К машине мы уже подошли в хороший ливень, скинув мокрые куртки, сев в авто, довольные от увиденного, двинулись на выезд обратно на трассу, ведущую нас в Люксембург.
Когда мы ехали вперед к трассе, по пути встретилась интересная лавка с мельницами, но проехав мимо, задумали заглянуть на обратном пути, хоть поснимать красоту. Что собственно и сделали. Мельницы были знатные, а рядом с ними возлежали в большом количестве различные статуэтки. В лавке была обнаружена пожилая немецкая леди, с белоснежными волосами, похожая на божий одуванчик. Мы потребовали с нее ангела. Моя свекровь их коллекционирует и не откладывая покупку в долгий ящик, решили, что можно купить его прямо тут.
Наше слово энджел она не поняла, я попыталась изобразить крылья, поняв, что это глупая затея и огляделась по сторонам. Вдоль всей лавки прямо на улице под навесом стояли шкафы, набитые мелкими статуэтками и фигурками. Тут же я обнаружила ангела и тыкая в него пальцем, сказала, что мне нужен «Гросс энджел». Старушка, покумекав, открыла один из шкафов и ткнула на девочку-ангела высотой сантиметров в 65. Мы переглянувшись сразу поняли, что это именно то что нужно и спросили о цене.
На что бабушка, почесав тыковку, театрально, а может всерьез стала сетовать на свою рассеянность. Зайдя в лавку, перебирая похожие изделия, она пыталась найти ценник. Безуспешно. Вернувшись к стеллажу с нашей предполагаемой покупкой, нашла наконец на нем ценник.
19,99 евро нас в полнее устроило. Прихватив до кучи в подарок, вальяжного галчонка, для садовых грядок, напугав хозяйку лавки бумажкой номиналом 100 евро, у нее не оказалось сдачи, а она нам уже покупки все завернула, отыскав в кошельках более мелкие купюры, рассчитавшись, довольные покупками отправились дальше.
Езда доставляла удовольствие, в машине было тепло и сухо, пролетающие за окном виды развлекали.
Несколько раз попадались «зеленые» (с кустами и деревьями) мосты. По знакам их предупреждающим, мы сделали вывод что они для перехода через дорогу оленей или косуль. Не знаю насколько наши догадки верны? Незаметно приблизились к пункту назначения. Вот она и граница.
Едем сразу в отель. Забронирован был DoubleTree by Hilton Luxembourg. Остались очень приятные впечатления. Редко запоминаются отели в которых останавливаемся, но в этом было уютно. Парковка бесплатная и очень большая. Расположен в 10 минутах езды от центра, почти в лесу, жалко, что останавливались всего на одну ночь, можно было бы погулять в окрестностях.
На подъезде к отелю, «розовые» деревья. Встречали несколько раз за поездку. Самая большая концентрация в Люксембурге.
На рецепцшене нас встретили печеньем, которое в отдельных упаковках протянула нам служащая после оформления бумаг.
Заселившись, получив массу удовольствия от печенья. Собрались на осмотр города.
Люксембург (Luxembourg)
Легко добрались до центра, припарковались в одном из закоулков. Подойдя к парковочному автомату, выяснили, что оплачивать парковку нужно только в будни и с 9 до 17 часов. Почему-то немного сомневались, напуганные из других отчетов и тем, что нужно обязательно платить, а то будет штраф или эвакуация на штраф стоянку. Иди потом ищи машину… Дождались, когда припаркуется еще одна машина, и женщина из нее уйдет не заплатив, успокоились и пошли по направлению к центру.
Только что прекратился дождь, на улице высветило вечернее солнце. А мне нравится…
У нас с собой был какой-то путеводитель. Но в нем ничего особо не приглянулось, поэтому шли куда глаза глядят.
И просто испытывали кайф от созерцания утопающего в зелени города. Очень жалко, что у нас не получилось спуститься вниз и побродить по парку, который расположен под акведуком, я думаю, что, если будет хоть малейшая возможность вернуться в Люксембург, мы непременно это сделаем и уделим этому городу больше времени, чем было заложено в эту поездку. За поездку мы утвердились во мнении что в каждом городе, городке есть собор и называется он Нотр Дам (Notre-Dame). Люксембург не стал исключением и заприметив Нотр Дам на горизонте, мы поспешили к нему.
Внутри многолюдно, был субботний вечер, вероятно начиналась вечерняя служба, Пройдя насквозь и выйдя на улицу, мы увидели столпотворение из людей в инвалидных креслах и пробки на всех примыкающих улицах из десятков подъезжающих машин, которые подвозили всё новых и новых участников службы, все они сидели в инвалидных креслах. Такое отношение, каждый раз наблюдаемое в Европе, заставляет что-то переворачиваться в сердце. У нас в стране среднерядовой инвалид позволяет себе выехать во двор своего дома, после того как ему купили новую коляску, а ЖЭУ после кучи согласований разрешило его родственникам устанавливать съемный пандус на лестницу.
Двинулись по улочкам. Очень многолюдно. Гуляет весь город.
Народ кучкуется по интересам.
Долго рассматривали группу молодых людей и одной девушки, хотелось понять, что делает девушка в компании таких разношерстных мужчин. Один мужчина был одет в комичный костюм розового поросенка, пояс у мужчины состоял из маленьких емкостей, предположительно с алкоголем.
Бродили долго… глядели на людей, заглядывали в магазины, стояли возле собранной на улице сцены, слушали инструментальную музыку, купили орехов в сахаре у торговца с лотка…
Бродя, заприметили, что тучки сгущаются, и дождик начал накрапывать…
…И тут как ливанет…
А у нас нет с собой зонтов, натянули капюшоны ветровок, перебежками стали перемещались в поисках навеса. Везде уже стоят люди, нашли небольшой навесик, но дождь настолько был сильным и косым, что через 10 минут мы были мокрыми до нитки. Дождь притих. Гулять в таком виде было не возможно, решили идти к автомобилю, хоть переодеться и вытереться, когда зашли на мост, нас обкатил потоком воды автобус, мы отпрыгнуть не успели.
Обувь насквозь мокрая. Одно успокаивало, вода чистая нет грязи как дома, а вода высохнет, наверное,…
За несколько метров до машины ливануло вторым потоком… да что же такое? Ах, этот Люксембург! Ах проказник!
Сидя в машине, глядя на работающие дворники, мы улыбались, вспоминая как бежали под дождем и грустили, что дождь не дает нам полюбоваться городом. Решили не сопротивляться прихотям и природы и поехали в отель.
В отеле переодевшись, решили отправиться на поиски еды, голод не тетка, а за время прогулки по городу поесть мы не успели. Молодой человек на рецепции на вопрос о продуктовом магазине, быстро написал на листочке адрес. Приглядевшись к надписям, различив где название улицы, а где название магазина с восторгом увидела знакомое слово AUCHAN (АШАН!).
Мы дома это магазин обходим стороной, а тут он вызвал у нас столько эмоции как что-то родное и знакомое.
В следующие дни мы еще несколько раз повторяли свои походы в AUCHAN.
Добыв в магазине сыр, вино и самые вкусные томаты, которые мне только приходилось есть в жизни, уничтожив все это в номере, не сильно затягивая процесс, мы сладко уснули.
Утренний ранний подъем.
Великолепный бесплатный завтрак (как участнику программы со статусом gold) в стиле Хилтона, который разбудил окончательно и дал сил на начало дороги. Дорога в город, ведь вчера мы не успели купить сувениры из-за дождя.
И вот это неожиданность, полнейшая пустота, только несколько часов назад на этих улицах яблоку было негде упасть. Выезжаем из отеля в сторону Парижа.
Граница с Францией не заставила себя ждать.
Ехали по платным дорогам. Пытались прикинуть сколько стоит проезд, по ощущениям 7 евро за 100 км. Очень однообразные пейзажи.
И вот мелькнуло название на указателях Reims и быстрое решение заедем! К осмотру не готовы информации никакой, побродим в центре, посмотрим, что из себя представляют французские городки? Вполне неплохо.
Припарковали машину, на улице пасмурно и прохладно, муж вышел в футболке, в результате чего простыл и проболел несколько парижских дней, но это было уже потом, а сейчас бродили, куда глаза глядят.
Очень понравилась аллея из деревьев с красными и белыми цветами, которые шли чередуясь.
Мы мало фотографируемся «на фоне», но мужу было лень фотографировать кустики, пришлось пойти на обман и попросить запечатлеть меня, а я уж изловчилась выбрать нужный фон…
Увидели над крышами возвышающийся собор и конечно же это оказался Нотр Дам, [3] как же без него. Единицами снуют российские туристы, больше никого.
И внутри никого, красиво, тихо, душевно.
Пройдя вдоль всего нефа, вглядываясь в витражи и своды, на обратном пути прислушались к группе женщин в белых платочках. Услышали родную речь и традиционные нашей церкви молитвы, шла служба для православных.
Как мне нравятся европейские городки почти не туристические, без ажиотажа вокруг их красоты.
Но нам нужно уезжать, да и муж, куртка которого осталась в машине, был готов вернуться в авто и погреться.
Париж (PARIS)
Через непродолжительный отрезок времени мы подъехали к Парижу, проезжая мимо аэропорта Шарль Де Голь, съехали на обочину и полюбовались на поток садящихся «железных птичек», как всегда зрелище завораживает и впечатляет.
Заехав в город, ведомые навигатором, съехали с кольцевого движения, по которому двигался плотнейший поток, впервые побыли в пробке с начала нашего пути. Немного покрутились и выехали к нашему отелю.
УРА! Машина нам не нужна. Ищем парковку. Уставшие и не соображавшие, не представлявшие как выглядит паркинг, который мы ищем, накрутились достаточно. Но цель достигнута, и мы под землей. Ценник за 24 часа 29 евро, немало! Но выбора нет, оставлять на улице рискованно, а перемещаться на ней в течении дня нет никакого желания, мы заготовили две пары проверенных ног и будем использовать их.
Разобрав вещи вздремнув пару часов, собрались идти к Эйфелевой башне.
Не терпится уже увидеть Париж и умереть! (с)…
Высунули носы на улицу, огляделись и вот она, рукой подать. Ну а раз цель ясна, а бешенной собаке семь верст не крюк, двинулись вперед.
Прибыли мы в столицу Франции в день, когда проходили выборы президента, по всему городу агитационные плакаты.
Забегу немного вперед…
Когда мы, нагулявшись, вернулись в номер, включив телевизор, выяснили что победил Франсуа Олланд. А чествование в настоящий момент происходит на площади Бастилии, где собственно новоиспеченный президент предстал перед поздравляющей толпой, там же или где-то рядом находился Николя Саркози. В общем были расстроены пропущенному зрелищу.
Продолжая смотреть телевизор, мы увидели забег в Нюрбургринге, на котором присутствовали днем раньше. Увидели, что ребята бежали в дождь по размытым грунтовым дорогам, пробираясь через грязь и прибегая к финишу в «глиняных горшочках» и по уши в грязи. Этот репортаж был для нас компенсацией, за пропущенных президентов, ибо стало понятно, что мы увидели за забег.
Вернемся на улицы Парижа. Пока еще неглубокий вечер.
Сразу по пути попадается станция метро с ажурной аркой над входом [4]
Пройдя достаточно, намного больше чем мы ожидали, мы наконец-то увидели красавицу Эйфелеву башню полностью.
Да тут рукой подать, только бы перекусить…
Ну пойдем тогда «дворами», так будет проще кафе или ресторан найти.
Вот не в первый раз в Европе, а каждый раз верим, что сразу найдем где поесть.
То закрыто, то не кормят, то не нравится, то дорого. Проходя квартал за кварталом поиски не давали результата, и уже готовые на фастфуд, мы нашли кафе, в котором располагалась местная публика, заканчивающая ужинать, было уже за 20 часов.
Очень душевно были приняты официантом. Он нам выбрал лучший столик возле стеклянной витрины, чтобы мы могли в тишине наблюдать за тихой воскресной жизнью Парижа, города влюблявшего в себя миллионы во все века.
Меню на французском, вижу знакомые слова Тар Тар, представляю себе аппетитное мясо в соусе, навеяно рекламой на наших ТВ каналах.
Муж выбирает говядину, он оказывается более благоразумен. Спустя несколько минут, уже разбудив хороший аппетит, я получаю свое блюдо. Ну вы то знаете, что я увидела на тарелке. И как назло порция оказалась гигантская.
Для тех, кто не в курсе – на тарелке возлежало грамм 300 сырого фарша, заправленного каперсами, различными травками, ну в общем как это у них французов принято.
Слегка отойдя от неожиданного заказа, я начала поедать это блюдо. Голод не тетка… но скажу я вам, что багет лежащий в корзинке, исчезал гораздо заметней чем этот злосчастный Тар Тар.
Я продолжала есть… мне казалось, что с каждой отправленной в рот порцией мой голод пропорционально усиливался. Но вкус у блюда не был противным, это было больше психологическим моментом, непривычки есть сырое мясо, хотя, будучи совсем маленькой, когда стряпали пельмени дома, любила подворовывать маленькие кусочки фарша.
Ну как говорится – хоть не поели, так посмеялись, а минута смеха заменяет стакан сметаны. Отужинав, выйдя из кафе, двинулись на четкий ориентир.
На улице уже начали включать фонари, смеркалось…
Вот она! Она божественна! чудесное творение человеческого разума и рук, которое уже второе столетие привлекает туристов со всей планеты…
Эйфелева башня (фр. la tour Eiffel) —
металлическая башня в центре города Парижа, самая узнаваемая его архитектурная достопримечательность; также всемирно известна как символ Франции. Этот (впоследствии) символ Парижа был построен в 1889 году и первоначально задумывался как временное сооружение – башня служила входной аркой парижской Всемирной выставки 1889 года. От планировавшегося сноса (через 20 лет после выставки) башню спасли радиоантенны, установленные на самом верху, пришла эпоха внедрения радио.
Названа в честь своего конструктора Гюстава Эйфеля; сам Эйфель называл её просто – 300-метровой башней (tour de 300 metres).
В 2006 году на башне побывало 6 719 200 человек, а за всю её историю, до 31 декабря 2007, – 236 445 812 человек.
Таким образом, башня является самой посещаемой и самой фотографируемой достопримечательностью мира.
Сколько пафоса – скажете вы…
Да возможно, но я не могла оторвать взгляд, ни в тот день ни в три следующих, когда мы пренепременно ехали к ней, видели ее с различных смотровых площадок, на которых только оказывались, ища глазами приятный силуэт.
Я разглядывала ее от макушки до основания, пытаясь понять, что так тянет и завораживает.
Не придавая этому архитектурному сооружению излишнего внимания, в течение всей своей жизни восклицая и вслух и про себя:
Ах, Эйфелева башня, Париж? Ерунда всё это и просто раскрученный бренд, грязно там и ужасно, мне рассказывали…
Из этого обманчивого мнения мы долго не ехали во Францию… Оказавшись внутри этого города и рядом с его сердцем, делая безуспешные попытки найти моменты, которые утвердят моё предвзятое мнение, я постепенно влюблялась в него…
Примерно с такими мыслями, продолжали бродить вокруг башни, не торопясь покинуть это место стечения всех туристов, пытаясь запихнуть в объектив всю башню. Признаться, честно, не очень хорошо справляясь с этим.
Дойдя до Сены и провожая взглядом кораблики, услышали возглас толпы, моментально развернувшись, увидели, как на башне включили иллюминацию, вновь вооружились объективом и продолжили попытки запечатлеть красоту.
Решив, что пора и честь знать, отправились на поиски метро, искать долго не пришлось достаточно было двигаться по направлению движения толпы.
«Кто возьмет билетов пачку, тот получит водокачку…» ©
Разобравшись с билетами в метро, вспомнив «матчасть» с форумов, купили 10 билетов за 12 евро…
Получив там же в кассе, большую карту веток метро, которая прослужила нам верой и правдой и была затерта до дыр, нырнули внутрь, предварительно получив крест на карте, который обозначал место выхода на поверхность возле отеля.
Напуганные чьими-то рассказами об ужасности парижского метрополитена, к удивлению не нашли ничего устрашающего, очень миленько, почти чисто, простенько, не глубоко и доступно в навигации, в общем как повсеместно в Европе.
По пути согласовав карту метрополитена с картой города, выяснили что выходить лучше на 2 остановки дальше и проделав этот путь, поднявшись на поверхность, к великому удовольствию обнаружили, что спуск в метро, он же подъем из него, находится в 20 метрах от входа в двери отеля.
Поднявшись в номер и выйдя на балкон, оказалось, что…
…из нашего окна Башня Эйфеля видна…Залит лучами розового света,Целующими черепицу крыш,Любовь художников, писателей, поэтов,Любовь с прекрасным именем Париж…Твои огни в вечернем полумраке,И башня в виде гордой буквы «А»…Ты для души божественная пища —Вода и пламя, воздух и земля…Ты – Муза тех, кто вдохновенье ищет,Ты – найденная музыка моя… ©Лувр и прочее…
Превосходно выспавшись, подорвавшись рано утром, ведь планов громадьё, выйдя на улицу тут же присели в одном из кафе на завтрак. Круасаны, апельсиновый сок, омлет…
…парижане, спешащие по делам и присаживающиеся за соседние столики позавтракать.
Вот одни из тех моментов, которые тянут в Европу вновь и вновь. Время в таких местах останавливается. Сидишь за маленьким столиком, смотришь на бесконечный простор вокруг, который состоит из сотен деталей… Не буду продолжать, многие здесь знают, о чем идет речь, а остальным, рассказами не передать, эти ощущения нужно схватить на месте.
Закончив с завтраком, накидав вовремя его примерный маршрут.
В этот раз мы ехали, ничего толком не успев запланировать. Договорившись ехать к Нотр Даму, [5] спустились в метро. И вновь, теперь днем, нас в нем всё устроило, и даже нашлись места, которые захотелось запечатлеть.
Перекусив сэндвичами, посидев у фонтана возле центра Помпиду [6] и поднявшись на его кровлю, для осмотра окрестностей, по специально сконструированному эскалатору, который закреплен снаружи здания, мы двинулись к Собору.
После увиденного ясного и светлого Собора в Реймсе, впечатления от парижского Нотр Дама были уже не те.
Сделав круг вдоль нефа, мы вышли на улицу.
С большим удовольствием прогулялись вокруг.
Лувр, как много всего написано и сказано, запечатлено и передано, у каждого своего впечатления об этом месте. А может я не буду рассказывать, а использую плагиат? И наконец впереди, к востоку, виднелись через арку монолитные очертания дворца времен Ренессанса, где располагался, наверное, самый знаменитый музей мира – Лувр.
«В который уже раз Лэнгдон испытал чувство изумления, смешанного с восторгом. Глаз не хватало, чтоб обозреть разом все это грандиозное сооружение. Огромная площадь, а за ней – фасад Лувра, он вздымался, точно цитадель, на фоне парижского неба. Построенное в форме колоссального лошадиного копыта здание Лувра считалось самым длинным в Европе, по его длине могли бы разместиться целых три Эйфелевы башни. Даже миллиона квадратных футов площади между крыльями этого уникального сооружения было недостаточно, чтобы как-то преуменьшить величие фасада. Как-то раз Лэнгдон решил обойти Лувр по периметру и, к своему изумлению, узнал, что проделал трехмильное путешествие.» ©
Согласно приблизительной оценке, на внимательный осмотр 65 300 экспонатов музея среднему посетителю понадобилось бы пять недель. Но большинство туристов предпочитали беглый осмотр. Лэнгдон шутливо называл это пробежкой по Лувру: туристы бодрым шагом проходили по залам музея, стремясь увидеть три самых знаменитых экспоната: Мону Лизу, Венеру Милосскую, и Нику – крылатую богиню победы.
Новый вход в парижский Лувр стал почти столь же знаменитым, как и сам музей.
«Его украшала модернистская стеклянная пирамида, созданная американским архитектором китайского происхождения И. М. Пеем, вызывавшая негодование у традиционалистов. Они полагали, что это сооружение разрушает стиль и достоинство Ренессанса. Гете называл архитектуру застывшей музыкой, и критики Пея прозвали пирамиду скрипом ногтя по классной доске. Продвинутые же поклонники считали прозрачную, высотой в семьдесят один фут пирамиду поразительны сплавом древней традиции и современных технологий, символическим связующим звеном между прошлым и настоящим. И были убеждены, что украшенный таким образом Лувр займет достойное место в третьем тысячелетии. Известно ли капитану, подумал он, что пирамида, построенная под патронажем Франсуа Миттерана, состоит из 666 стеклянных панелей, что вызывало много споров и кривотолков, особенно у противников бывшего президента, поскольку 666 считалось числом сатаны? И Лэнгдон решил не затрагивать эту тему. Они спустились еще глубже и оказались в подземном вестибюле. В царившем там полумраке трудно было оценить истинные его размеры. Построенное на глубине пятидесяти семи футов под землей, это новое помещение Лувра занимало площадь в 70 000 квадратных футов и напоминало бесконечный грот. Отделка была из мрамора теплых охряных тонов, в тон желтовато-золотистому цвету наземного фасада здания, и днем здесь было светло и людно.» ©
Вышедшие из Лувра изрядно уставшими, не договорившись, где будем кушать, просто поехали дальше, гулять по вечернему Парижу.
Хитрова Ольга, 2012 г. Екатеринбург.Вдоволь гуляем по Парижу, вдыхаем запахи наступающей весны, поднимаемся на Монмартр (Montmartre) – название 130-метрового холма на севере Парижа и древнеримского поселения. В 1860 район стал частью города, дав название 18-му муниципальному округу. Холм Монмартр – высочайшая точка Парижа. На вершине холма находится базилика Сакре-Кёр, одна из самых популярных достопримечательностей французской столицы. Взойти на Монмартр можно по знаменитым лестницам или с помощью фуникулёра. На пути нашей прогулки знаменитое кабаре Мулен Руж и памятник человеку, проходящему сквозь стену, работы Жана Маре, пробуем французский луковый суп. Осматриваем кладбище Пер-Лашез [7] Посещаем территорию Дома инвалидов [8] в нем расположена могила Наполеона [9]
Современный Париж
Едем осматривать современную часть Парижа, квартал Дефанс [10]. Добираемся на ветке метро полностью управляемой компьютером. В вагоне нет привычной кабины машиниста, состав просматривается насквозь в обе стороны. И страшно, и любопытно одновременно.
Очень хочется посмотреть на здание известное под названием Большая арка Дефанс. Здание, выполненное в виде квадратной арки, впечатляет своими размерами и архитектурной формой, особенное в вечернее время, окрасившись в подсветку фасада и освещением на этажах.
Выходим из метро почти у подножия арки, неспешно прогуливаемся по парку вдоль зданий из стекла и бетона. Нам обоим нравиться современная архитектура.
Мон-сен-Мишель (Mont Saint-Michel)
Наш путь дальше лежит к подножию крепости-монастырю Мон-сен-Мишель, первая точка в Нормандии. До свидания Париж, мы еще обязательно увидимся. По пути решаем посмотреть Версаль, хотя сильных впечатлений не ждем, побывав до этого в Петергофе под Санкт-Петербургом.
Доехав до Версаля и с трудом найдя место для парковки отправляемся во дворец. Ожидаемо очень много туристов, не имея ни времени, ни желания стоять в очередях на осмотр, решаем вернуться как-нибудь в другой раз, отправляемся дальше.
Маршрут у нас не совсем обычный, мы едем не кратчайшей дорогой, а хотим захватить для осмотра город Ле-Ман и одноименную гоночную трассу, знаменитую проходящей на ней гонки 24 часа Ле-Мана. «Крюк» выходит всего пятнадцать километров, и мы не сильно расстраиваемся.
Трасса «circuit des 24 Heures du Mans» [11] встречает почти безмятежностью, в календаре гонок перерыв и трасса отдыхает от наплыва зрителей и гонщиков с их командами. Но нам немного везет, на трассе проходят то ли квалификационные, то ли тренировочные заезды мотоциклистов. Пробираемся на трибуны, доступ свободный. Немного наблюдаем, как под гул двигателей проносятся мимо двухколесные машины. Делаю несколько кадров. Зрелище притягательное, это потом, через 3 года будет первая в истории современной России гонка Формулы-1 в Сочи, а пока наслаждаемся.
Выдвигаемся дальше, на пути лежит простой французский городок, Commune de Saint-Ouën-des-Toits. Тихий, спокойный, классический пример старой архитектуры, с неизменным католическим собором в центре. Уже встречаем первые признаки проходящих неподалеку военных действий Второй мировой войны. В центре города установлен памятник героям войны.
Продолжаем свой путь. И вот, сквозь проблески травы на заливных лугах появляется он. Монастырь крепость Мон-Сен-Мишель. [12] Делаем остановку, чтобы сфотографировать, уж больно вид хороший. Проехав дальше трава становиться ниже и крепость предстает во всей своей красе. К самой крепости ведет единственная дорога, справа и слева от которой размещены кафе, рестораны и отели, проезд для частных машин закрыт, только шаттлы и служебные автомобили. Но пешком не далеко и заселившись в отель быстренько, пока не стемнело выходим на разведку.
Несколько лет назад проход к крепости сопровождался некоторыми трудностями вызванными приливами и отливами, дорогу затапливало полностью и если не успевал вернуться из крепости, приходилось ждать отлива. В средние века это была жизненная необходимость и естественная защита от врагов. Сейчас провели реконструкцию и дорогу подняли выше уровня прилива, может это и правильно с коммерческой точки зрения, но лишено всякой романтики.