В принципе экономика производственных организаций индивидуальна и непосредственно определяется конкретной технологией и организацией производства, специфическими характеристиками всех элементов, участвующих в производственных процессах. Однако она в определяющей степени зависит от природно-климатических и социально-экономических инфраструктурных условий поселений и организационных материально-технологических взаимосвязей с другими производственными организациями различных отраслей промышленного и сельскохозяйственного производства. Причем влияние других отраслевых организаций и инфраструктурных условий деятельности на экономику организаций проявляется по-разному. Так, например, экономика организаций промышленного производства непосредственно определяется особенностями территории и инфраструктуры каждого урбанизированного поселения, в котором функционирует организация, т. е. зависит от природно-климатических условий, демографической ситуации, системы энергообеспечения, водоснабжения, канализации, транспортного обеспечения, здравоохранения, воспитания и образования, системы жилищно-коммунального хозяйства и т. д. Более того, на экономику организаций промышленного производства, имеющих государственное значение, оказывают определяющее влияние специфические условия формирования отраслевой экономической политики на уровне государства.
Собственно единственной формой территориальных образований, где реально осуществляется жизнь и деятельность людей, являются места компактного проживания людей в виде урбанизированных и сельских поселений. Однако специфические природно-географические, национально-демографические и исторически сложившиеся условия техноценоза объективно не позволяют самостоятельно и автономно обеспечить экономическое выживание этих поселений. Причем внутренние возможности поселений настолько различны, что обеспечить одинаковые условия их существования принципиально не представляется возможным. Проблема приближения к нормативным условиям существования для урбанизированных поселений решается на государственном уровне, а для сельских поселений – на уровне региональных административно-территориальных образований. В связи с тем, что территориальные образования всех уровней не являются системами, а представляют собой социальные конгломераты организаций различных отраслей жизнедеятельности, искусственно соединенные в рамках единой селитебной территории поселений, государственная и региональная экономическая политика осуществляется в форме установления различного рода приоритетов отраслевых организаций, иногда с позиции социальной эффективности, в основе которой лежат абстрактные расчетные показатели возможного социального ущерба.
Экономической основой существования урбанизированных поселений является градообразующее производство, чаще всего промышленное, а сельских поселений – сельскохозяйственное производство, поэтому сохранение существования поселений заключается, прежде всего, в сохранении их производственно-экономической основы совместной жизнедеятельности. Именно с этих позиций формируется экономическая политика приоритетов отраслевых организаций, функционирующих на территории поселения. При этом определяющим фактором, безусловно, является государственная и региональная экономическая политика.
Формально экономика урбанизированных поселений, отражаемая в бюджете поселения, представляет собой сумму технико-экономических показателей деятельности всех организаций, действующих на селитебной территории урбанизированных поселений. К такого рода показателям деятельности организаций, которые отражаются в экономике урбанизированных поселений, относятся объемы производства продукции (услуг) в натурально-трудовом, или трудовом, выражении, численность работающих, фонд оценки труда в нормативных условных трудозатратах, размер отчислений в социальные специализированные фонды. Реально экономика урбанизированных поселений складывается из фонда оценки труда всех работающих, размеров социальных пособий всех категорий нетрудоспособного населения (детей, пенсионеров, инвалидов, больных), социальных фондов отраслей воспитания, образования (начального, общего и специального среднего и высшего), здравоохранения, медицины, физической культуры и спорта, досуга и культуры, правоохранительной, физической, противопожарной и экологической защиты, социального обеспечения, содержания органов власти и государственных учреждений. Кроме того, в экономике урбанизированного поселения выделяются и учитываются средства фонда социально-экономического развития, предназначенные для капитального строительства объектов жилищного и гражданского строительства, осуществляемого собственными силами урбанизированного поселения. Средства фонда социального развития для капитального строительства объектов промышленности, энергетики и транспорта, выделяемые и реализуемые на территории урбанизированного поселения в рамках стратегических программ отраслевого развития, не учитываются в экономике урбанизированных поселений, так как относятся к отраслевой экономике, которая осуществляется силами отраслевых специализированных строительно-монтажных организаций.
В тех моноструктурных урбанизированных поселениях, где основой производственной градообразующей деятельности являются научно-производственные объединения и предприятия оборонной промышленности, а сами поселения являются закрытыми административно-территориальными образованиями (ЗАТО), экономика всех отраслей жизнедеятельности (кроме фондов социального обеспечения, содержания органов власти и государственных учреждений) полностью определяется в рамках оборонной отрасли за счет фондов социально-экономического развития и физической безопасности государства.
Парадоксальность формирования экономики урбанизированных поселений, в которых градообразующее производство представлено предприятиями государственного значения, проявляется в том, что экономика градообразующего производства определяется не из интересов поселения, а на основе отраслевой экономической политики, формируемой исходя из сугубо технико-технологических и производственных приоритетов отраслевых организаций. Разрешение этого противоречия путем модернизации, реконструкции и конверсии градообразующего производства может быть достигнуто только в результате государственной политики стратегического развития народного хозяйства, учитывающей исторически сложившийся трудовой и производственный потенциалы урбанизированных поселений.
Финансирование расходов социальных фондов отраслей воспитания, образования, здравоохранения, медицины, физической культуры и спорта, досуга и культуры, правоохранительной, физической, противопожарной и экологической защиты, содержания органов власти, в силу того, что расходование средств осуществляется по государственным установленным нормативам, может осуществляться как через бюджеты урбанизированных поселений, так и непосредственно через эти специализированные социальные фонды. В этом также проявляется влияние государственных образований на экономику урбанизированных поселений.
Поскольку общегородские системы тепло-, энергообеспечения, водоснабжения и канализации, транспорта, уборки, складирования, хранения и переработки мусора исторически создавались как самостоятельные, экономика урбанизированных поселений в отношении организации функционирования этих отраслей жизнедеятельности также относительно автономна, т. е. решается с позиции экономической политики урбанизированного поселения.
Несколько иная картина наблюдается в отношении организаций сельскохозяйственного производства, размещаемых в сельских поселениях. В связи с небольшой численностью населения и ограниченными финансовыми возможностями экономика сельскохозяйственного производства и почти всех отраслей жизнедеятельности сельских поселений (здравоохранение и медицина, образование, энергообеспечение и транспорт, физическая и пожарная безопасность, культура и спорт) формируется в рамках региональной экономической политики. Вследствие небольшой мощности организаций сельскохозяйственного производства влияние государственных образований на экономику этих организаций проявляется только косвенным образом – через производство сельскохозяйственной техники, удобрений, ядохимикатов и т. п. Непосредственное влияние государственных образований на экономику сельских поселений за счет фондов социально-экономического развития, социальных страховых фондов и фондов социального резерва осуществляется только через региональные образования в форме региональной экономической политики в соответствии с региональными приоритетами организаций сельскохозяйственного производства. Расходование средств на содержание всех категорий нетрудоспособного населения (детей, пенсионеров, инвалидов, больных) осуществляется по установленным государственным нормативам, поэтому финансирование этих расходов в сельских поселениях может осуществляться как через бюджеты региональных образований, так и непосредственно через учреждения этих специализированных социальных фондов.
На основании изложенного можно сделать вывод, что формально экономика сельских поселений, так же как и урбанизированных, представляет собой интегральные технико-экономические показатели всех организаций, действующих на территории сельского поселения: объемы производства продукции (услуг) в натурально-трудовом и трудовом выражении, численность работающих, фонд оплаты труда, размер отчислений в социальные специализированные фонды. Реально экономика сельских поселений складывается из фонда оплаты труда всех работающих, доходов (пособий) всех категорий нетрудоспособного населения (детей, пенсионеров, инвалидов, больных), социальных фондов отраслей воспитания, образования (начального и среднего), здравоохранения, медицины, физической культуры и спорта, досуга и культуры, правоохранительной, физической, противопожарной и экологической защиты, социального обеспечения, содержания органов власти.
Средства фонда социально-экономического развития для капитального строительства объектов аграрно-промышленного комплекса (АПК), энергетики и транспорта, размещаемых на территории урбанизированных и сельских поселений, выделяются в рамках стратегических программ отраслевого развития и реализуются силами отраслевых специализированных строительно-монтажных организаций, а в экономике региональных образований только учитываются.
Средства фонда социально-экономического развития организаций сельскохозяйственного производства, капитального строительства объектов образования (начального и среднего), здравоохранения, медицины, физической культуры и спорта, досуга и культуры, правоохранительной, физической, противопожарной и экологической защиты выделяются в рамках отраслевых стратегических программ развития и отражаются в бюджетах региональных образований. Распределение этих средств по конкретным сельскохозяйственным организациям и отраслевым объектам строительства осуществляется в соответствии с региональной экономической политикой социально-экономического развития на основе региональных приоритетов. Необходимо отметить, что региональные объекты здравоохранения, медицины, культуры, спорта размещаются, как правило, в столицах региональных образований, независимо от территориального расположения этих столиц («радиуса доступности»). Это обусловлено, прежде всего, не экономическими факторами, а необходимостью обеспечения эффективной организации деятельности этих организаций за счет высококвалифицированного персонала и соответствующего технического оснащения.
Экономика региональных административно-территориальных образований, так же как и всех других форм организации общества, определяется понятием существование («жизнь»). В широком декларативном смысле экономика региональных административно-территориальных образований трактуется как обеспечение сохранения условий жизнедеятельности населения с учетом региональных специфических условий жизни: природно-климатических, национально-демографических традиций, обычаев, сложившихся стереотипов питания, одежды, жизненного уклада, исторически сложившейся системы техноценоза урбанизированных и сельских поселений и т. п. В действительности основой жизни региональных образований является наличие населения на территории. Поэтому основной целью региональных образований является самостоятельное обеспечение продовольственной безопасности в местах компактного проживания людей в урбанизированных и сельских поселениях региона. При этом акцент делается, прежде всего, на обеспечение продовольственной безопасности городского населения, так как в сельских поселениях эта проблема в значительной степени может быть осуществлена непосредственно сельским населением самостоятельно за счет приусадебных участков. Соответственно, приоритетом региональной экономики является обеспечение продовольственной безопасности населения территории региона за счет собственного развития отраслей аграрно-промышленного комплекса, включающего сельскохозяйственное производство и переработку продукции сельского хозяйства. Решение этой проблемы реально выражается в обеспечении эффективного функционирования и развития организаций сельскохозяйственного производства и необходимых условий жизнедеятельности в сельских поселениях (отраслей образования, здравоохранения, защиты правопорядка для сельских поселений). Кроме этого в структуре региональной экономики отражается деятельность отраслей транспорта, связи, топливно-энергетических коммуникаций, обеспечивающих взаимосвязи урбанизированных и сельских поселений на территории региона.
Особенность построения региональной экономики проявляется в том, что все проблемы организации жизнедеятельности конкретных поселений и отдельных сельхозпроизводителей решаются не с точки зрения интересов этих поселений, а в форме региональной экономической политики на основе приоритетности решения проблем с позиции социальной и социально-экологической эффективности, т. е. с точки зрения минимизации возможного социального ущерба. Подобное положение обусловлено тем, что основными территориальными элементами региональных административно-территориальных образований являются урбанизированные и сельские поселения. В то время как урбанизированные поселения представляют собой относительно автономные, самодостаточные территориальные образования по основным жизненно важным условиям жизнедеятельности, сельские поселения, ввиду малочисленности населения, с социально-экономических позиций не могут полноценно осуществлять свою жизнедеятельность во всех сферах самостоятельно. Экономику сельских поселений из-за ограниченности общественных средств можно реализовать только на другом уровне территориальной организации общества – в форме региональной экономической политики.
Экономику производственных организаций можно обозначить как производственную экономику, включающую экономику производства продуктов потребления и экономику сферы торговли. Особенность построения экономики производственных организаций обусловлена спецификой самих организаций и продуктов их деятельности, которые представляют собой системные образования. Однако уникальность организаций и результатов их деятельности – готовой продукции – не позволяет получить системные описания, пригодные для интеграции, сопоставления, сравнения и других операций. Единственная возможность рассматривать их совместную деятельность в структуре урбанизированных и сельских поселений, в отраслевом разрезе государственных образований – это отражение их результатов деятельности в натурально-трудовых, или показателях трудозатрат. Причем интегральное описание производственных процессов и результатов деятельности организаций можно получить через технико-экономические показатели элементов производственной деятельности (трудовые ресурсы, сырье и материалы, техника, организационные условия деятельности), выраженные тоже через условные нормативные трудозатраты. Деятельность производственных организаций может осуществляться только в том случае, если их продукция поступает в сферу торговли (продуктообмена), где обмен продуктами осуществляется только через эквивалентные показатели трудозатрат. В сфере торговли все виды продукции приобретают форму товара, имеющего универсальную трудовую оценку.
При этом формирование структуры динамики отраслевой экономики на уровне государственных и региональных административно-территориальных образований может производиться тоже только в натуральных и натурально-трудовых показателях по основным укрупненным отраслевым классам продуктов (например, пшеница, рожь, мясо говядины, свинины, птицы, сталь, прокат, отдельные типы машин, вооружения и т. п.).
Таким образом, с одной стороны, экономику можно определить как систему определения трудовых затрат (экономических характеристик) на создание овеществленных продуктов производства-потребления и экономических отношений на различных этапах и уровнях потребления и использования этих продуктов. Иначе говоря, теория экономики представляет собой совокупность расчетных формул характеристик различных взаимоотношений разнообразных форм организаций и на разных уровнях организации жизнедеятельности общества. Именно состав и структура расчетных формул, отражающих закономерности экономических отношений в обществе, и составляют сущность экономических теорий. Обоснованность расчетных формул определяет характер и степень объективности и реализуемости социальных экономических законов. Отмена частной собственности и замена несостоятельной финансово-денежной системы на финансово-трудовую делает социально ориентированную экономику научно обоснованной и реалистичной, т. к. устранена сама основа безнравственных и аморальных взаимоотношений и антигуманных и антисоциальных методов, разрушающих общество, человечество и экосистему планеты Земля. Более того, перевод социальной экономики на финансово-трудовую систему не только дает объективную картину всех фактических взаимоотношений в текущих процессах жизнедеятельности, но и позволяет формировать обоснованную стратегию динамики жизнедеятельности общества на перспективу, потому что в основе экономических расчетов используются расчетные показатели численности населения. Все это создает основу для организации эффективной системы разумного текущего управления и разработки стратегии социально-экономического развития страны в ее административно-территориальной структуре на принципах ноосферы без кризисов и катаклизмов.
Причем, если на уровне государства, региональных административно-территориальных образований, урбанизированных и сельских поселений экономика реализуется в форме стратегической социальной политики состояний территориальной организации жизнедеятельности общества на конец определенных календарных периодов, отражающей его политическое устройство, закрепленное в нормативно-правовой системе, то на уровне производственных организаций – в форме организации специализированных производственных процессов, жестко обусловленных технологией и организацией производства продукции. Экономика, как эконометрическая наука оперирует только статическими показателями состояний, при этом для территориальных образований разного уровня это состояния на конец календарных годовых прогнозируемых периодов, а для производственных организаций – это состояния организации, ее производственных подразделений в натуральных показателях и условных нормативных трудозатратах, а также основных элементов производственных процессов в экономических показателях на конец плановых календарных периодов текущего года. Поэтому экономика территориальных образований реализуется через систему формирования стратегии социально-экономического развития на основе критериев социальной эффективности, а экономика производственных организаций проявляется только как фиксация производственных процессов в условных нормативных трудозатратах на конец плановых календарных периодов текущего года. Управление производственными организациями реализуется как сугубо технологическое управление производственными процессами на основе технических и технологических критериев эффективности[24]. Тем не менее, конкретная текущая экономика производственных организаций должна осуществляться только в рамках государственной отраслевой социально-экономической политики.
В реальной действительности экономические отношения между различными социальными организованными системами складываются не в строгой иерархии административно-политического и территориального устройства, а гораздо сложнее. Так, например, подавляющее большинство производственных организаций, расположенных в городах, объективно имеют региональное, или государственное, значение. Поэтому, с одной стороны, подобные организации являются градообразующей экономической основой жизнедеятельности города, а с другой стороны, стратегически экономика этих предприятий формируется на региональном, или государственном, уровне, не сообразуясь с интересами урбанизированных территорий. Более того, только за счет трудовых результатов каждого работника производственных организаций урбанизированных поселений, по существу, формируется экономика государства в целом, включая отрасли, финансируемые за счет социальных специализированных фондов. Поэтому экономические отношения, или экономики, разных форм организации жизнедеятельности общества проявляются в очень сложных взаимосвязях. Кроме того, существуют экономические отношения между различными уровнями производственной организации жизнедеятельности общества, которые могут выходить далеко за рамки государственных границ. Безусловно, экономика каждого уровня имеет свои специфические особенности, обусловленные системными взаимосвязями и ограничениями разных мега- и метасистемных уровней. Именно системная совокупность всех экономик и должна составлять суть экономической теории социальных форм организации общества.
Конечно, рассмотрение только экономических взаимоотношений на примере некоторых классов отдельных организаций в сфере материального производства и обращения (рынка) не может быть положено в основу политической экономии, т. е. экономики государства, тем более это не может быть основой теории экономики в целом. Подобный подход можно обозначить как популистскую вульгарную экономику, предназначенную для массового употребления людьми среднего уровня развития. Попытки представить экономику как систему классовых отношений недостаточно корректны вследствие того, что политическое устройство общества отражает лишь одну, хотя и существенную, характеристику организации жизнедеятельности общества в различных формах. Более того, стратифицированное представление общества (по сословиям, классам, национальным или религиозным признакам) в действительности не отражает реальных производственных и организационных взаимоотношений существования человека в различных формах организации жизни и деятельности общества. Невозможность адекватного описания реальных членов различных стратифицированных слоев населения обусловливает замену их типичными представителями, что может использоваться только для абстрактных исследований таких наук, как социология, социальная психология и т. п. Для экономической теории как эконометрической науки, основанной на жестких функциональных закономерностях, такие некорректные исходные постулаты неприменимы.
Очевидно, экономическая теория, как и любая теория, включающая в свой состав математические закономерности, методологию и основные принципы применения этих законов, может быть построена только исходя из специфических особенностей реализации различных форм социальной организации жизни и деятельности во взаимосвязи их между собой, по крайней мере, в рамках государственных образований. В то же время нельзя сводить экономику только к простому описанию взаимосвязей в обществе в экономической интерпретации. Универсальное выражение всех элементов и человеческих взаимоотношений в условных нормативных трудозатратах позволяет устанавливать интегральные характеристики любых материальных и духовных результатов человеческой жизнедеятельности и их соотношения. Именно на этой основе, собственно, и осуществляется планирование, организация и управление жизнедеятельностью общества и формирование его стратегического развития. Жизнь общества представляет собой постоянное установление целей и плановых сроков их достижения. Причем чем больше период планирования и прогнозирования, тем все большее значение приобретают обоснованность и реальность используемых экономических характеристик жизнедеятельности общества. Поэтому, чем продолжительнее период планирования и прогнозирования, тем в большей степени повышается уровень обобщений: переход от натуральных показателей конкретных наименований продуктов отдельных производственных организаций к классам продукции, а затем к отраслевым продуктам и, в конце концов, к универсальным интегральным характеристикам нашей жизни в форме условных нормативных трудозатрат, так как именно подобная экономическая интерпретация позволяет системно описать жизнедеятельность во всех ее ипостасях. Более того, сформировать стратегию развития общества в целом в форме экономической политики на основе капитальных вложений в материально-техническую основу жизнедеятельности можно только в интегральных универсальных показателях трудозатрат. Причем при формировании прогнозов полученные варианты стратегического развития, рассчитываемые в трудовых показателях, затем переводятся в укрупненные натуральные производственные показатели введенных в действие организаций, которые, собственно, и определяют уровень жизни населения. Использование в экономике универсального показателя условных нормативных трудозатрат делает экономику не только научно обоснованной, но и реалистичной, потому что через показатель условных нормативных трудозатрат, по существу, отражается человек – основной и единственный элемент жизнедеятельности общества и государства. Таким образом, все виды экономики в своей основе ориентируются на реальную численность населения и прогнозную демографическую динамику общества.