banner banner banner
Счастье ведьм
Счастье ведьм
Оценить:
 Рейтинг: 0

Счастье ведьм


Психологические травмы девочки часто получают от отцов и их страхов. Об этом – тысячи сказок и психологических книг. Отцы (да и матери) часто реагируют на странную новую отстраненность недавно близкого и понятного ребенка ответной отстраненностью. Кто их осудит? Не я. Бывает довольно трудно вспомнить себя без фантазий в этом возрасте пустоты. Трудно перестраиваться в близких отношениях. В это время, названное Фрейдом латентным, действительно важно всем детям и родителям отдохнуть друг от друга.

Не надо насильно вытаскивать девочку-отрока из пустыни ее одиночества, душа найдет путь[24 - Пустыня отрочества – это не бескрайние однообразные пески. Скорее, это каменистая, неровная, корявая, странная местность, в которой трудно ориентироваться, страшно, непонятно и одиноко.]. Важно, чтобы на краю этой пустыни всегда была вода, еда и улыбающийся человек (мама или тетушка, бабушка), чтобы можно было добежать до оазиса с подружками или интересным занятием. И еще – книги.

Отрочество – время полной смены молочных зубов. С ними уходит детство и первичный контакт с миром. Вырастают постоянные, взрослые. Важно, чтобы они выросли крепкими и здоровыми, с их ростом девочка учится учиться и быть человеком, открывая для себя космос этого процесса. Зубы – интересный и важный маркер, это редкая часть тела, клетки которой не подвержены обновлению. И потому они отмечают переходы. В вальдорфской традиции считается, что только с вырастанием новых зубов человека можно начинать учить чему-то взрослому, до этого – только игры.

Замечательный фильм про девочку-отрока и стареющую фею – «Элегантность Ежика» (2009). Там подсказки о параллельности этих возрастов и процессах, контакте и бессловесной передаче женской магии.

В отрочестве душа наша словно рассыпается постоянно, а потом застывает в непонятном ожидании. Счастье отрочества – это блики, искры, моменты, оно вытесняется потом из памяти так же, как и горести. Попробуйте вспомнить, постарайтесь. Может, это удивительный гриб или раковина, найденная у моря, поход, встреча, подарок, успех. Обычно такие воспоминания удивительны до недоумения. Как в калейдоскопе из странных кусочков чего-то – яркая сказочная картинка. Пусть будет.

Юные ведьмы

Татьяна Ларина и Джульетта были не взрослыми, но не подростками, как и нынешние 14-21-летние. Это юность. Время безудержного поиска, проб, ошибок, глупостей, поступков и проступков (что может быть ценнее?). Очень важное время сепарации и самоопределения. Если юность проживается в полной мере, то часто анестезируется, потом частично попадая в мемуары: «страшно (стыдно) вспомнить…».

Это время, когда выпадают из гнезда, или хотя бы пытаются, мечтая о полете, но частенько нелепо бьют крыльями и набивают шишки об ветки. Родители теперь – люди (порой, существа) другого мира. Теперь в истории жизни появляются мачехи-ведьмы и злые феи («Золушка», «Рапунцель»), в отличие от неких идеальных матушек, теперь словно умерших или существующих далеко (давно).

Девушку выносит в ювенильное море фантазий и приключений. Помните Ассоль? Носится, как безумная, по берегу и поселку, то поет, то засыпает под кустом. Нет у нее злой матери/мачехи, чтоб заперла за домашними делами, обрекая петь, танцуя с метлой. Но разница между Золушкой и Ассоль не так уж и велика.

Слово ювенильное ушло из употребления почти совсем. Ювенильное (ювенальное) море превратилось в ювенальную юстицию, а точнее, люстрации. И если мальчикам ещё как-то допустимы романтические и страшные опасности и ужасные приключения, то девочкам… А девочкам всегда было труднее. Хотя бы потому, что у парней гормональные физиологические изменения зримее, ощутимее, осязаемы. Да и позволено им больше.

Когда-то юным принадлежал мир, потом пустыри, подъезды, сеновалы. Где-то надо найти пустынную дорогу, мрачный лес, фантазии и ожидания, шаткость и мучительность, когда одновременно жаждешь и бури, и покоя, и автономии, и отношений. Теперь для этого всё чаще – только виртуальный мир.

В конце юности обычно вырастают зубы мудрости. Это важный знак. Проступки юности, создавая сверхнапряжение, как молнии приземляют душу человека, ещё больше адаптируя его к жизни на Земле и среди людей. Это может казаться странным, ведь это проступки, глупости, ошибки. Но именно в них часто таятся будущие смыслы. «Не волнуйся мама, ничего не будет хорошо!» – поет Умка. Очень верная формула.

Хорошо прожитая юность вытесняется. Спросите о ней, и взрослые закатят глаза: «Ух, я вытворяла! Чудом избежала… Своим не позволю».

Помните, Принцесса, которая потом спала на горошине, пришла пешком, одна в дождь, без кареты, слуг и документов? А всех этих, заколдованных злыми чародеями в лягушек, змей, гусынь, лебедей помните? Всё это темные истории, без подробностей, лучше не спрашивать. Набоков и Стендаль, Бунин и Толстой – много написано об этом. Но это обычно не мы и не наши дочери.

Юность – время бежать от родителей или хотя бы затаиться, встретить помощника и покровителя, наставников, врагов, трикстеров, пережить предательство, дружбу, море чувств. Юность обычно находит щели, лазейки в пространстве и времени, чтобы быть прожитой (хоть в фантазиях), но в общем изуродованных много.

Если юности не дают быть прожитой, мы получаем замороженность. Самый очевидный пример – история Принцессы Шиповничек (она же Спящая Красавица). Старая ведьма предрекает ей смерть от укола веретеном (куда уж прозрачнее намек!). Да, в юности нашим дочерям грозят реальные и символические смерти, мы их теряем. Боясь этого, можно прибегнуть к магии сверхзаботы, и на долгие годы уснет все королевство, замрет жизнь. А вот хулиганы Братья Гримм и шутник Пушкин отправили своих юных героинь в лес, где они сперва пожили аж с семью гномами или богатырями, а потом уж – в анестезирующий сон.

Другой сильный пример – сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка». Он о девушке, которая, потеряв родителей (в наше время они не обязательно умирают физически), принимает на себя материнскую функцию заботы о мальчишке-козленке. Этот братец-козлёнок вместе со старой ведьмой провоцируют и проводят болезненную инициацию – через затопление.

Во все века девушек запирали. «Нет повести печальнее на свете». Защищать, сдерживать – да, но не калечить. Ибо буря не только гормональная. Это метания растущей души. Снова вспоминаем о бережности. Только с юными ласковые руки должны быть крепче, порой даже жестче, как руки доулы, помогающей неопытной роженице, рожающей собственную личность и судьбу.

Менархе

Приход менструаций. Заметьте, мы именно так говорим, это замечаем. Большинство – как досадный факт, кто-то (реже) – стараясь поздравить и отпраздновать менархе. И то, и то странно. Женщина (девушка) истекает кровью – это маленький аборт, маленькая смерть не получившей жизни и отторгнутой яйцеклетки.

В замечательном фильме режиссера Алексея Федорченко «Небесные жёны луговых Мари» по книге Дмитрия Осокина есть завершающий эпизод о менархе и традиции трубить в рог на горе. Это красивая архетипическая фантазия, вполне воспринимаемая как реальность. Девушка справедливо возмущается: «почему надо сообщать всем о том, что у меня в трусах?!». Трудно не согласиться, ибо миру важно радоваться тому, что у тебя в лоне! Но это сокровенный праздник. Потому с этого момента мы попадаем в дуальность и расщепление. Мир радуется нашим потерям и приучает нас к этому.

А состояние до менструации, между овуляцией и кровоистечением, называем мы ПМС (предменструальный синдром) и квалифицируем как расстройство, а то и болезнь.

Предменструа?льный синдро?м, также синдром предменструального напряжения, предменструальная болезнь, циклический синдром (ПМС) – сложный циклический симптомокомплекс, возникающий у некоторых женщин в предменструальные дни (за 2—10 дней до менструации) и характеризующийся психоэмоциональными, вегетососудистыми и обменно-эндокринными нарушениями, которые, в свою очередь, негативно сказываются на привычном для женщины образе жизни (Википедия).

Почитайте статью в Википедии или любую другую. С давних пор и поныне ПМС – болезнь или расстройство, связанное с… (от погоды и местности до питания и возраста). Единственное, что меня порадовало в Википедии:

По гипотезе австралийского биолога Майкла Гиллингса, объясняющей целесообразность существования предменструального синдрома (ПМС) с точки зрения естественного отбора, при этом предшествующем менструации нервозном и раздражительном состоянии повышаются шансы на расставание женщины с бесплодным партнёром, что является эволюционным преимуществом, благодаря которому ПМС сохранился в популяции. (там же)

Ожидание и приход овуляции, когда мы радостно возбуждены, красивы и активны, ПМС и боль менструации – это то, что происходит с каждой женщиной, с каждым оборотом Луны. С возрастом ПМС обычно нарастает, и это вполне понятно. И не смейте мне говорить, что это только биология или она тут первична. Прислушайтесь к слову «расстройство». Нам естественно расстроиться, погрустить.

В 12—14 лет, с приходом менархе, девочке естественно начать грезить о детях и мужчинах как их отцах. Но цивилизованный социум так боится этого, так гордится своим глобальным изобретением – подростковым возрастом. Думать о рождении богатыря для царя позволяется только ближе к 30, а до этого полагается теперь мечтать быть поварихой или ткачихой. Это грустно. Мне бы не хотелось тут спровоцировать и вступить в споры о разных предназначениях и реализации. Я только хочу обратить внимание на то, что мысли о детях – это мысли о будущем своем, рода, вида, мира. Если их нет, то что имеет смысл?

Сверхспособности юных дев

Космический цикл, проявленный для нас Луной, регулярно, около 15 раз в году, подводит нас к открытию путей для душ, соприкосновению с мирозданием, временем, Жизнью, алхимией эволюции. Это можно реализовывать, можно проживать, можно сублимировать… или вытеснять. В первых двух случаях мы получаем навыки, способности магии, если вытесняем – раздражение и боли. Обесценивание ведет к замороженности (от спящей принцессы до снежной королевы). А вот сублимация может давать разный эффект, в том числе экстраспособности без опоры на полезность.

Тут как раз и случается тот самый печально известный комплекс Кассандры, о котором рекомендую две книги. Книга Шиноды Болен «Комплекс Кассандры» – психологическое исследование. «Двойной язык» Голдинга – прекрасно написанная художественная история. Видимо, юных дев потому и забирали в пифии. Это такое принудительное искривление психики. Как женская способность любить и заботиться может быть искажена и использована в уходе, например, за стариками или кошками, работе гетерой или служении родине, так и будущая способность ведать, предрасположенность к контакту с силами, знаниями и магией может быть искривлена, исковеркана и превращена в роковой дар внимать, знать и вещать. Очень многие юные девушки обнаруживают вдруг, что видят вещие сны, путешествуют во времени и пространстве, им приоткрываются разные слои реальностей. Это часто пугает и саму девушку, и окружающих.

Искривления происходят всё реже искусственным путем, но всё также через травмы внутри семьи. Об это сильный фильм «Ведьма» (2015 год, режиссер Роберт Эггерс). К сожалению, история прошлых веков, показанная в фильме, не теряет актуальности.

Превращение девочки в девушку – само по себе магия, чудо и страх. Важно не попасть в плен комплекса Кассандры, который есть путь истероидности.

Сейчас страхи и предрассудки сменились публичностью, неестественностью и выхолащиванием смыслов. «Выпей таблетку, подложи салфетку и иди учись, займись делом или туси». Часто теперь отцы и матери растят гетер, гейш, реализуя собственные фантазии о независимости, интересности.

Если девушку запирают в храме или комнате, развивая и эксплуатируя сверхспособности – это путь Кассандры. Если травмируют и эксплуатируют тело, если рядом не те, кто может поддержать – это путь пограничной истероидности, когда лягушачья кожа и драконий жар перемежаются с хлебами и прекрасными магическими танцами. Признание физиологии без признания сакральности, нуминозности роста души, эдакий утилитарный подход – путь распыления, потери. Когда влага женской магии пропитывает воздух и при этом не может истечь пользой и красотой. Это рождает тоску и поиск, множественность кружков и тренингов как попыток собрать живую воду. Где-то получается. Но ни в одной школе фей не вырастить ведьму. Уж извините. Посередине между этими крайностями, в хорошей школе, крепких рамках взращивания сильного эго, но без уважения к ценности материнства формируется основной ныне пласт женщин-гетер. Современная Таис Афинская – яркая, интересная, активная, во многом правит миром через сублимированную и откровенную сексуальность. О них много написано, но не эта книга.

В детстве и юности магия и чудеса с нами случаются. Любой человек способен совершить квантовый скачок. Обычно это именно случаи, случайности. Попадания под лучи или брызги.

Беременности, роды, вскармливание, выдерживание полюсов отчаяния и нежности, истощения и заботы – именно соучастие в величайшем чуде жизни делает магию женщины сильной, а она своей волей может сделать ее плавной. И тогда чудеса, магия происходят. Кассандра становится Медеей.

Другой вариант – Психея в мифе «Эрос и Психея». Вот она может потом стать Пенелопой. И Психею, и Пенелопу, и миллионы после них предает отец. Возможно, такова его роль – стать совсем плохим, предать, чтобы передать мужу.

Но вот разница: быть запертой в храме или дворце, или отданной замуж, или чудовищам улицы. Оказавшись одинокой, без поддержки семьи, в опасности, девушка пользуется только своей душой, взращивая и закаляя ее, травмируя и формируя характер и целостность.

Если травмы юности (иногда и детства, к сожалению) слишком сильны (до непереносимости), то могут вылупиться и драконы.

Юность – время проступков, опыта. Именно из этих семян и ран потом прорастает мудрость. Потому вырастающие в конце юности зубы мы так называем.

Глупости, ошибки, всякие неправильные действия полезно порой совершать, чтобы увидеть тех, кто по-настоящему за тебя. А потом пойти дальше и увидеть край их любви и принятия, потерять и самых любящих, чтобы найти именно себя. Физически или психологически юная девушка отлучается от семьи, попадая в дремучий лес собственных проступков. И там находит свои силы, своих попутчиков, часто трикстерского толка, своих демонов, зверей, стихии.

Роберт Джонсон «ОНА: Глубинные аспекты женской психологии»:

«После того, как Психея перенесла все ядовитые насмешки Афродиты, она получила от нее задание такой сложности, что ее бросило в дрожь. Так зачем же идти за ним к Афродите? К сожалению, больше некуда. Другого выхода нет. Психологические события проявляются в своей совокупности: наивность, проблема, ожидание и решение тщательно собраны в единое целое».

История Психеи – история перехода из юности в молодость. Хотя всё чаще сейчас женщины пропускают эти важные инициации, и они догоняют их намного позже.

А в чем счастье юности, какой багаж счастья мы забираем отсюда? Поскольку юность – время проступков и яростного обучения жизни, счастье тут чаще всего замечается в проявлениях компетентности. Вот это: «я сумела!» или «уф, пронесло». Как хорошая шутка: создание напряжения, потом расслабление, и мы смеемся. Юность очень любит такие истории: экзамен, восхождение или прыжок, безрассудный шаг и потом счастье – жив, справился, жизнь удивительна и прекрасна. И еще – влюбленности и дружбы. Они часто очерняются и обесцениваются грустными завершениями. Дело зрелости и старости – счищать с них налет боли и видеть блеск драгоценности.

Молодость

Возраст 21—28 лет – яркий, важный, переходный. Я, конечно, про настоящую молодость, а не ту, которая «вечная».

Молодость – это долгое и трудное возвращение из плавания, в которое отправляется Юность. Герои научились ставить снасти и отыскивать курс, их перестает постоянно то тошнить и бесить, то завлекать и восхищать. Теперь все ярко, интересно, но появляется пристальный взгляд и мозоли, и берег впереди, и поиск бухты, и чувство команды. Наконец-то найден героический сценарий, а то и несколько. Корабль освоен, есть навыки плавания. Пройдены разные острова, порой континенты, пережиты опыты битв, любовей, накопления и потерь, поисков порта.

Мы все знаем важность этого этапа. Я здесь про героев, потому что этот архетип – ведущий в молодости. Девушка также ищет и встречает своего анимуса-героя и того, на кого можно спроецировать этот образ. Это не обязательно «главный герой». Это может быть любой из команды Ясона или Синдбада (певец или гребец, повар или матрос, ботаник или доктор, часто – пират).

Именно в молодости обычно мы находим первого партнера, становимся матерями в первый, второй раз. Молодость – время для становления ведьмы ведьмой. Воля выходит на первое место. Молодость – время бесконечных инициаций, поиска и создания своего пространства.