banner banner banner
Счастье ведьм
Счастье ведьм
Оценить:
 Рейтинг: 0

Счастье ведьм


Мышцы души, как и мышцы тела, прирастают, сращивая микротравмы. В здоровом варианте это микротравмы сепарации от родителей и постижения социума. Преодоление фрустраций, небольших потерь, обид, обманов, страхов – все это делает нас сильнее душой.

Когда родители травмируют в здоровом диапазоне (оставляют одного дома, дают сложные задания, несправедливо наказывают, болеют или ссорятся), ребенку хочется разделить это с кем-то, кто будет всегда рядом, когда нужно. Кто-то преданный однозначно. Кто-то, кто с тобой, даже если ты «сам виноват».

В древности шаман наделял ребенка этим образом и силой. Сейчас дети справляются сами, выхватывая образы из случайных встреч. Большинство детей еще в родительском коконе обзаводится незримыми помощниками. Сейчас это часто роботы или странные существа вроде покемонов. Раньше были животные.

Тотемные животные всегда сопровождали отрочество, юность и взросление людей. Выбор зверя может быть неожиданным. У кого-то это может быть птица или улитка, ёжик или пума.

Личный опыт. В моем детстве не было моды на драконов, их вообще не было. Я хорошо помню детские сны и фантазии, в которых присутствовал тигр, мой друг и опасный напарник. Потом было интересно анализировать. Я обожала Киплинга. И Маугли на виниловой пластинке и в героическом русском мультфильме присутствовал в моей жизни чуть ли не каждый день. И все же, несмотря на отвратительность Шер Хана, именно тигр был у меня в друзьях. И еще – лягушка.

В 53 года, встретив на Бали большую каменную лягушку на бордюре бассейна со священной водой, я вспомнила кожей, душой, умом и поблагодарила другую лягушку. Та была тоже большая, цементная и тоже на бордюре бассейна, но пустого, безводного, в советском курорте Евпатория. Мне было 2—5 лет, мы всей семьей ездили к морю каждое лето. Я ее встретила и при каждой возможности навещала. Я – маленькая, вредная девчонка, которая почему-то боролась со всем миром, и большая цементная лягушка. Я ложилась на нее, обнимала, кормила травой, разговаривала. Кажется, помню ее животом и щекой. И помню раздражение родителей, гнев старшей сестры и свое злорадство: нас никто не понимает, но мы понимаем друг друга. Я нашла фотографию. Она злая и напряженная – и правда, словно голодная.

На Бали лягушки сытые, улыбающиеся буддистскими улыбками. Та, которую встретила на бордюре у священного источника, улыбалась благостно, как все вокруг и как я. «Мы справились», – сказали мы друг другу.

Помню, как родители твердили, что она неприятная (на фото видно – и правда, не очень-то симпатичная), но каждый день мне надо было пойти к ней, покормить травкой и поговорить. Встретив почти просветленную ее сестру на Бали, всей своей выросшей душой поблагодарила евпаторийскую и тех безвестных скульпторов, что в советском городе воздвигли для меня древнее языческое святилище. А тигр ушел от меня в молодости. Когда я стала женщиной и матерью, обнаружила рядом с собой волчицу, которая потом обрела силу и мудрость Ракши (матери волчат и Маугли).

К сожалению, очень многим из людей приходится переживать в детстве, отрочестве, юности слишком травмирующие события. Смерть родителя или сиблинга, потеря дома, сексуальное насилие, тяжелый развод родителей, война. И тогда часто появляются Драконы.

Если у Тебя есть Дракон, то вероятно, здесь вспыхнет реакция раздраженного несогласия. Драконы – отщепленная часть, а расщепление происходит при глубокой травме. Потому психика наша сопротивляется восстановлению этой связи. Простите. Тут переадресовываю вас к Дональду Калшеду, Бесселу Ван Дер Колку, вашему психотерапевту. Ну, и подышите, умойтесь)

Джордж Р. Р. Мартин и авторы сериала «Игра Престолов» хорошо показали это взрослым в образе Дейенерис Таргариен. Ну, а у детей в мультиках полно вариантов. «Как приручить дракона», например.

Ситуации разные. Травма бывает внезапной и быстрой или долгой, она случается в разном возрасте и нападает на душу с разной силой разрушения. Сопротивление травматизации тоже зависит от многих причин. Постоянным можно считать то, что душа, как и тело, отчаянно ищет путь выживания. Почти всегда этот путь – расщепление. И у него много направлений.

Первый вариант – травмирующий опыт консервируется в Эго. Человек, в раннем возрасте получивший травму, становится психологическим уродом – сволочью или несчастной жертвой. Девочка, подвергшаяся абьюзу или потерявшая мать, плохо пережившая развод родителей, мучительную депривацию, подсознательно принимает на себя вину и злую судьбу, превращается в некрасивую, недостойную человеческой жизни Лягушку.

Другое направление – душа девушки отщепляет непереносимое и «на его месте» возникает нечто. Довольно часто это некое чудище, монстр, пограничное существо, рептилия, которая спасла, наделила силой и потому обретает независимость во внутрипсихическом пространстве, соединяясь с Самостью, заглатывая и присваивая часть ее мощи. Это яйцо дракона. Калшед описывает множество вариантов расщепления психики, в том числе, потерянный и обретенный контакт с имеющими огромную силу Спасателями. Сила эта разрушительна и могущественна, она прячется, контакт с ней сложен. В ней огромный, но трудно приручаемый ресурс.

Простите, если тут мудрено получилось. О травмах души просто и коротко не получается. Давайте подышим и посмотрим на наше, привычное.

Василиса

Сказка «Царевна-лягушка». Мы встречаем Василису вместе с Иваном-царевичем, ищущим стрелу, в болоте. Лягушка. Такой поворот – не редкий в сказках. Царевны частенько бывают заколдованы. Редкий случай и фантазия Вильгельма Гауфа – принцесса, заколдованная в гусыню («Карлик-Нос»). А так всё больше змеи, рыбы, страшные уродины. Но мы сейчас про лягушку. Образ нам близок и понятен. Мир наш полон лесов, болот и мух, лягушек только в городах не встретишь, в пустыне, да в мерзлоте, а так – главная наша амфибия/рептилия.

И в то же время:

«Ты ведь знаешь, что в средние века в Европе женщины лепили из воска больной орган и приносили слепок в церковь, чтобы попросить местночтимую святую об исцеления. А вместо матки приносили слепленную из воска… жабу». (Юлия Казакевич)

Во многих культурах лягушка, жаба связана с женственностью, плодовитостью.

Каждая девочка – принцесса по рождению. В том смысле, что она имеет право на нежное внимание и поощрение, заботу и красоту, и должна вырасти в любви, научиться ей, как и чувствительности, гармонии, заботе о мире, чтобы потом стать царицей, королевой-матерью.

Травма юности – потерянность из своего царства. В какой-то момент мы расстаемся с иллюзией, что родительское царство также и наше. История Василисы-лягушки передается нам коротко, но намекает на две травмы. Звучит только отец и мамки-няньки, где же мать? И еще какая-то темная история с Кощеем. С Дейнерис Таргариен формат позволил выдать массу подробностей. Тут и потеря родителей, и эмиграция, и предательство брата, и сексуальное насилие.

В таких ситуациях запускается программа выживания. Подобно тому, как Кощей жизнь и силу свою спрятал в яйце (а он тоже вроде был травмированным героем в прошлом), так у принцессы, оказавшейся в трясине бед, возникает связь с яйцами древних ящеров. Они могут ждать встречи сколь угодно долго. А потом – вдруг.

Лягушка ловит стрелу и встречает принца. Имеет право по рождению. Правда, лягушкам принцы обычно достаются не первого эшелона. Безвольный. Но честный, старательный. Вот и она – старательная. Старается угодить, соответствовать. Казалось бы, что такого? Старый царь-свекор разные блажи выдает. Требует показать, побаловать, удивить. Старшие невестки – обычные барышни среднего сословия, предъявляют ему, что смогли. А он еще и поносит.

Наша Василиса так не может. Она должна доказать себе и всем, что у нее все по высшему разряду. Такие молодые женщины часто страдают домашним перфекционизмом. Если не хватает на постоянный подвиг, то выдают изматывающие праздники, пиры, ремонты и тому подобные всплески доказываний «я отличная хозяйка и жена». Так, травмированная, покореженная, зажатая лягушачьей шкуркой женственность доказывает свою «нормальность». Причем внутри и вне своей семьи. Молодая женщина стремится соответствовать одной ей ведомым стандартам и превосходить их.

Ивана-царевича вполне устраивает его жизнь. Но вот приходит, пригорюнившись: батюшка потребовал предъявить… Василиса-лягушка, хоть и премудрая, но нет у нее простой житейской защиты от реплик вроде «а вот у людей!». Она прямо-таки заводится.

Дальше интересно. Муж уложен спать. Ему не осилить безумства женственности. И начинается магия.

Я опрашивала разных женщин, просила пересказать эту сказку. Так вот, у многих (я в том числе) в голове некая, вероятно, советская версия, что Василиса ночью творит чудеса сама, пользуясь лишь помощью разных мелких зверюшек. Был такой мультик в нашем детстве, а-ля Золушка. Так мы и ведем себя, особенно в начале замужества: не спать ночь-другую, сшить, приготовить, украсить. И всё – сама. А он и не удивится толком. Гордись тоже сама себе. В лучшем случае узнаешь, что он похвалился твоими чудесами перед родителями.

В изначальной сказке Василиса, похоже, сама ничего особо не делает. Она же принцесса. Магия ее состоит в призывании неких мамок-нянек, которые и сотворяют то, что удивляет свекра. Такой вариант редок в нашей жизни. Однако многие Василисы осваивают некоторые хитрые способы добывания сокровищ (подруги, мама-бабушка, али-экспресс).

Невестки попроще делают бесхитростно и сами, потому не очень получается. Магия Василисы состоит в том, что имеет она вкус, стиль, и знает, как добыть.

Иван наш не особо вовлечен в происходящее, мало чему удивляется и максимум – с друзьями поделится: «не знаю, как у нее это получается». Он ведь в основном лягушку видит – молодуху в лосинах и застиранной футболке, лечащую масками прыщики, а то и трещины на сосках после беременности и родов.

Однако, повторяющаяся ситуация с сотворением чудес миру на удивление набирает обороты. И доходит до апогея: удивить надо предъявлением себя. Поехать в гости к родителям или на корпоратив, или на совместный отдых с друзьями. И тут Остапа понесло.

Недавно из сети пришло отличное замечание: Золушка не хотела замуж! Она хотела выходной, красивое платье и потанцевать на балу. Воистину. Золушка росла под присмотром строгой мачехи, и Фея-Крестная мудро ограничила ее пребывание на празднике. А вот за нашей Лягушкой такого присмотра нет. Потому она уж разойдется вовсю. Продемонстрирует миру не только наряд, но и разную бытовую магию с озерами и лебедями.

Муж, наконец, просыпается (вероятно, от мыслей о работе или других своих процессов). А как адекватно реагировать? Бежать и что-то… что-то… хоть эту шкурку сжечь – пристанище странное, магию из прошлого. И тут он ее теряет. Как он мог! Утраченное доверие – предательство, это трудно пережить. Теперь ищи-свищи.

Дракон

Помните Дейнерис Таргариен Бурерожденную?[26 - Одна из героинь американского телесериала «Игра престолов» по циклу романов Джорджа Р. Р. Мартина «Песнь Льда и Огня».]

Мы встречаем ее тринадцатилетней, травмированной в раннем детстве, потерявшей родителей и родину. Нежная, доверчивая, воспитанная принцессой девочка-подросток, которую брат продает замуж в грубую среду мужского насилия. Она справляется с этим с помощью той тихой решимости и силы, которой обладают принцессы, обретает женственность трудно и упорно. Но травмы не заканчиваются. Раненый муж теряет силу, она предпринимает отчаянные попытки спасти его и ребенка, теряет всё. Она входит в жертвенный огонь потерь и выходит из него обнаженной, властной, прекрасной и страшной матерью драконов. С этого момента она растит своих драконов, они защищают и сопутствуют, одновременно спасая ее и отдаляя от других людей. Обычно зверь-защитник, и дракон в том числе, – один. Но как во снах персонажи удваиваются и утраиваются, чтобы усилиться, так и Мартин дает нам понять мощь травмы Дейнерис.

Дракон нужен женщине для полетов, для пожаров, для чувства защищенности. Это некрасивая, грубая мощь (хотя мы порой умудряемся любоваться), под защитой которой можно жить, путешествовать, властвовать, взаимодействовать. Дракон для женщины – не партнер, не зверь. «Это мои дети» – говорит Дейнерис. Они вышли из травмы, из пламени, которое не убило. Древняя, хтоническая мощь. Это тот самый Спаситель – защитник, призванный, порожденный травмой, живущий в Самости.

И начинаются скитания. Порой и Ты, Сестра, подобно Дейнерис, бродишь по разным местам в поисках пристанища для своего Дракона. Но Тебя боятся, хотят поработить, использовать, кто нанять пытается, кто в жены взять с приданным. Да и Ты всё надеешься обрести свое царство, используя рыцарей и царевичей, трикстеров и торговцев. Одна раненая ведьма подарила мне грустную шутку: «попытки монетизации драконов».

Потом вдруг случается с Дейнерис очарование Героем (Джон Сноу), который смог не испугаться, протянуть руку, погладить Дракона. Он уже бывал убит, встречался со Страхом, стал выше него. Но у него свой Путь. И вообще, он – брат (хотя и может пару раз случиться близость). Придется его отпускать.

Нестрашный дракон

Мультфильм «Мулан» (Дисней).

Дракончик – посланник предков. Вероятно, так символически и выглядит древняя «сила» рептильного мозга, оберегающая девочку, выросшую в полной здоровой семье и отправившуюся в опасные приключения юности. Он – хитрость и чуткость, спонтанность реакций, осторожность, ориентация, айкидо на всех планах бытия. Поддержав девушку в сложных ситуациях, он удаляется в воспоминания, закрепленный навык жизни, дали сознания. Там, где здоровая женственность набирает силу, он не особо нужен.

Дракон травмированной женщины обычно огромен. Такого в кармане или за пазухой не потаскаешь. Квартирка ему для приземления маловата будет. И даже не желая зла, он сокрушает что-то вокруг когтистыми лапами, мощным хвостом, большими крыльями, только пытаясь умоститься. А уж если намек на ретравматизацию – спасайся кто может: сожжет полгорода.

Нестрашный, небольшой дракон, как тотемный зверь-хранитель, не прост, но при умелом обращении полезен.

Дракон-Хранитель

Одна из базовых функций архетипического дракона – хранитель сокровищ. Принцесса – тоже сокровище, обычно для родителей (реальных или внутрипсихических).

«…Здесь живет дракон лукавый,
Мой властитель с давних пор.
А в пещере у дракона
Нет пощады, нет закона.
И висит на стенке плеть,