодействие с водой в снах, метафорах, воображении становится главной подсказкой о качестве контакта с душой и ее здоровье.

Но важно не забывать, что символы изначально «прикреплены к чему-то физически реальному». В цивилизованном нашем обществе они часто становятся симулякрами. Так, юнгианцы бесконечно перечитывают «Символы трансформации» Юнга, его труды по алхимии и т. п. И при этом тщательно игнорируют его наставления о пользе самостоятельной жизни, трудам по самообеспечению, непосредственному контакту с водой, огнем, камнями.

В древней китайской традиции, в Книге Перемен, динамическая устойчивость мира держится на балансе Инь и Ян: женских стихий (вода и земля) и мужских (воздух и огонь). И это не отвлеченные категории. А озёра и горы, ветер и костер. Наша душа и наш путь – из тех же элементов.

Вода – это всегда начало. Начало жизни и любого из ее циклов. Она же – хранитель и питательная среда. Она соединяет в себе плавную текучесть и проницательность. Путь ведьмы начинается с воды, продолжается и поддерживается водой.

Земля – второй женский элемент, элемент Инь. Тут я опять за движение от символизма к почве, траве, грязи, деревьям. Насколько это возможно. Ходить босиком по земле – очень сильная вещь, физики уже доказали. («Сказки физиков», 2005 год[20 - Была у нас такая чудесная тоненькая книжка, страниц может 30—50, написанная физиками. Она объясняла понятным языком открытия Николы Теслы и Порфирия Иванова о том, как вода и земля заряжает клетки энергией, особенно при пешей босой ходьбе, значительно снижая потребность в поглощении пищи. Ищите в сети и читайте.]). Но только ходить маловато. Надо взаимо-действовать. Наша воля, по-видимому, имеет природу близкую каким-то образом к земной, и соединение очень питательно.

Ничего более сакраментального нет для нас, чем жизнь, и символ её (один из самых главных) – прорастание семени. Известно, что Герой готов пахать, сеять горстями, воз-делывать, сажать дерево. Взаимодействовать – женское.

Ведьме нужен или огородик для растений и цветов, чтобы ковыряться, или поле и лес для сбора трав. Это учит ее внимательности, сосредоточенности. Ведьма, которая отгорожена от земли асфальтом, бетоном, пластиком, рвется работать. Эту тягу, жажду мы объясняем потребностью в деньгах, независимости, реализации. Иногда дефицит элемента земли восполняется готовкой еды. Это одна из самых популярных форм сублимации воли к контакту с землей.

Для водной ведьминской стихии земля – дно и берега, поддержка и опора. Практики восстановления баланса начинаются обычно темой заземления. (Сейчас часто грущу, когда слышу, как мастера предлагают ученикам «почувствовать опору на землю» в залах для йоги, находящихся на 3—20 этаже, «почувствовать прорастание корней» через десятки бетонных перекрытий и жизни других людей).

Земля – элемент завершения. Всякий цикл заканчивается землей или плодом. В своей жизни ведьма, выходя из воды, уходит в землю. Самые трудные этапы жизни – пустыни. Там, где источник воды – лишь ее запасы. Это я о том, что элементы/стихии важны не по отдельности, а именно в соединении. В процессе жизни. И лишь в конце мы можем выбрать то, во что уйти – землю, воду, огонь или воздух.

Воздух. У Олеси Бондаревой есть замечательная практика АДС (аутентичное движение соло). Танец и пение – имхо, лучшие варианты контакта ведьмы с воздухом. Полезны также волосы и юбки. Главное – пространство. Удушье – то, на что часто жалуются ведьмы, сжатые городом. «Танцуй, ведьма…». Чтобы не стать русалкой, не утонуть в глубокой магии жизни, ведьме-реке важно ощущать легкость, взаимопроникновение с небом. Брызги, блики, облака, перышки. Даже депрессия может быть не тяжелым омутом или болотиной, а густым туманом.

Воздух – элемент Ян, проводник процессов, символ интуиции, прямого знания, контакта с Космосом.

Огонь – магический помощник, маскулинный символ разума и агрессии. С ним, с его светом, жаром, силой ведьма творит магию хлеба и сыра. Огонь – великая и страшная сила. Верный и опасный соратник и враг.

Почему костер? Это и пламя страсти, и логос-анимус, и сила наших драконов, и самая мужская энергия. Костер – верная смерть, это вообще символ смерти, огонь – это антижизнь, ее самый верный враг-соперник. Дидона и Медея шагают в костер сами, Агнесса Псих и остальные попадают в костер борцов с ведьмами.

Огонь в очаге, в печи, прирученный и служащий – сила и право женщины. Умелое владение разумом, огнём – основа алхимии жизни, символ взрослой реализации.

Воля – пятый элемент. И пятая функция психики. Волю можно наблюдать во всем живом. Ведьма, активна она или пассивна, находясь в контакте с четырьмя остальными элементами, запускает алхимические процессы своей волей. Это может быть волевое усилие, а может быть материнское позволение.

Еще важный элемент – Время.

Имею в виду, конечно, не часы и календари (условное время консенсуса), а время жизни (оно – часть элемента земли, но большая и заслуживает выделения).

Женщина вращает колесо времени. Земля вращает общее время. Мужчина вращает колеса цивилизаций, эволюции. А колесо жизни людей вращает женщина: смена поколений, рождение, взращивание, смерть.

Всякая ведьма имеет контакт со временем и его нелинейностью.

Мне кажется, именно про это мультфильм аниме Хаяо Миядзаки «Ходячий замок Хоула» (2004). Именно это часто становится первым сигналом (вещие сны, воспоминания далекого прошлого). Однако, контакт этот обычно воспринимается очень узко или искаженно: перемещаться, опять же, по шкале, видеть… Порой подправить что-то в детстве. Порой удариться оземь и омолодиться.

Ведьма ассоциируется со старостью. Это понятно: для достижения совершенства, мастерства нужно, с одной стороны, много времени, опыта, с другой – много свободы. Старая ведьма – верное сочетание. Это пугает? Миядзаки как раз хорошо очень показал, как истинная ведьма Зофи проходит инициацию в 18 лет, не просто влюбившись, но и будучи обращенной в старуху. Зофи не пугается своей старости, принимает с удивлением и даже радуется многому. Она не просто выглядит старухой, она принимает эту роль – бродить, прибираться, присматривать за пространством, малышом и героем, и – важно! – наладить контакт с огнем в очаге. Мы видим девушку с явной детской травмой. Травмы – вернейший путь в ведьмы. Именно через открытые раны души часто обретается экстрасенсорика. Психоанализ может помочь подлатать, зарубцевать. Но что делать с возможностями?

Здесь и помогает Старость как ресурс.

Чувствуя, понимая нелинейность времени, ведьма может учиться, брать силы и заботу у себя же в зрелости и особенно – в старости.

Кроме того, именно женщина и особенно женщина-ведьма держит в руках нить времени-жизни. Именно она может показать прошлое и будущее, замедлить, усыпить на годы или ускорить. Она дарует, бережет и помогает завершить жизнь.

«… Вы также опускаетесь в священный поток обычной жизни, где вы больше не одинокий на вершине, но рыба среди рыбы…»

(К. Г. Юнг, «Красная Книга»).

Милая ведьма, Ты одна единственная. То есть, Ты обычно одна, хотя, возможно, у Тебя живы родители, сестры и братья, есть муж и дети, друзья и сослуживцы. Но Ты – одна, одиночество – удел. И потому важно чувствовать хоть иногда, что Ты – единственная, часть некоего единства. И не только с великими силами планеты, но и с такими же, как Ты. Мы не можем жить и действовать вместе, сообща (ну разве что изредка), наше единство – в нашем одиночестве тоже.

Когда становится нестерпимо темно и страшно, важно помнить – сёстры есть, в пространстве и времени, в книгах и сказках, в лесах и городах.

Тебя вечно окружает страх. Будь Ты пифия или гейша, Гестия или Клеопатра, Сарра или Фатима, Мария или Магдалина, Жанна Д’Арк или Мать.

И поэтому тебе нужна сила и мягкость воды, чтобы сохранить себя, прожить достойно, прожить счастливо. Нужна земля, чтобы чувствовать опору, границы, силы. Нужен ветер в волосах, чтобы поддерживать твой танец, и огонь в очаге для домашней магии.

«Эта встреча с самостью… Приводит к изменению мировоззрения, в результате которого может возникнуть новое ощущение Я. Никто из нас – тех, кому довелось пройти через такие грандиозные изменения, – не сделал этого по доброй воле. Нас притащили туда силой, подгоняя пинками и не обращая внимания на наши стоны, и нет никаких сомнений, что нас притащат туда снова».

(Джеймс Холлис, «Грезы об Эдеме»).

Это был краткий обзор тем этой книги. А теперь, если интересно побольше, давайте по порядку.

Часть 2. Возраста ведьм

Далее мы будем следовать по жизни ведьмы, по ее возрастам.

Здесь я должна рекомендовать вам мои другие тексты о возрастной психологии, психологии взрослых и стариков. Я уверена, что у каждого возраста человеческой жизни свои задачи. И что это не исключает взаимопроникновение и нелинейность.

Я вижу жизнь как последовательное прохождение земного пути. Этот путь начинается высоко в горах, там, где небо самое тонкое и вершины Земли стараются проникнуть в Космос. Рождаясь, мы ближе к дальним небесам, чем к земным делам людей. Потом человек отправляется в Долину Людей. Сначала ползком, кувырком, бегом, спотыкаясь, неровно. Потом – обретая уверенность шага и борясь со страхами неожиданного и неизбежного. Пройдя через Пустыню Отрочества, каменистый Берег подросткового кризиса, мы отправляемся в плаванье по Ювенальному Морю и после Героического Похода Молодости обретаем пространство в Долине Взрослости. Осваиваемся и осваиваем, создаем Царство и правим им в Зрелости. А потом снова Пустыня и новый подъем, вверх в небеса. Каждый этап – примерно 7 лет.

Итак.

Рождение девочки

Пол – чуть ли не первая характеристика, которой мы интересуемся и которую узнаем о будущем ребенке. Пол – вечная тема и вечная загадка. Да, я настаиваю на том, что это загадка, сколько бы объяснений и биологических исследований мы не нашли. Сейчас человечество на новом витке интереса к этой теме.

Что это значит: рождается девочка? Это значит, что Вселенский единый и неделимый космический дух снова воплощается в человеческое существо. Атомы собираются в новую густоту плоти. Для этого сгущается душа. Бескрайняя Анима Мунди сгущается в малую личную душу, фемининную, женскую. Начинается великая игра двойственности, творения. И в этот раз она начинается так.

Рождение девочки – это, конечно, про биологию и про социальные роли. Но в первую очередь, это решение Космоса в этот раз сыграть так. Дать миру женскую душу, женское сознание, женские руки, груди, лоно, женскую любовь, женскую судьбу. К этому выбору мы испытываем блаженное почтение и внимание.

Давайте упомянем и физиологию[21 - Я не хочу тут отклоняться на бесконечные эксперименты и ветвление эволюции. Да, всё бывает по-другому. Прошу один раз и сразу прощения у всех, кто хочет обсудить варианты женской души в мужском теле, в теле, не созданном для рождения детей, и другие. Эта книга о другом. Простите]. Уже с рождения в каждой девочке зреет запас яйцеклеток, образованный еще в материнской утробе. Это зерна будущих чудес, будущих жизней (в отличие от мужских зачаточных клеток, создаваемых постоянно новыми). Рождение девочки – это продолжение рода, генотипа, словно выбранного природой как достойного. (Про мужчин – тут социальная компенсация).

Рождение девочки – это приход новой силы магии жизни. Новорожденного мальчика отец поднимает над головой и показывает воинам и племени, а к колыбели девочки слетаются феи и приходят ведьмы. Отец тоже смотрит на нее с нежностью и ожиданием любви и чуда.