Книга Ликбез для самых умных. Текст лекций образовательного курса «Ликвидация безграмотности для самых умных». Часть 4. Управление - читать онлайн бесплатно, автор В. С. Соловьев. Cтраница 3
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Ликбез для самых умных. Текст лекций образовательного курса «Ликвидация безграмотности для самых умных». Часть 4. Управление
Ликбез для самых умных. Текст лекций образовательного курса «Ликвидация безграмотности для самых умных». Часть 4. Управление
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Ликбез для самых умных. Текст лекций образовательного курса «Ликвидация безграмотности для самых умных». Часть 4. Управление

В качестве наиболее яркого и характерного примера искажения понятия «управление», неадекватно применяемого к различным системам, можно привести определение, приводимое в энциклопедических словарях. Здесь «управление» рассматривается как «элемент, функция организованных систем различной природы (биологических, технических, социальных), обеспечивающая сохранение их определенной структуры, поддержание режима деятельности (?), реализацию их программ и целей. Различают стихийное и сознательное управление». И далее уточняется: «Управление предполагает осуществление субъектом управления ряда последовательных операций: подготовку и принятие решений (директивных планов, законов, правил и т. д.), организацию выполнения решений и контроль за их выполнением, учет результатов. Оно неотделимо от систематического обмена информацией между компонентами общественной системы, а также данной системы с окружающей средой»[17].

Таким образом, налицо механическое перенесение понятия «управление» на различные системы: технические, биологические, хотя информационный понятийно-смысловой обмен и абстрактная духовная деятельность (программы, цели, решения и т. п.) могут существовать только в человеческом обществе, причем только в системах «человек – человек». В человеко-машинных системах связи не разумные (абстрактные информационные), а физические (энергетические, механические). Поэтому «управление» машинами может осуществляться только по схеме «управление человеком-оператором – регулирование машины», а «управление» материальными, трудовыми, финансовыми информационными ресурсами, процессами материального и духовного производства в действительности выступает только как управление человеком-работником организации. По сути, основная составляющая управления персоналом представляет собой управление профессионально специализированной операциональной деятельностью работников организации[18].

Очевидно, управленческую деятельность необходимо рассматривать как систему различных классов и видов духовной, абстрактной, идеальной (информационной) деятельности (в отличие от предметно-практической деятельности материального производства, которая обозначается как физический труд). В этом случае «руководство» – один из элементов (классов, видов деятельности) системы управленческой деятельности (особенно, если при этом учитывать всеобщее разделение труда, исторически объективно сложившееся в обществе).

Вульгарное использование термина «управление» применительно к технике в системе (связке) «человек – машина» не требует особого разбирательства, так как здесь в основе лежат «вещные» (физические) отношения, т. е. механическое (физическое) регулирование машины посредством физических, или других энергетических, усилий человека. «Сознательная» (разумная) деятельность человека по отношению к машине осуществляется на основе простого «механического» функционирования («ручного мышления»), предопределяемого технико-технологическими параметрами и особенностями машины. Поэтому применительно к функционированию искусственных объектов материальной (вещественной) природы, созданных трудом человека, корректнее использовать термин «регулирование», означающий физическое, механическое, энергетическое воздействие окружающей среды, или человека, с целью изменения структуры и функциональных механических, физических, энергетических взаимосвязей и свойств объекта. Поэтому применять термин «управление» по отношению к машине неправомерно и некорректно. Совершенно иной вопрос: осуществляет ли человек разумную деятельность при работе с машиной до ее механического регулирования? Безусловно, человек до того, как осуществлять регулирование машины, предварительно анализирует ситуацию, прогнозирует ее развитие, просчитывает возможные варианты и последствия своих еще не совершенных действий (например, водитель, а точнее, руководитель транспорта во время движения). Но эта разумная мыслительная деятельность никоим образом не связана с объектом управления как таковым, она опосредованно переводится в функциональную механическую (манипулятивную) деятельность человека по непосредственному регулированию машины. Неслучайно, кстати, термин «управление» применяется только по отношению к тем видам машин, которые перемещаются в пространстве. В остальных случаях используются другие термины: токарь «работает» на станке, дворник «работает» метлой, но «управляет» снегоуборочным комбайном и т. п.

Рассмотрим использование термина «управление» применительно к системным деятельностным концепциям социальной организации общества. Особенно много понятийных неточностей связано с применением системного, а точнее, системотехнического, подхода к изучаемым социальным явлениям и процессам. Это объясняется, с одной стороны, принципиальной неформализуемостью представлений социальных объектов (социальных образований и различных форм организации жизнедеятельности) и отдельного человека как основного «элемента» – субъекта и объекта деятельности, а с другой – сущностными методологическими особенностями самого системного подхода, обусловливающими невозможность адекватного его использования применительно к социальным объектам.

Прежде всего, необходимо отметить отсутствие общих закономерностей[19], принципов и вообще теоретических проработок, относящихся к выделению социальных образований из окружающей среды, следствием чего является самопроизвольность решения этой задачи каждым исследователем индивидуально. Многие характеристики из общей теории систем вообще неприменимы к социальным объектам, которые с большой долей условности можно обозначать как системы. Так, например, любые социальные образования, даже семья и организации малого бизнеса, не говоря уже о громадных индустриальных предприятиях или цивилизованных государствах, объективно являются конгломератами открытого типа (но не системами), почти по всем характеристикам: ресурсным, материально-энергетическим, техническим, информационным, трудовым, политическим, экономическим и др. и внешним взаимосвязям с окружающей средой. Более того, они объективно не могут автономно существовать вне экосистемы и биосферы Земли. Социальные производственные системы и образования любых форм не могут быть статическими в принципе, так как основой их существования являются процессы жизнедеятельности в исторических рамках этногенеза и динамики биосферы Земли. Причем на объективные динамические производственные процессы накладываются не всегда предсказуемые субъективные влияния. Непригодны к социальным образованиям и другие структурные формализованные иерархические характеристики системного подхода (структуры центристские, типа «звезда», «колесо», «дерево» и т. п.) и только функциональные взаимосвязи и т. п. Поэтому описать формализованным языком с системных позиций особенности социальных форм организации жизнедеятельности практически невозможно. Нецелесообразность и невозможность научно обоснованного выделения социальных объектов из окружающей среды и их идентификации является первым и наиболее существенным недостатком системного подхода применительно к социальным формам организации жизнедеятельности общества.

Вторым недостатком системного подхода является формализованное, или модельное, описание реального социального объекта (явления). Формализация описания приводит на практике к такой симплификации, что говорить о подобии, а тем более об идентичности, конгруэнтности описания реальному социальному объекту можно достаточно условно, а чаще всего вообще невозможно.

Третий недостаток системного подхода, очень часто сводящий принцип системности к пустой декларации, – это отсутствие научно обоснованных методов и «языка» формализованного (например, математического) модельного описания (представления) человека и различных типов, классов и видов форм социальной организации жизнедеятельности как системы. Социальные образования объективно являются «элементами» других мета- и мегаобразований, включая мировую экономику, экосистему и биосферу Земли, Солнечную галактику, и Вселенную, поэтому невозможно одновременно учесть взаимное влияние большого количества функциональных и других типов отношений, факторов и взаимосвязей самих социальных образований и их элементов, включая человека. Это обстоятельство усугубляется тем, что, по существу, отсутствует возможность системного описания динамики социальных объектов, а тем более социальных процессов, не только в рамках текущего календарного времени, но и во взаимосвязи с историческими процессами этногенеза, биосферы Земли и Вселенной. Указанные особенности системной методологии приводят к тому, что формализованное и параметрическое описание социальных образований независимо от того, как называют ее авторы, по сути, всегда остается предельно упрощенным системотехническим, т. е. безличностным, асоциальным и недостоверным.

Необходимо отметить еще одну понятийную несуразность, которая объективно вытекает из методологии системного исследования в области управления социальными объектами. Невозможность формализованного описания динамики взаимосвязей элементов социальных образований и отношений с окружающей средой во времени и в пространстве и неадекватность так называемых «динамических моделей» реальным процессам жизнедеятельности социальных образований приводят к тому, что многие исследователи подменяют термин «система управления» термином «структура (оргструктура) управления». Логика такой подмены обусловлена тем, что на схемах организационных структур систем управления, казалось бы, показаны основные условные элементы системы и их иерархические взаимосвязи, и потому можно якобы формально представить достаточно полное «репрезентативное», устойчивое (статическое) состояние системы управления. Многочисленная критика неправомочности и некорректности такой подмены заметного влияния на теоретические разработки последних лет не оказала.

Одной из причин широкого распространения некорректного применения понятия «система» является следующее обстоятельство. Основной формой организации жизнедеятельности в обществе являются различные производственные организации, деятельность которых вследствие использования системы машин и в силу этого функционального технологического характера деятельности в наибольшей степени может быть формально описана как «система». Однако производственные организации представляют собой не только систему машин, а организацию деятельности людей, взаимоотношения которых объективно не ограничиваются сугубо функциональными отношениями с машинами, а включают в себя различные виды когнитивной творческой деятельностью и социально-психологические особенности взаимоотношений людей.

Во всей научной, методической и учебной литературе содержание управленческой деятельности практически сводится только к описанию функциональной (нормативно регламентируемой) управленческой деятельности, или, так называемых, общих функций управления, а нефункциональная творческая управленческая деятельность (в частности, различных прогнозов, целеполагания и разработки вариантов вероятной стратегии социально-экономической динамики территориальных образований и государства) или обозначается как необъяснимое «искусство управления», или вообще никак не определяется и заменяется такими терминами, как «предприимчивость», «хозяйственный риск», «инициатива» и т. п. Объясняется этот феномен именно тем, что производственно-технологические и организационно-экономические отношения вследствие своей объективно функциональной формализованной природы могут быть операционально, технологически, схематически представлены, отражены и формально описаны, что, по сути, и является содержанием функциональной управленческой деятельности. Наоборот, «технология» мыслительных (когнитивных) процессов творческой управленческой деятельности, влияние личностных особенностей человека (эмоциональных, интеллектуальных способностей, мотивационной структуры, нравственного морально-этического характера и т. п.) до настоящего времени не выяснены, и потому, соответственно, творческая мыследеятельность, основанная на индивидуальном личностном ресурсе, не может быть формально операционально и технологически описана.

Именно поэтому вопросы организации жизнедеятельности территориальных образований разного уровня, в связи с тем, что здесь основой является не формализованная функциональная деятельность управления, а разработка и реализация прогнозных вариантов стратегии социально-экономической динамики территорий в условиях неопределенности изменений окружающей среды, представляющая в основном творческую когнитивную деятельность, практически совсем не разработаны.

Если в качестве воздействия на человека как объекта управления используется разумный, сознательный акт, то при этом предполагается, как правило, непосредственное коммуникативное общение[20]. Поэтому в теории и практике организации производства это понятие ограничено сферой управления персоналом, вопросами «организационного поведения». На практике применение подобного понятия привело к выхолащиванию сути разумности человеческих контактов и подмене их психотехникой, т. е. набором формальных правил и процедур, ничем не отличающихся от функционирования, а с другой стороны, к подмене организационных отношений в рамках предметно-духовной деятельности социально-психологическими в форме манипулирования вне организационного контекста при игнорировании искусственно созданных «объективных» организационных условий нормативно регламентированной совместной функциональной кооперативной деятельности.

Необходимо выделить две наиболее существенных особенностей управления, которые, как правило, игнорируются, в результате чего управление теряет вообще какой-либо смысл. Прежде всего, объектами управления в обществе могут быть только производственные (деятельностные) процессы[21], протекающие в реальном времени. Организации жизнедеятельности являются основной формой существования общества. Абсолютно все организации являются производственными, т. е. итогом их деятельности всегда является какой-либо результат в материальной или идеальной форме, зафиксированный на материальных носителях информации. Таким образом, итогом любой общественной производственной деятельности является полученный результат в овеществленной форме. Поэтому управленческая деятельность в производственных организациях представляет собой разработку документации по описанию технологии, организации и планированию производственных процессов и условий их реализации в технологическом и календарном времени[22]. Предварительная разработка управленческой документации предполагает ее использование непосредственно для производственных процессов в будущем реальном текущем времени. Поэтому понятие «управление» можно применять только по отношению к производственным процессам в организациях. Поэтому, собственно, управления организациями не существует в принципе, а есть управление производством в организации, или точнее, управление производственными процессами в организации. Даже в таких территориальных образованиях как урбанизированные и сельские поселения организация жизнедеятельности в рамках текущего времени календарного года, осуществляется в форме властной деятельности, которая совершенно не похожа на управление производством в организациях. Соответственно, понятие «управление» ни в коем случае нельзя применять к таким социальным образованиям как отрасли, региональные и государственные административно-территориальные образования, т. к. последние описываются не процессными характеристиками различных сфер жизнедеятельности в текущем времени, а представляют собой динамику статических состояний социальных территориальных образований разного уровня и их организационно-экономические взаимосвязи в прогнозном и плановом календарном времени. Поэтому таких понятий как государственное, отраслевое (на уровне министерств и ведомств), или региональное, муниципальное управление и, соответственно, такой управленческой деятельности, просто не бывает. А когда такие определения используются – это совершенно безграмотно и бессмысленно. Например, в РФ уже больше двух десятилетий в вузах готовят бакалавров менеджеров (??) по такой специальности как «Государственное и муниципальное управление» (??). Хотя разработкой и реализацией стратегических изменений состояний этих видов социальных образований должны заниматься не органы управления, а органы власти, деятельность которых реализуется на совершенно иных принципах и в рамках другого социального времени, чем управление производственными процессами в текущем технологическом времени. Прежде всего, у органов власти имеется совершенно другой объект приложения, и принципиально другая сфера и средства деятельности, другие принципы и методы деятельности, связанные с разработкой и реализацией прогнозных вариантов стратегии социально-экономической динамики территориальных образований на период 5–20 лет с позиций социально-экологической эффективности.

Парадокс управления производством заключается в том, что управление всеми неодушевленными элементами производственных процессов (сырьем и материально-техническими ресурсами, энергией, машинами, механизмами, технологическим оборудованием, информацией, финансами организационными условиями производства) в действительности представляет собой управление персоналом организации, т. е. людьми. Отсюда вторая принципиальная особенность управления заключается в том, что результаты управленческой деятельности, отражаемые в организационно-технологической и планово-экономической документации и в контактах при руководстве, должны быть понятны непосредственным профессиональным исполнителям, иначе производственные процессы просто не состоятся[23]. Таким образом, управление – это всегда разумная деятельность со смыслом, с пониманием. В отличие от этого, хотя результаты деятельности органов власти тоже находят отражение в долговременных законах и других нормативных актах, но для их беспрекословного исполнения совершенно не требуется понимание и согласие исполнителей, т. к. эти документы представляют собой характер общих социальных нормативных требований, установленных институционально и не требующих специальных и профессиональных знаний и понимания для их исполнения.

Ну и, наконец, последнее. В управленческой деятельности, безусловно, есть властные компоненты в позиции начальник-подчиненный, но в отличие от властной деятельности, где распорядительный приказной стиль составляет ее основу и обязательность исполнения в случае необходимости подкрепляется силовым принуждением, в управлении они играют роль рекомендации, совета, но не носят абсолютно обязательного характера исполнения. Коренным, принципиальным отличием властной деятельности (власти) от управленческой (управления) является всесилие и всеобщность власти на длительное время. Всесилие власти обеспечивается за счет привлечения в случае необходимости армии и других вооруженных формирований для обеспечения силового принуждения к беспрекословному выполнению властных указаний, а всеобщность реализуется за счет того, что в качестве объекта исполнения властных решений используется все общество (население) в целом во всех сферах жизнедеятельности. Более того, властная деятельность осуществляется в рамках социального времени эпох. В отличие от власти управление всегда касается только конкретных частных вопросов и реализуется в конкретных (местных) условиях и в рамках текущего реального времени. Обязательность их исполнения управленческих решений, вместо силового принуждения, является знаниевая компонента и технологическая логика последовательности выполнения действий (операций) на основе понимания смысла управленческих решений. Таким образом, в основе управления лежит понимание смысла как результат разумной деятельности человека, а в основе власти – механическое бессознательное выполнение формальным безличностным объектом-функционером социальных норм, установленных институциональным путем без всякого разумного согласования с исполнителями.

Если исходить из понятия социальной организации как специализированной по результату (продукту) производственной системы различных видов деятельности, то «управление» можно рассматривать как неотъемлемую часть системы организационной производственной деятельности в целом. Для того, чтобы практическая, операционально разделенная производственная деятельность вообще осуществилась и получился нужный результат (продукт, услуга), необходимо предварительно эту практическую деятельность «продумать», т. е. сконструировать результат, спроектировать и эксплицировать технологию процесса производства, спланировать и организовать этот процесс производственной деятельности по средствам и условиям труда во времени и в пространстве реальной производственной структуры организации в форме абстрактных мыслительных конструкций, зафиксированных на каких-либо носителях информации. Затем необходимо в форме акта воздействия передать текущие плановые задания и технологию непосредственным исполнителям. Кроме того, чтобы реальная практическая деятельность осуществилась («опредметилась») в соответствии с задуманным результатом, необходимо «мониторинговое» отслеживание (контроль и оперативный учет) состояний и динамики процессов во времени и в пространстве. На основе анализа достигнутых (отчетных фактических) результатов должна проводиться корректировка и регулирование производственных процессов, так как реальная действительность всегда отличается от предварительных ее описаний и замыслов. Для этого необходимо эмпирические промежуточные результаты производственных процессов и изменения окружающей среды «осмыслить», т. е. «распредметить» и аналитически сопоставить с предварительными описаниями производственных процессов на данный момент времени и опять синтезировать («создать», т. е. придумать и описать) абстрактный образ будущих процессов деятельности как смену состояний производственных процессов во времени и в пространстве. В связи с тем, что в основе всех производственных процессов лежит система машин, поэтому управленческая деятельность в организациях представляет собой сугубо формализованную функциональную деятельность.

Следовательно, управление – это всегда разумная мыследеятельность, реализуемая в форме процессов абстрактного мышления, включая и акт руководства, т. е. передачи управляющего воздействия исполнителям для реализации задуманного. Так как деятельность реализуется в рамках специализированных по результату (продукту) организаций, управленческая деятельность всегда носит абстрактный предметно-духовный характер, но строго соответствующий специализации производственной деятельности.

Таким образом, подводя предварительные итоги, можно сказать, что под управлением следует понимать специализированную систему различных типов, классов и видов индивидуальной, кооперативной, или коллективной, мыслительной (сознательной, разумной) деятельности человека, предваряющих, организующих, сопровождающих, контролирующих и регулирующих во времени и в пространстве реальные процессы изменения организованной жизнедеятельности общества и окружающей среды. Соответственно, в структуре управленческой деятельности по времени осуществления можно выделить три взаимосвязанных типа деятельности, обеспечивающих функционирование производственных организаций: перспективное и текущее организационно-экономическое календарное планирование, подготовку производства и оперативное управление.

1. Перспективное и текущее календарное организационно-экономическое планирование производственной деятельности организации представляет собой абстрактное описание в календарном времени производственные программы организации и ее производственных подразделений в натурально-экономических показателях на текущий год с поквартальной разбивкой, а также годовые производственные программы организации на ближайшие 3–5 лет с учетом будущих возможных (предполагаемых проектных, прогнозных) вариантов изменения потребительского рынка. В производственных программах указываются результаты производственной деятельности в условных натурально-экономических показателях производства в разрезе календарных планово-отчетных периодов как в целом по организации, так и по производственным подразделениям. Перспективное и текущее календарное организационно-экономическое планирование и подготовка производства реализуются как безличностная функциональная проектировочная и организационная деятельность, характер которой предопределяется овеществленным объектом и предметом этой управленческой деятельности.

2. Подготовка производства представляет собой описание в технологическом проектном и календарном плановом времени (год, квартал, месяц) технологии и организации производственных и вспомогательных процессов деятельности, расчет необходимых средств и условий, способов и порядка реализации производственных организационно-технологических решений.