Выученная беспомощность наблюдается, когда задание кажется выполняющему его человеку настолько трудным, что начинаются сомнения в своей способности найти правильное решение, и каждый результат переживается как неподконтрольный. Постоянно накапливающиеся неудачи ведут к научению беспомощности.
Г
ГАЛЛЮЦИНАЦИЯ – является частым психическим нарушение, которое характеризуется восприятием того, что не существует на самом деле.
Различают следующие категории галлюцинаций в зависимости от активации того или иного органа чувств: соматические, визуальные, тактильные (осязательные), обонятельные, слуховые.
ГЕНДЕРНАЯ РОЛЬ (англ. gender role) – поведение, нормативно ожидаемое от индивидов мужского и женского пола; другими словами, это поведение, рассматриваемое как подобающее мужчинам и женщинам.
ГЕНИАЛЬНОСТЬ (от лат. genius — дух) – высшая степень творческих проявлений личности, выражающаяся в творчестве, имеющем выдающееся значение для жизни общества. Гением также называют человека, «который на протяжении длительного периода времени выполняет огромную работу, оказывающую существенное влияние на др. людей в течение многих лет» (Р. С. Элберт, 1975). Гений, образно говоря, создает новую эпоху в своей сфере деятельности. Для гения характерны: чрезвычайная творческая продуктивность, овладение культурным наследием прошлого и вместе с тем решительное преодоление устаревших норм и традиций. Гениальная личность своей творческой деятельностью способствует прогрессивному развитию общества.
ГЕТЕРОГЕННОСТЬ ЖИВОГО ДВИЖЕНИЯ (англ. heterogeneity of living movement) – это функциональная, структурная и морфологическая неоднородность развитого двигательного акта. Двигательный акт содержит когнитивные, программные, оценочные, аффективные и эффекторные компоненты. Их системная организация складывается в конкретных условиях двигательного поведения субъекта и реагирует на изменение каждой из его детерминант – двигательной задачи, окружающей ситуации, внутренних ресурсов моторики и функциональных состояний индивида. Это позволяет рассматривать живое движение как функциональный орган психики.
ГИГИЕНА ТРУДА — раздел медицинской науки, изучающий воздействие трудового процесса и социальной среды на организм работников. Предметом исследования гигиены труда являются санитарно-гигиенические условия труда. Основной задачей гигиены труда является предупреждение воздействия неблагоприятных факторов на здоровье и трудоспособность работников.
Гигиена труда — это система обеспечения здоровья работающих в процессе трудовой деятельности, включающая правовые, социально-экономические, организационно-технические и иные мероприятия.
ГИПЕРВЕНТИЛЯЦИЯ — увеличение легочной вентиляции путем углубления и учащения дыхания.
ГИПЕРКАПНИЯ – повышение напряжения углекислого газа в артериальной крови и в тканях организма.
ГИПЕРМНЕЗИЯ (англ. hypermnesia) – усиление памяти.
Г., как правило, носит врожденный характер и заключается в способности запоминать информацию (наглядную, символическую) в большем, чем в норме, объеме и на более длительный срок. В некоторых случаях границы объема и прочности запоминания установить не удается.
ГИПНОЗ (от греч. hypnos – сон). – временное состояние сознания, характеризующееся сужением его объема и резкой фокусировкой на содержании внушения, что связано с изменением функции индивидуального контроля и самосознания.
Гипноз, как вызванное внушением состояние суженного сознания,
обуславливающее повышенную склонность к концентрации.
Состояние гипноза наступает в результате специальных воздействий гипнотизера или целенаправленного самовнушения.
Управляемая саморегуляция – это управляемый (извне или по собственной воле) акт воздействия сознания на организм.
В практической работе можно ориентироваться на предложенные Форелем в 1928 г. 3 стадии: сонливость, гипотаксию и сомнамбулизм (Слободяник А. П., 1977, и др.).
– Сонливость. Гипнотизируемый при некотором усилии еще может противостоять внушению, открыть глаза. Характеризуется легкой мышечной слабостью и дремотой.
– Гипотаксия. Пациент не может открыть глаза и выполнить некоторые внушения. Отличается глубокой мышечной слабостью. В этой стадии гипноза уже можно вызвать внушенную каталепсию (восковидную гибкость мышц), которая иногда возникает и спонтанно.
– Сомнамбулизм. Характеризуется амнезией и способностью к выполнению не только гипнотических, но и постгипнотических внушений. Сомнамбулизм может возникать, минуя первые две стадии гипноза.
Гипноз является основой гипнотерапии. В настоящее время, наряду с классической моделью гипноза, широко используется эриксоновский гипноз. Основатель новой школы гипноза американский психотерапевт Эриксон (1901—1980), «духовный отец» нейролингвистического программирования..
ГИПОДИНАМИЯ — состояние организма, связанное с пониженной двигательной активностью, обусловленное общей и мышечной слабостью, в результате заболевания, постельного режима или других условий жизни и деятельности человека.
ГИПОКИНЕЗИЯ – естественное или искусственное снижение двигательной активности.
ГИПОКСИЯ — состояние организма, обусловленное, понижение содержания кислорода в крови или тканях организма.
Различают несколько форм гипоксических состояний:
– Гипоксическая гипоксия: возникает при понижении парциального напряжения кислорода во вдыхаемом воздухе, а также при возникновении препятствий для его диффузии через альвеолярную мембрану в кровь.
– Гемическая гипоксия: развивается при понижении кислородной емкости крови в результате недостаточного содержания в ней гемоглобина. Причинами этого могут быть – угнетение кровотворной функции костного мозга, кровопотеря, блокирование гемоглобина поступающими в организм токсическими веществами, например, окиси углерода.
– Циркуляторная (застойная) гипоксия: является результатом нарушением функций системы регуляции кровообращения. При этом кровь полностью насыщена кислородом, но понижена производительность сердца, ослаблен транспорт кислорода кровью к тканям.
– Тканевая гипоксия: развивается в результате депрессии тканевого дыхания, снижения утилизации кислорода клетками тканей организма вследствие угнетения функции дыхательных ферментов поступающими в организм токсическими веществами, например, алкоголь, цианиды.
ГИПОКИНЕЗИЯ (англ. hypokinesis) – естественное или искусственное снижение двигательной активности.
ГИПЕРЭСТЕЗИЯ (от греч., hyper – над, сверх + aisthesis — чувство, ощущение) – повышенная чувствительность к действию на органы чувств физических стимулов, являющихся для них адекватными.
ГОЛОВНОЙ МОЗГ — передний отдел центральной нервной системы позвоночных животных и человека, помещающийся в полости черепа; материальный субстрат высшей нервной деятельности и главный регулятор всех жизненных функций организма.
ГОМЕОСТАЗ – наследственно закрепленные физиологические механизмы, обуславливающие поддержание относительного динамического постоянства состава внутренней среды и физиологических констант организма в адекватных условиях окружающей среды.
Гомеостаз – это процесс, с помощью которого организм поддерживает равновесие в своей внутренней физиологической среде.
ГОРМОНЫ — биологически активные соединения, выделяемые железами внутренней секреции. Гормоны являются важнейшими биологическими регуляторами обмена веществ. Они обеспечивают регуляцию и координацию различных функций организма, сохранение постоянства его внутренней среды.
ГОТОВНОСТЬ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ – психическое состояние, предстартовая активизация человека, включающая осознание человеком своих целей, оценку имеющихся условий, определение наиболее вероятных способов действия; прогнозирование мотивационных, волевых, интеллектуальных усилий, вероятности достижения результата, мобилизацию сил, самовнушение в достижении целей.
Это – состояние мобилизации всех психофизиологических систем человека, обеспечивающих эффективное выполнение определенных действий.
Готовность к действию – активное состояние личности, установка, направленная на выполнение того или иного действия (деятельности).
Для готовности к деятельности нужны знания, умения, навыки, настроенность и решительность совершить эти действия. Такая готовность является результатом всестороннего развития личности и предполагает наличие определенных мотивов и способностей.
Психологическими предпосылками готовности к профессиональной деятельности являются:
– понимание деятельности;
– осознание ответственности;
– определение последовательности и способов работы.
В структуру готовности к деятельности входят следующие компоненты:
– мотивационный (отношение к профессии);
– ориентационный (представление об особенностях и условиях проф. деятельности);
– операционный (владение способами и приёмами);
– волевой (самоконтроль);
– оценочный (самооценка).
Высокий уровень развития этих компонентов – показатель профессиональной готовности.
ГРАНИЦЫ КОМФОРТА:
– психологическая граница комфортности (ПГК);
– физиологическая граница комфортности (ФГК);
При достижении психологической границы человек ощущает первые признаки дискомфорта.
При превышении физиологической границы его адаптивные возможности исчерпываются и начинают развиваться необратимые изменения в организме, возникает реальная угроза жизни.
ГРУППА — это реальная совокупность людей, объединённая едиными целями.
Классификация групп:
– По организационному признаку: внешне организованные, внутренне организованные, неорганизованные.
– По признаку формальности: формальные (на основании приказа, распоряжения, правила и т.д.), неформальные (на основе личных симпатий, предпочтений).
– По признаку ведущей совместной деятельности
– По признаку длительности существования: временные, постоянные.
– По признаку цели существования:
а) целевые группы
б) функциональные группы;
в) группы по интересам;
г) дружеские;
д) референтные группы – это реальные или идеальные группы, которые являются носителями эталонного поведения для конкретного человека.
– По признаку уровня зрелости (сплоченности): номинальная группа (наименее сплоченная), кооперация, команда (коллектив), гомфотерная группа (наиболее сплоченная).
– По признаку размера группы: диады, триады, малые, средние, большие.
– По иерархическому признаку: первичные, вторичные.
Группа диффузная – общность, в которой отсутствует сплоченность как ценностно – ориентационное единство, нет совместной деятельности, способной объединить ее участников.
Группа неформальная (неофициальная) – социальная общность, не имеющая юридически фиксированного статуса, добровольно объединенная на основе интересов, симпатий или на основе прагматической пользы.
Группа официальная (формальная) -социальная общность, имеющая юридически фиксированный статус, нормативно закрепленную структуру, руководство, нормативно закрепленные права и обязанности ее членов.
Группа референтная – социальная общность, с которой индивид соотносит себя как с эталоном и на нормы, мнения, ценности и опенки которой он ориентируется в своем поведении и самооценке.
ГРУППОВАЯ ДИНАМИКА (греч. dynamis – сила) – направление исследований в социальной психологии, которое изучает процесс возникновения, функционирования и развития разных групп.
Групповая динамика – это совокупность внутригрупповых социально-психологических процессов и явлений, характеризующих весь цикл жизнедеятельности малой группы (образование, функционирование, развитие, стагнацию, регресс, распад); к процессам групповой динамики относятся руководство и лидерство, принятие групповых решений, выработка групповых мнений, правил и ценностей, сплочение, конфликты и т.д
К процессам групповой динамики также относятся: образование групп, их развитие и функционирование, стагнация и распад. К этим процессам также относятся проблемы руководства и лидерства, принятия групповых решений, командообразования, формирования функционально – ролевых структур групп, конфликты в группах, сплочение персонала, групповое давление и др.
ГРУППОВОЕ МЫШЛЕНИЕ – социально-психологический феномен, стиль мышления людей, которые полностью идентифицируют себя с конкретной социальной группой. При этом единомыслие становится большей ценностью, чем следование логике и рациональному выбору решений деятельности.
Групповое мышление возникает в группе людей, внутри которой конформизм или желание социальной гармонии приводят к некорректному или нерациональному принятию решений. Для такой группы характерно, что ее члены значительно мотивированы на избежание конфликта и достижение единого, всеобщего коллективного решения. В результате индивидуальный поиск истины сильно осложняется, отсутствует критическая оценка альтернативных точек зрения. В таких группах активно пресекаются отклоняющиеся мнения, также происходит изоляция от внешнего влияния.
Сдвиг риска – социально-психологический феномен, связанный с тем, что группа решается на более высокий уровень рискованности действий, чем отдельные ее члены, действующие самостоятельно.
ГУМАНИЗМ (от лат. humanus – человеческий, человеколюбивый) – это мировоззрение, проникнутое человечностью, заботой о благе людей, уважением к их человеческому достоинству, нуждам.
Гуманизм признает нужды человека и уважение к его достоинству, реализуемые через социальные отношения, обеспечивающие в обществе (организации) благоприятные условия для трудовой и духовно-нравственной жизни людей.
Гуманизация труда – изменение содержания и форм организации труда, направленное на устранение его монотонности и однообразия, с целью повышения удовлетворенности человеком трудом.
ГУМОРАЛЬНАЯ РЕГУЛЯЦИЯ (от лат. humor – жидкость) – координация физиологических и биохимических процессов в организме, осуществляемая через жидкие среды (кровь, лимфа, тканевая жидкость) с помощью различных веществ (в т. ч. гормонов). У высокоразвитых организмов ГР подчинена нервной регуляции, вместе с которой составляет единую систему нейрогуморальной регуляции.
Гуморальный фактор (или агент) – любое биологически активное вещество в жидкостях организма (напр., гормон в крови), образующееся в организме и участвующее в гуморальной регуляции.
Гормоны — биологически активные соединения, выделяемые железами внутренней секреции.
Гормоны являются важнейшими биологическими регуляторами обмена веществ. Они обеспечивают регуляцию и координацию различных функций организма, сохранение постоянства его внутренней среды.
Д
ДВИЖЕНИЕ — структурная единица деятельности, результат работы психофизиологического аппарата по реализации акта двигательного, посредством которого происходит взаимодействие живого существа с внешней средой.
Построение движений. Согласно теории функционирования моторики человека, разработанной Н. А. Бернштейном, в структуре построения движения выделяют следующие компоненты:
1) смысловой компонент движения (основа мысленного действия);
2) двигательный компонент движения, его состав (основа практического. моторного действия);
3) комплекс афферентаций сенсорного синтеза (основа контроля и коррекция результата реализованного действия);
4) морфологический субстрат движения (костно – мышечный аппарат). Все компоненты движения регулируются два уровня:
1) ведущим, на котором определяется смысл данной двигательной задачи;
2) фоновы, на котором реализуются технические компоненты движения: его тонус, иннервация и деиннервация, торможение реципрокное, сложные синергии и пр.
Основные виды движений:
Движение произвольное – внешние и внутренние телесные двигательные акты (процессы), сознательно регулируемые субъектом на основе потребности в достижении цели как образа предвосхищаемого результата. Предполагают сознательную ориентировку по отношению к цели как в речевом плане, так и в плане воображения. Могут выполняться посредством как скелетной мускулатуры, реализуя пространственные движения тела, так и гладкой мускулатуры внутренних органов (например, кровеносных сосудов), реализуя вегетативные функции. Показано, что движения, изначально сформированные как непроизвольные, могут становиться произвольными за счет вынесения двигательных ориентиров во внешний план (например, при наблюдении за меняющимся тонусом кровеносных сосудов по шкале прибора) с последующим переводом ориентиров во внутренний план, в форму специфических двигательных, кинестетических ориентиров
Движение непроизвольное – импульсивные или рефлекторные двигательные акты, выполняемые без контроля сознания. Могут носить адаптивный характер, как мигание, отдергивание руки при воздействии раздражителя болевого, и неадаптивный, как хаотичные движения в ситуациях помрачения сознания (психоз). Различаются собственно движения непроизвольные и движения послепроизвольные. Движения непроизвольные складываются без контроля сознания (безусловно-рефлекторные и условно-рефлекторные двигательные акты; навыки, сформированные путем проб и ошибок; врожденные и клинические автоматизмы и пр.). Они могут стать произвольными только при специальной работе по формированию системы двигательных ориентиров. Если система осознаваемых ориентиров отсутствует или чрезмерно сокращена, то они плохо поддаются корректировке и перестройке.
ДВИГАТЕЛЬНОЕ ВОЗБУЖДЕНИЕ проявляется в двигательной неосознаваемой активности в критической ситуации, когда человек испытывает настолько сильное потрясение, что просто перестает понимать, что происходит вокруг. Единственное что он может делать в этой ситуации – это двигаться. Движения могут быть, как совсем простые (рефлекторные),так и достаточно сложные (инстинктивными) («Я что-то делал, с кем-то разговаривал, куда-то бежал, но ничего не могу вспомнить»).
Признаки:
– движения резкие, часто бесцельные;
– действия бессмысленные;
– речь ненормально громкая;
– реакция на окружающих – часто отсутствует.
Находясь в двигательном возбуждении, человек способен причинить вред, как себе, так и окружающим его людям. Данная реакция может смениться нервной дрожью, плачем, а также агрессивным поведением.
ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ (лат. deviatio – отклонение) – поведение с отклонением от принятых в обществе правовых или нравственных норм. Основные виды такого поведения – преступность и уголовно не наказуемое аморальное поведение.
ДЕЕСПОСОБНОСТЬ – способность к деятельности, предполагающая право на совершение действий юридического характера и ответственность за поступки.
ДЕЗОРГАНИЗУЮЩИЕ СОЦИАЛЬНЫЕ ФАКТОРЫ – это:
– неопределенность общественных идеалов, целей; ценностных ориентиров, морально -этических норм и правил поведения;
– межнациональные противоречия;
– нарушение экономических и социальных связей;
– нарушение межличностных отношений.
ДЕЗОРИЕНТАЦИЯ – потеря человеком ориентировки в пространстве и во времени.
ДЕКЛАРАЦИЯ БЕЗОПАСНОСТИ – документ, содержащий перечень и показатели опасности возникновения возможных аварий, катастроф, проявления угроз жизни и (или) здоровью работающего персонала и (или) населения прилегающих к объекту территорий.
ДЕКОДИРОВАНИЕ (в инженерной психологии) – заключительная операция процесса приема информации человеком-оператором, состоящая в перешифровке параметров, характеризующих состояние объекта управления, и в переводе их в образ управляемого объекта.
ДЕЛОВОЕ ОБЩЕНИЕ – сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, определяющий потребности совместной деятельности, который включает в себя:
– восприятие и понимание партнера по общению;
– установление отношений партнеров, выбор и реализация стратегии взаимодействия и взаимоотношений;
– обмен информацией, т. е. практические деловые и межличностные коммуникационные контакты партнеров.
ДЕМОНСТРАТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ – вид поведения, способствующего уменьшению агрессии при столкновении, особенно в тех ситуациях, когда одно из животных не может убежать или отступить. Демонстрация принимает различные формы.
ДЕПРЕССИЯ (лат. depressio – подавление) – состояние душевного расстройства, подавленности, характеризующееся упадком сил и снижением активности.
Депрессия – категория расстройства настроения. В состоянии депрессии человек испытывает чувство огромной печали, вины и собственной бесполезности, жизнь кажется ему невыносимо тяжелой. По классификации DSM – 1V существует два основных типа депрессии: общая депрессия и биполярные расстройства.
Симптомы общей депрессии:
– печаль, угнетенное душевное состояние;
– потеря интереса к обычным делам;
– расстройство сна – бессонница, или у некоторых, наоборот, желание спать постоянно;
– резкие перемены уровня активности;
– плохой аппетит;
– упадок сил, сильная усталость;
– негативная самооценка;
– нарушение сосредоточения, замедленное мышление и нерешительность;
– навязчивые мысли о смерти и самоубийстве.
Биполярные расстройства малораспространенная категория расстройства поведения, сочетающая симптомы мании и депрессии:
– резкое увеличение уровня активности;
– необычная разговорчивость;
– впечатление «скачущих» мыслей;
– расстройство сна;
– непомерно высокая самооценка;
– рассеянность;
– немотивированное участие в деятельности, которая приводит к нежелательным последствиям, например, тяга к рискованным ситуациям.
ДЕСИНХРОНОЗ — состояние организма вследствие нарушений циркадных (околосуточных, суточных) ритмов. От сложности циркадной системы организма прямо зависит состояние физиологической нормы, поэтому воздействия, повреждающие циркадные ритмы, выражаются в различных отклонениях от этой нормы, например, при смене временных поясов, при устойчивом рассогласовании периодов сна – бодрствования и др.