Книга Толкование книг Нового Завета. Откровение - читать онлайн бесплатно, автор Джон Мак-Артур. Cтраница 3
bannerbanner
Вы не авторизовались
Войти
Зарегистрироваться
Толкование книг Нового Завета. Откровение
Толкование книг Нового Завета. Откровение
Добавить В библиотекуАвторизуйтесь, чтобы добавить
Оценить:

Рейтинг: 0

Добавить отзывДобавить цитату

Толкование книг Нового Завета. Откровение

Иоанн преданно свидетельствовал о первом пришествии Христа (Ин. 19:35; 21:24; 1 Ин. 1:2; 4:14) и столь же преданно, под руководством Духа, свидетельствует обо всем, что он видел, в связи с Его вторым пришествием. Иоанн свидетельствует слово Божие и свидетельство Иисуса Христа. Эти выражения снова появляются в Отк. 1:9 (см. также Отк. 12:17), и они синонимичны, так как «свидетельство Иисусово есть дух пророчества» (Отк. 19:10). Слово Божие, переданное в Книге Откровение, – это свидетельство о грядущей славе Иисуса Христа, данное церкви (см. Отк. 22:16) и записанное Его верным свидетелем, Иоанном.

ОБЕЩАННЫЕ БЛАГОСЛОВЕНИЯ

Блажен читающий и слушающие слова пророчества сего и соблюдающие написанное в нем (1:3а)

1:3А

В Книге Откровение обещано благословение (блаженство, как в Мф. 5:3-12) для тех, кто читает и повинуется (см. Отк. 22:7; Лк. 11:28). Но это только два из семи обещаний блаженства в этой книге; остальные не менее чудесны: «Блаженны мертвые, умирающие в Господе; ей, говорит Дух, они успокоятся от трудов своих» (Отк. 14:13); «Се, иду как тать: блажен бодрствующий и хранящий одежду свою, чтобы не ходить ему нагим и чтобы не увидели срамоты его» (Отк. 16:15); «Блаженны званные на брачную вечерю Агнца» (Отк. 19:9); «Блажен и свят имеющий участие в воскресении первом» (Отк. 20:6); «Блаженны те, которые соблюдают заповеди Его, чтобы иметь им право на древо жизни и войти в город воротами» (Отк. 22:14).

Три основных причастия: читающий, слушающие и соблюдающие – в настоящем времени. Чтение, слушание и соблюдение истин, которым учит Книга Откровение (и остальные книги Писания), – путь жизни верующих. Переход от формы единственного числа, читающий, к форме множественного числа – слушающие слова пророчества сего и соблюдающие написанное в нем – указывает на богослужение церкви I века. Было принято, что один человек читал Писание вслух, а остальные слушали (см. 1 Тим. 4:13). Доктор Роберт Л. Томас объясняет, что, «так как писчего материала было мало и он дорого стоил, мало было и копий книг, входивших в библейский канон. Как правило, у каждой христианской общины была одна копия Писания. Публичное чтение для рядового христианина было единственным способом ознакомления с содержанием этих книг» (Robert L. Thomas, Revelation 1–7: An Exegetical Commentary [Chicago: Moody, 1992], 60). Так как публично читали только Писание, а Иоанн «явно предполагает, что Апокалипсис будут читать публично, поэтому с самого начала знал, что он будет включен в число тех книг, которые будут признаны частью новозаветного канона» (Thomas, Revelation 1–7, 62–63).

Книга Откровение – последнее обращение Бога к человеку, кульминация божественного откровения. Она завершает канон Писания (см. Отк. 22:18–19) и описывает будущее развитие истории искупления (Отк. 1:19). Следовательно, верующий обязательно должен внимать истинам, которые она содержит.

АКТУАЛЬНОСТЬ

ибо время близко (1:3б)

1:3Б

Здесь повторяется истина, уже выраженная в Отк. 1:1: события, о которых идет речь в Книге Откровение, близки. Время – это не chronos, слово, относящееся ко времени на часах или календарному; а kairos, обозначающее сезоны, эпохи или эры. Следующая великая эпоха Божией истории искупления близка.

Церковь всегда уповала на скорое возвращение Христа, следующее событие пророческого календаря Бога. Иисус велел Своим последователям ждать Своего возвращения:

Да будут чресла ваши препоясаны и светильники горящи. И вы будьте подобны людям, ожидающим возвращения господина своего с брака, дабы, когда придет и постучит, тотчас отворить ему. Блаженны рабы те, которых господин, придя, найдет бодрствующими; истинно говорю вам, он препояшется и посадит их, и, подходя, станет служить им. И если придет во вторую стражу, и в третью стражу придет, и найдет их так, то блаженны рабы те. Вы знаете, что если бы ведал хозяин дома, в который час придет вор, то бодрствовал бы и не допустил бы подкопать дом свой. Будьте же и вы готовы, ибо, в который час не думаете, приидет Сын Человеческий (Лк. 12:35–40).

Павел писал к римлянам: «Ночь прошла, а день приблизился» (Рим. 13:12). Апостол думал, что Господь может вернуться еще при его жизни, на что указывает местоимение множественного числа в таких отрывках как 1 Кор. 15:51–58 и 1 Фес. 4:15–18. В Послании к евреям читателей призывают «увещевать друг друга, и тем более, чем более усматриваете приближение дня оного» (Евр. 10:25). Иаков также утверждает, что возвращение Христа близко: «Итак, братия, будьте долготерпеливы до пришествия Господня… Долготерпите и вы, укрепите сердца ваши, потому что пришествие Господне приближается… вот, Судия стоит у дверей» (Иак. 5:7–9). Петр напоминает своим читателям: «Близок всему конец» (1 Пет. 4:7), а в 1 Ин. 2:18 апостол Иоанн добавляет: «Дети! последнее время».

Несмотря на скептицизм насмешников, спрашивающих: «Где обетование пришествия Его? Ибо с тех пор, как стали умирать отцы, от начала творения, все остается так же» (2 Пет. 3:4), – Господь Иисус Христос вернется. И Его возвращение близко.

БЛАГОСЛОВЕНИЕ ТРОИЦЫ

Иоанн семи церквам, находящимся в Асии: благодать вам и мир от Того, Который есть и был и грядет, и от семи духов, находящихся пред престолом Его, и от Иисуса Христа, Который есть свидетель верный, первенец из мертвых и владыка царей земных (1:4–5а)

1:4-5А

В отличие от современных писем, в которых отправители указывают свое имя в конце, в древности имена отправителей ставились в начале. Итак, Иоанн – автор этого послания к семи церквам (перечислены в Отк. 1:11), находящимся в римской провинции Асия (современная Турция). Благодать вам и мир – стандартное приветствие новозаветных посланий (см. Рим. 1:7; 1 Кор. 1:3; 2 Кор. 1:2; Гал. 1:3; Еф. 1:2; Флп. 1:2; Кол. 1:2; 1 Фес. 1:1; 2 Фес. 1:2; Флм. 1:3), причем приветствие это предваряет указание на благословение возвышенной Троицы (см. 2 Кор. 13:14).

Выражение Тот, Который есть и был и грядет относится к первой ипостаси Троицы, Богу Отцу, описанному здесь в антропоморфных терминах. Так как мы можем понять только такое описание, Бог (см. Отк. 1:8; 4:8) представлен здесь в трех временных измерениях (прошлое, настоящее и будущее), так как Он вечен. Вечный Бог – источник всякого благословения спасения, всякой благодати и всякого мира.

Семь духов, находящихся пред престолом Его, – это указание на Святого Духа. Очевидно, существует только один Дух; число семь обозначает Его полноту (см. Отк. 5:6; Ис. 11:2; Зах. 4:1-10). Святой Дух во всей Его славе и полноте посылает верующим благодать и мир; Он – Дух благодати (Евр. 10:29) и порождает мир в жизни верующих (Гал. 5:22). Здесь Он представлен в славе Своего пребывания в присутствии Отца на небесах.

Благодать и мир проистекают также от Иисуса Христа, Который есть свидетель верный, первенец из мертвых и владыка царей земных. Он также рассматривается в славе Своего возвышения. Иоанн не случайно упоминает Христа последним и описывает Его полнее, потому что Он – главная тема Книги Откровение. Свидетель верный – тот, кто всегда говорит правду и представляет истину, что явно относится к Господу Иисусу Христу. Он был совершенным свидетелем о природе Бога. В Отк. 3:14 Он назван «Аминь, свидетель верный и истинный». Пилату Он объявил: «Я на то родился и на то пришел в мир, чтобы свидетельствовать об истине» (Ин. 18:37). Иисус Христос, верный свидетель, Который не может лгать и в совершенстве сообщает волю Божию, обещал верующим благодать и мир.

Второе определение Иисуса, первенец из мертвых, не означает, что Он хронологически был первым воскресшим. И до Него были воскрешения в ветхозаветные времена (3 Цар. 17:17–23; 4 Цар. 4:32–36; 13:20–21), и Сам Он воскрешал людей во время Своего земного служения (Мф. 9:23–25; Лк. 7:11–15; Ин. 11:30–44). Слово prōtotokos означает не первенца в плане временном, но, скорее, первого по рангу. Из всех, кто когда-либо был или будет воскрешен, Он – главный. Бог говорит о Мессии в Пс. 88:28: «Я сделаю его первенцем, превыше царей земли». В Книге Откровение говорится о том, как было выполнено это обещание.

Третий титул Иисуса, владыка царей земных, изображает Его как абсолютного владыку над этим миром (см. Отк. 5:1 и далее). Иисус Христос – всевышний Царь земли, и Писание неоднократно учит этому (например, Отк. 19:16; Пс. 2:6–8; Иер. 23:5; Зах. 9:9; Мф. 2:2; 21:5; Лк. 19:38; 23:3; Ин. 1:49). Он – Господь, Чье имя «выше всякого имени» (Флп. 2:9-11), Который, согласно замыслу Отца и через Духа, дарует верующим Свое царское благословение благодати и мира.

ВОЗВЫШЕННОЕ СЛАВОСЛОВИЕ

Ему, возлюбившему нас и омывшему нас от грехов наших Кровию Своею и соделавшему нас царями и священниками Богу и Отцу Своему, слава и держава во веки веков! Аминь (1:5б-6)

1:5Б-6

Деяния Христа, совершенные ради верующих, побуждают Иоанна к вдохновенному восхвалению. В настоящее время Христос любит верующих нерушимой любовью (Рим. 8:35–39). Величайшее выражение этой любви – то, что Он омыл нас от грехов наших Кровию Своею. Имеется в виду искупление Его жертвенной смертью на кресте ради нас.

Такова суть Евангелия. Грешники прощены Богом, освобождены от греха, смерти и ада жертвой Иисуса Христа на кресте. Бог сделал Его заместительной жертвой за нас, Его убили за наши грехи, и Он полностью уплатил за нашу вину. Божия справедливость была удовлетворена, и Бог смог вменить раскаявшимся грешникам праведность Христа, умершего за них.

Любовь Христова побудила Его также соделать нас царями (имеется в виду не тысячелетнее царство, но та сфера правления Бога, в которую верующие вступают после спасения; см. Кол. 1:13), то есть теперь мы наслаждаемся Его любящим, благодатным правлением и всемогущей, всевышней защитой. Наконец, Он сделал нас священниками Богу и Отцу Своему, даровав привилегию непосредственного доступа к Отцу (см. 1 Пет. 2:9-10).

Иоанн завершает свое славословие единственным подобающим откликом на величественные благословения, которые Христос дарует верующим: Слава и держава во веки веков! Аминь. Таким должен быть отклик каждого, кто читает эту чудесную книгу, ясно рассказывающую об этой будущей славе и владычестве.

2. Предсказание второго пришествия

Се, грядет с облаками, и узрит Его всякое око и те, которые пронзили Его; и возрыдают пред Ним все племена земные. Ей, аминь. Я есмь Алфа и Омега, начало и конец, говорит Господь, Который есть и был и грядет, Вседержитель (1:7–8)

1:7-8

Книга Откровение – настоящий триллер. Она должна обязательно понравиться всякому, кто любит книги, полные приключений и волнующих моментов. Это поразительное Откровение содержит в себе драму, загадку, тайну, страсть и ужас. В нем говорится об отступничестве церкви. В нем говорится о беспрецедентном экономическом крахе и последней войне в человеческой истории – войне, которая положит конец всем войнам. В ней описываются природные катастрофы, которые по интенсивности можно сравнить разве что со всемирным потопом времен Ноя, – катастрофы, происходящие потому, что Бог изливает Свой гнев на проклятую и греховную землю. Здесь рассказывается о политических интригах, которые приведут к возвышению самого злого и могущественного диктатора из известных миру. Наконец, что ужаснее всего, здесь описан последний суд и приговор, вынесенный всем непокорным, ангелам и людям, осужденным на вечные муки в аду. Таким образом, Книга Откровение – это ошеломляющая драма, ужасающая и патетическая. Но это, как ни странно, также и книга, полная надежды и радости, со счастливым концом, в котором грех, скорбь и смерть оказываются окончательно уничтоженными (Отк. 21:4; 22:3).

Драма развивается постепенно, поэтому Иоанн, как умелый автор, позволяет читателям одним глазком взглянуть на события, более подробно описанные дальше в тексте книги. Он указывает таким образом на главную тему Откровения: это – книга о втором пришествии Господа Иисуса Христа. В Отк. 1:7–8 Иоанн перечисляет пять истин, связанных с Его вторым пришествием: оно обязательно, оно будет в славе, его задачу, отклик на него и его несомненность.

ВТОРОЕ ПРИШЕСТВИЕ ОБЯЗАТЕЛЬНО

Се, грядет (1:7а)

1:7А

После вступления и приветствия (Отк. 1:1–6) в Отк. 1:7 начинается первое великое пророчество Книги Откровение. Восклицание idou (се) привлекает внимание. Оно призвано насторожить умы и сердца слушателей, чтобы они обратили особое внимание на последующие слова. Это первое из двадцати пяти использований данного слова в Откровении – книги, полной поразительных истин, заслуживающих пристального внимания. Не случайно первое, к чему привлекает внимание Иоанн, – это славная истина о том, что Христос грядет. Настоящая форма глагола erchomai показывает, что Христос уже в пути, что Его приход несомненен. Настоящее время подчеркивает также близость Его прихода (см. о сроках в главе 1 этой книги).

Один из титулов Мессии – «грядущий». Иоанн Креститель, «услышав в темнице о делах Христовых, послал двоих из учеников своих сказать Ему: Ты ли Тот, Который должен придти [erchomai], или ожидать нам другого?» (Мф. 11:2–3; см. также Лк. 7:19–20; Ин. 3:31; 6:14; 11:27). Слово erchomai девять раз используется в Откровении по отношению к Иисусу Христу; семь раз Господь наш использует Его по отношению к Себе. Таким образом, тема Книги Откровение – Грядущий, Господь Иисус Христос.

Хотя насмешники отрицают второе пришествие (2 Пет. 3:3–4), Библия неоднократно утверждает, что Иисус вернется. Эта истина появляется более чем в пятистах стихах по всей Библии. Считается, что каждый двадцать пятый стих Нового Завета касается второго пришествия. Иисус не раз упоминал о Своем возвращении (например, Мф. 16:27; 24–25; 26:64; Мк. 8:38; Лк. 9:26) и предупреждал верующих, чтобы они были готовы к этому (например, Мф. 24:42,44; 25:13; Лк. 12:40; 21:34–36). Возвращение Господа Иисуса Христа на землю – центральная тема Писания.

Помимо явных пророчеств о втором пришествии, есть и другие убедительные причины, по которым нам следует верить в возвращение Христа.

Во-первых, Божии обещания предполагают возвращение Иисуса. В Быт. 49:10, первом пророчестве о правлении Мессии, сказано: «Не отойдет скипетр от Иуды и законодатель от чресл его, доколе не приидет Примиритель, и Ему покорность народов». В Пс. 2:6–9 объясняется:

Я помазал Царя Моегонад Сионом, святою горою Моею; возвещу определение: Господь сказал Мне: Ты Сын Мой;Я ныне родил Тебя; проси у Меня, и дам народы в наследие Тебеи пределы земли во владение Тебе;Ты поразишь их жезлом железным; сокрушишь их, как сосуд горшечника.

Исаия предсказывал земное правление Мессии:

Ибо младенец родился нам; Сын дан нам; владычество на раменах Его, и нарекут имя Ему: Чудный, Советник, Бог крепкий, Отец вечности, Князь мира. Умножению владычества Его и мира нет пределана престоле Давида и в царстве его, чтобы Ему утвердить его и укрепить его судом и правдоюотныне и до века. Ревность Господа Саваофа соделает это (Ис. 9:6–7).

Иеремия предвидел будущее благословение Израиля во время правления Мессии:

Вот, наступают дни, говорит Господь, – и восставлю Давиду Отрасль праведную, и воцарится Царь, и будет поступать мудро, и будет производить суд и правду на земле. Во дни Его Иуда спасетсяи Израиль будет жить безопасно;и вот – имя Его, которым будут называть Его: «Господь – оправдание наше!»

Посему, вот наступают дни, говорит Господь, когда уже не будут говорить: «жив Господь, Который вывел сынов Израилевых из земли Египетской», но: «жив Господь, Который вывел и Который привел племя дома Израилева из земли северной и из всех земель, куда Я изгнал их», и будут жить на земле своей (Иер. 23:5–8).

Эти и многие другие предсказания говорят о земном правлении Мессии (например, Дан. 7:13–14,18; Зах. 14:4–9; Мал. 4:1–4), и они не были исполнены в момент первого пришествия Христа. Поэтому Он должен прийти снова, чтобы исполнить их, так как «Бог не человек, чтоб Ему лгать, и не сын человеческий, чтоб Ему изменяться. Он ли скажет, и не сделает? будет говорить, и не исполнит?» (Чис. 23:19).

Во-вторых, Иисус обещал, что вернется. Как мы уже отмечали выше, Иисус неоднократно предсказывал Свое возвращение (см. Отк. 2:16; 3:11; 22:7,12,20). В Ин. 14:2–3 приводится важная причина, по которой Он должен сделать это: «В доме Отца Моего обителей много; а если бы не так, Я сказал бы вам: “Я иду приготовить место вам”. И когда пойду и приготовлю вам место, приду опять и возьму вас к Себе, чтоб и вы были, где Я». В притче (Лк. 19:11–27) Иисус описывает Себя как князя, который однажды вернется в свои владения и уничтожит тех, кто бунтовал против его власти. Обещания Иисуса – наградить тех, кто верит в Него, и осудить тех, кто отвергает Его, – требуют Его возвращения.

В-третьих, Святой Дух гарантирует возвращение Иисуса. Святой Дух – это «Дух истины» (Ин. 15:26; 16:13), Который «научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам» (Ин. 14:26). Итак, все новозаветные обещания о втором пришествии (см., помимо уже перечисленных, 1 Кор. 1:4–8; Флп. 3:20–21; Кол. 3:4; 1 Фес. 2:19; Иак. 5:8; 1 Пет. 1:13; 1 Ин. 3:2 и т. д.) исходят от Духа истины. Иисус должен вернуться, потому что здесь речь идет о правдивости Троицы.

В-четвертых, Божий замысел, касающийся церкви, требует возвращения Иисуса. В Отк. 3:10 Иисус обещал: «И как ты сохранил слово терпения Моего, то и Я сохраню тебя от годины искушения». Это событие, известное как восхищение церкви, – одна из фаз второго пришествия Христа.

После восхищения Христос вознаградит Свою церковь за верное служение (Рим. 14:10; 1 Кор. 3:12–15; 4:5; 2 Кор. 5:10; Флп. 1:6,10; 2 Тим. 1:12,18; 4:8; Отк. 11:18). Для этого Христос должен сначала вернуться за Своей церковью.

В конце семилетнего периода великой скорби прославленная церковь, невеста Христова (Отк. 19:7–9; см. также 2 Кор. 11:2; Еф. 5:22–30), вернется вместе с Ним с триумфом (Отк. 19:14; см. также Отк. 19:8). Церковь восторжествует над неверующим миром, и сразу будет видно, кто на самом деле принадлежит Господу (см. 2 Тим. 2:19).

Божий план по поводу церкви – спасти ее от ужасов великой скорби, вознаградить за верную службу и возвысить ее в Своем царстве над миром, – требует возвращения Христа.

В-пятых, замысел Христа, связанный с неверующими народами, требует Его возвращения. В Пс. 2 предсказывается время, когда Христос будет править народами, чего не было в момент Его первого пришествия. Подобным образом в Иоиля 3:1–2,9-17 (см. также Ис. 11:1–5; Мих. 4:1–8; Соф. 3:8; Мф. 25:31–46) описывается Его суд над неверующими народами. Так как в период первого пришествия Христа никакого суда не было, Он должен вернуться, чтобы осуществить его.

В-шестых, Божий замысел по поводу Израиля требует возвращения Христа. Библия учит, что Бог не забыл об Израиле, Своем народе завета. Хотя Павел и был апостолом язычников (Рим. 11:13; 1 Тим. 2:7), он, однако, писал: «Неужели Бог отверг народ Свой? Никак… Не отверг Бог народа Своего, который Он наперед знал» (Рим. 11:1–2). Через пророка Иеремию Бог убедительно заявляет, что никогда не откажется от Израиля:

Так говорит Господь, Который дал солнце для освещения днем, уставы луне и звездам для освещения ночью, Который возмущает море, так что волны его ревут;Господь Саваоф – имя Ему. Если сии уставы перестанутдействовать предо Мною, говорит Господь, то и племя Израилево перестанетбыть народом предо Мною навсегда. Так говорит Господь: если небо может быть измерено вверху, и основания земли – исследованы внизу, то и Я отвергну все племя Израилевоза все то, что они делали, говорит Господь (Иер. 31:35–37).

Так говорит Господь: если завета Моего о дне и ночи и уставов неба и земли Я не утвердил, то и племя Иакова и Давида, раба Моего, отвергну, чтобы не брать более владык из его племени для племени Авраама, Исаака и Иакова; ибо возвращу плен их и помилую их (Иер. 33:25–26).

Бог обещал не только, что Израиль будет существовать как народ, но и спасение, мир, процветание, безопасность и царство (например, Вт. 4:30–31; Ис. 9:6–7; 11:11–12; 60:10–14; Иер. 23:5–8; 30–33; 46:28; Иез. 36–37; 40–48; Дан. 9:20–27; 12:1–3; Ос. 2:14–23; 3:4–5; 14:4–7; Иоиль 3:18–21; Ам. 9:8-15; Авд. 1:17,21; Мих. 4:8; 7:14–20; Соф. 3:14–20; Зах. 13–14; Мф. 19:28; Деян. 1:6–7). Так как все эти обещания не сбылись во время первого пришествия Христа, Он должен вернуться, чтобы исполнить их.

В-седьмых, унижение Христа требует Его возвращения. Во время первого пришествия Он был отвергнут, над Ним насмехались, оскорбляли, Он был казнен, как обыкновенный преступник. Но история не может закончиться так. Однажды «пред именем Иисуса преклонится всякое колено небесных, земных и преисподних, и всякий язык исповедает, что Господь Иисус Христос в славу Бога Отца» (Флп. 2:10–11). Во время позорного суда над Ним «первосвященник сказал Ему: заклинаю Тебя Богом живым, скажи нам, Ты ли Христос, Сын Божий? Иисус говорит ему: ты сказал; даже сказываю вам: отныне узрите Сына Человеческого, сидящего одесную силы и грядущего на облаках небесных» (Мф. 26:63–64). Не может быть, чтобы в последний раз мир увидел Сына Божиего в образе окровавленного, умирающего, распятого преступника. Иисус Христос должен вернуться, чтобы явить Свою славу.

В-восьмых, суд над сатаной требует возвращения Христа. Сатана – временный правитель этого мира (Ин. 12:31; 14:30; 16:11), «бог века сего» (2 Кор. 4:4), который использует силу смерти, чтобы порабощать людей (Евр. 2:14–15). Но Иисус, праведный правитель (см. Отк. 5:1 и далее), вернется, чтобы уничтожить его (этот процесс начался в Его первое пришествие; Рим. 16:20; 1 Ин. 3:8) и потребовать принадлежащее Ему по праву.

В-девятых, ожидания верующих требуют возвращения Христа. «И если мы в этой только жизни надеемся на Христа, то мы несчастнее всех человеков» (1 Кор. 15:19). Верующие постоянно «ожидают блаженного упования и явления славы великого Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа» (Тит. 2:13); они «возлюбили явление Его» (2 Тим. 4:8). Упование на возвращение Христа и на то, что Он заберет верующих с Собой на небеса, чтобы они вечно жили в Его присутствии, утешает и вселяет надежду (Ин. 14:1–3; 1 Фес. 4:18).

СЛАВА ВТОРОГО ПРИШЕСТВИЯ

с облаками (1:7б)

1:7Б

Облака в Писании символизируют Божие присутствие. Облака было видимым признаком присутствия Бога с Израилем во время блужданий по пустыне (Исх. 13:21–22; 16:10; Чис. 10:34). Когда Моисей получал закон на горе Синай, «густое облако над горою» символизировало присутствие Бога (Исх. 19:16; см. также Исх. 20:21; 24:15–18). Когда Господь общался с Моисеем в скинии собрания, «спускался столп облачный и становился у входа в скинию, и Господь говорил с Моисеем» (Исх. 33:9; см. также Исх. 34:5). И скиния (Исх. 40:34–38), и храм (3 Цар. 8:10–12) были наполнены облаком, которое символизировало Божию славу в момент их освящения. Иисус вознесся на небеса на облаках (Деян. 1:9); верующие поднимутся на облака в момент восхищения (1 Фес. 4:17), и, как видно из данного стиха, Христос вернется с облаками (см. также Дан. 7:13; Мф. 24:30).

Облака – образ нисхождения Христа с небес. Еще важнее, что они символизируют яркий свет, сопровождающий Божие присутствие – свет настолько сильный, что никто не может увидеть его и остаться в живых (Исх. 33:20). Явление сияющей славы Иисуса Христа, «сияние славы и образ ипостаси Его» (Евр. 1:3), а также менее яркое сияние бесчисленных ангелов и искупленных святых, окружающих Его, будут представлять собой неописуемое и вызывающее трепет зрелище.

ЗАДАЧА ВТОРОГО ПРИШЕСТВИЯ

и узрит Его всякое око и те, которые пронзили Его; и возрыдают пред Ним все племена земные (1:7в)

1:7В

В момент воплощения слава Христа была скрыта. Только Петру, Иакову и Иоанну удалось взглянуть на нее в момент преображения. Но во время Его второго пришествия узрит Его всякое око; Его слава будет очевидна всему человечеству.

Иоанн делит тех, кто увидит второе пришествие, на две группы. Те, которые пронзили Его, – это не римские солдаты, принимавшие участие в распятии Христа, но неверующие иудеи, пожелавшие Его смерти. В Зах. 12:10 Бог говорит: «А на дом Давида и на жителей Иерусалима изолью дух благодати и умиления, и они воззрят на Него, Которого пронзили, и будут рыдать о Нем, как рыдают об единородном сыне, и скорбеть, как скорбят о первенце». Петр утверждал, что иудейский народ несет ответственность за казнь Христа, смело заявляя: