Рис. 24.34. Установление возможного нарушения срока пересылки уведомления в ОПС отправителя сопоставлением дат отправки уведомления о вручении ПО из ОПС места вручения и поступления его в ОПС отправителя, отмеченных на оборотной стороне уведомления: 1 – оттиск КПШ ОПС места вручения ПО с датой отправки уведомления о вручении ПО; 2 – оттиск КПШ ОПС отправителя с датой поступления уведомления о вручении ПО в ОПС отправителя.
Рис. 24.35. Установление возможного нарушения срока пересылки уведомления в ОПС отправителя сопоставлением дат отправки уведомления о вручении ПО из ОПС места вручения и поступления его в ОПС отправителя, отмеченных на разных сторонах уведомления: 1 – оттиск КПШ ОПС места вручения ПО на оборотной стороне с датой отправки уведомления о вручении ПО; 2 – оттиск КПШ ОПС отправителя на лицевой стороне с датой поступления уведомления о вручении ПО в ОПС отправителя.
Рис. 24.36. Оттиски КПШ ОПС отправителя с датой поступления уведомления о вручении ПО в ОПС отправителя.
4. Возможное нарушение частоты доставки отправителю (суду) уведомления о вручении. Сравнивается дата поступления уведомления в ОПС отправителя в оттиске КПШ, указанная на стороны оборотной стороне бланка ф. 119 слева и непосредственно дата уведомления в суд (рис. 24.36). Подозрения о наличии нарушения срока пересылки и частоты доставки могут возникнуть если срок доставки будет явно более продолжительным, чем предполагаемым (или известным) судебному приставу частота доставки ОПС осуществляющего доставку корреспонденции в суд, обычно более 2 дней.
5. Возможное нарушение порядка вручения уведомления о вручении ПО. Проверяется вручено ли уведомление о вручении ПО надлежащему отправителю, т.е. в тот же суд, который отправлял ПО которое было вручено адресату о вручении.
Рис. 24.37. Лицевая сторона уведомления о вручении с наименованием адресата и адресом куда нужно было доставить уведомление о вручении ПО.
§24.4. Изучение Отчетов об отслеживании почтовых отправлений при выявлении и доказывании нарушений
Информация по отслеживанию ПО полученная из сервиса «Отслеживания почтовых отправлений», в частности предоставленные сайтом ФГУП «Почта России», в виде распечатки Отчета об отслеживании ПО, снимков страниц «Отслеживания почтовых отправлений» сайта ФГУП «Почта России» судами признаются надлежащими доказательствами, подтверждающими факт осуществления с ПО тех или иных операций и даты их осуществления23.
В случае отсутствия, по каким-то причинам копии конверта (например, в случае вручения адресату и не возможности получить от него конверта, не сохранении адресатом конверта, невозможности сделать копию конверта приобщенного к материалам дела суда) и неизвестности ШПИ, ШПИ, вид, категория, разряд ПО определяется из информации, имеющейся в канцелярии суда и в материалах дела по которым данное ПО было направлено. Уже имея номер ШПИ возможно получить информацию из сервиса отслеживания ПО. В случае отсутствия конверта помимо «распечатки» страницы сервиса «Отслеживание почтовых отправлений» сайта ФГУП «Почта России» необходимо будет приобщить иные документы подтверждающие, что данная «распечатка» соответствует РПО, его ШПИ, виду, категории, разряду. Этими документами могут быть: копия журнала исходящей корреспонденции, копия реестра исходящей корреспонденции ф. 103 и иные.
В некоторых случаях, когда в Отчетах об отслеживании ПО отсутствует какая либо информация имеющая значение для разрешения дела, либо имеющаяся в Отчете информация вызывает сомнения, необходимы другие документальные доказательства совершения операций и даты их совершения24.
В случае наличия копии конверта РПО рекомендуется изучать Отчет об отслеживании этого ПО одновременно с изучением копии конверта ПО, т.к. это даст более полную картину о движении ПО и допущенных нарушениях. При выявлении правонарушения путем изучения Отчетов об отслеживании ПО ФГУП «Почта России», а также при их изучении при проведении непосредственно проверки, обращается внимание на следующие моменты:
1. Возможное нарушение срока пересылки ПО в ОПС адресата. Сравниваются дата принятия ПО в ОПС места приема (атрибут ПО «Принято в отделении связи») и дата поступления ПО в ОПС адресата (атрибут ПО «Прибыло в место вручения»). Подозрения о наличии нарушения срока пересылки могут возникнуть, если данный срок будет явно более продолжительным, чем предполагаемым (или известным) судебному приставу сроку пересылки между адресами суда (ОПС места приема ПО) и адресом адресата (ОПС адресата), указанного на ПО (рис. 24.38).
О возможном нарушении срока пересылки может свидетельствовать наличии факта засылки, указанной в Отчете об отслеживании ПО – атрибут «Перенаправлено на верный адрес» (рис. 24.39). Точная причина досыла может быть установлена из других сервисов отслеживания ПО (атрибут «Досылка почты – Засылка» (рис. 24.40)) или отметки на ярлыке ф. 20 «Причина досылки: засылка». Далее, определяется, был ли нарушен срок пересылки из-за допущенной засылки.
Рис. 24.38
Рис. 24.39
Рис. 24.40
2. Возможное нарушение частоты доставки ПО адресату. Сравниваются дата поступления ПО в ОПС адресата (атрибут ПО «Прибыло в место вручения») и дата доставки ПО адресату в случае невручения (атрибут ПО «Неудачная попытка вручения») (рис. 24.41). Подозрение в нарушении частоты доставки может возникнуть, тогда, когда разница между этими датами составит 2 и более дня.
Рис. 24.41
Подозрения в нарушении частоты доставки по причине несвоевременной передаче ПО почтальону в доставку могут возникнуть, когда в Отчете после атрибута «Прибыло в место вручения» следует атрибут «Передано почтальону», при этом разница между датами этих атрибутов будет составлять 2 и более дня (рис. 24.42).
Рис. 24.42
Подозрения в нарушении частоты доставки по причине несвоевременного выхода почтальона в доставку могут возникнуть, когда в Отчете после атрибута «Передано почтальону» следует атрибут «Неудачная попытка вручения» (в случае неудачной попытке вручения (рис. 24.43)) или «Получено адресатом» (в случае вручения ПО при доставке (рис. 24.44)), при этом разница между датами этих атрибутов имеется разница в 1 день и более.
Рис. 24.43
Рис. 24.44
Временная разница (более 1 дня) между атрибутами «Передано почтальону» и атрибутами «Неудачная попытка вручения» также может быть связана с нарушением порядка хранения ПО, когда почтовый работник, осуществлявший доставку, возвратил ПО после неудачной доставки не в день осуществления доставки, а позже. В данном случае рекомендуется дополнительно провести проверку по факту нарушения порядка хранения.
3. Возможное нарушение срока хранения неврученного ПО. Сравниваются дата поступления ПО в ОПС адресата (атрибут ПО «Прибыло в место вручения») и дата осуществления возврата неврученного ПО по истечению срока хранения (атрибут «Срок хранения истек. Выслано обратно отправителю» (рис. 24.45) либо «Покинуло место возврата/досылки») (рис. 24.46).
Рис. 24.45
Подозрение о наличии нарушении срока хранения и необоснованности возврата возникает в случае, если при наличии в Отчете об отслеживании атрибута ПО «Срок хранения истек. Выслано обратно отправителю» будет установлено, что срок хранения данного ПО менее чем предусмотрен для разряда конкретного ПО, например, для ПО без разряда – менее 30 дней, для ПО разряда «Судебное» – менее 7 дней).
Рис. 24.46
Рис. 24.47
О возможном наличии нарушение срока хранения ПО по причине необоснованности досыла ПО по заявлению адресата, когда такой досыл не предусмотрен, может свидетельствовать наличие в Отчете об отслеживании ПО атрибута «Перенаправлено на другой адрес» (рис. 24.47). Подробнее причина досыла должна быть установлена из других сервисов отслеживания ПО, в которых может быть конкретизирована данная причина: «Досылка почты – Заявление пользователя» (рис. 24.48). Далее, определяется, разрешен ли досыл по этому основанию для вида, категории и разряда конкретного ПО. Например, наличие в Отчете об отслеживании РПО разряда «Судебное» ФГУП «Почта России» атрибута «Перенаправлено на другой адрес» может свидетельствовать наличии факта досыла по заявлению адресата, который для РПО разряда «Судебное» ФГУП «Почта России» запрещен.
Рис. 24.48
О возможном наличии нарушение срока хранения ПО по причине необоснованности досыла ПО на новый адрес адресата в случае его выбытия с адреса, указанного на ПО, когда такой досыл не предусмотрен, может свидетельствовать наличие в Отчете об отслеживании ПО атрибута «Перенаправлено на новый адрес» (рис. 24.49).
Рис. 24.49
Подробнее причина досыла должна быть установлена из других сервисов отслеживания ПО, в которых может быть конкретизирована данная причина: «Досылка почты – Выбытие адресата» (рис. 24.50). Далее, определяется, разрешен ли досыл по этому основанию для вида, категории и разряда конкретного ПО. Например, наличие в Отчете об отслеживании РПО который в качестве вложения содержит судебное извещение (в т. ч. РПО разряда «Судебное» ФГУП «Почта России»), атрибута «Перенаправлено на новый адрес» может свидетельствовать наличии факта досыла по новому адресу, который процессуальным законодательством для ПО с судебным извещением не предусмотрен.
О возможном наличии преждевременном необоснованном возврате ПО по причинам не связанным с истечением срока хранения, может свидетельствовать наличие в Отчете об отслеживании ПО атрибута «Выслано обратно отправителю», «Покинуло место возврата/досылки» или «Возврат – Иные обстоятельства» без уточнения конкретной причины (рис. 24.51, 24.52), которую возможно уточнить из других сервисов отслеживания ПО или из отметки на ярлыке ф. 20. Далее проверяется соответствие причины возврата, указанной в атрибуте ПО, причинам, установленным законодательством или контрактом для данного конкретного вида, категории, разряда ПО, по которым это ПО может быть возвращено.
Рис. 24.50
Рис. 24.51
Рис. 24.52
4. Возможное наличие несвоевременности возврата ПО. Проводится сравнение даты поступления ПО в ОПС адресата (атрибут ПО «Прибыло в место вручения») с датой осуществления возврата ПО из адресного ОПС (атрибут ПО «Срок хранения истек. Выслано обратно отправителю» (рис. 24.53) либо «Покинуло место возврата/досылки») (рис. 24.54).
Рис. 24.53
Подозрение о том, что возврат неврученного ПО мог быть несвоевременным, может возникнуть если в ходе сравнения дат, срок нахождения ПО в ОПС будет превышать, установленный срок хранения для конкретного разряда ПО на более чем 2 дня (например, для ПО без разряда – более 31 дня, для ПО разряда «Судебное» – более 8 дней).
Рис. 24.54
5. Возможное нарушение срока пересылки РПО в ОПС отправителя. Сравниваются дата осуществления возврата возвращаемого РПО (атрибут ПО «Срок хранения истек. Выслано обратно отправителю» (или иные причины возврата) либо «Покинуло место возврата/досылки» или иной атрибут, свидетельствующий о возврате ПО) и дата поступления возвращаемого РПО в ОПС отправителя (атрибут ПО «Прибыло в место вручения») (рис. 24.55—24.56).
Рис. 24.55
Подозрения о наличии нарушения срока пересылки могут возникнуть, если срок пересылки будет явно более продолжительным, чем предполагаемый (или известный) судебному приставу сроку пересылки между адресом адресата (ОПС адресата) и судом (ОПС адресата).
Рис. 24.56
О возможном нарушении срока пересылки возвращаемого ПО может свидетельствовать наличие факта засылки, указанной в Отчете об отслеживании ПО (атрибут «Перенаправлено на верный адрес» (рис. 24.56)) после атрибутов, свидетельствующих о возврате ПО. Точная причина досыла возвращаемого ПО может быть установлена из других сервисов отслеживания ПО (атрибут «Досылка почты – Засылка» (рис. 24.57)) или отметки на ярлыке ф. 20 «Причина досылки: засылка». Далее, определяется, был ли нарушен срок пересылки из-за допущенной засылки.
Рис. 24.57
Рис. 24.58
6. Возможное нарушения частоты доставки возвращаемого ПО. Сравниваются дата поступления уведомления в ОПС отправителя (атрибут ПО «Прибыло в место вручения») и дата вручения возвращаемого ПО суду (атрибут ПО «Получено отправителем»). Подозрения о наличии нарушения срока пересылки и частоты доставки могут возникнуть в случае если срок доставки будет явно более продолжительным, чем предполагаемым (или известным) судебному приставу частота доставки ОПС осуществляющего доставку корреспонденции в суд, обычно более 2 дней.
Рис. 24.59
Порядок выявление в Отчете об отслеживании ПО факта нарушения частоты доставки возвращаемого ПО отправителю и причин его совершения аналогично порядку выявления нарушения частоты доставки ПО адресату, рассмотренному выше (см. п. 2 §24.3).
Также при изучении Отчетов об отслеживании ПО могут быть выявлены и иные возможные нарушения, которые должны быть установлены при дальнейшей проверке.
25. УСТАНОВЛЕНИЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВ СОВЕРШЕННОГО ПРАВОНАРУШЕНИЯ
§25.1. Проведение проверки материалов, сообщений, заявлений
Установление фактических обстоятельств дела – этап, в ходе которого осуществляется получение объяснений, применение мер обеспечения производства по делу об административных правонарушениях и т. д. По результатам проверки с учетом имеющихся материалов делает вывод о наличии (отсутствии) в действиях (бездействиях) должностных лиц оператора почтовой связи состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 13.26 КоАП РФ.
Установив все обстоятельства, должностное лицо (судебный пристав) должен решить вопрос о наличии или отсутствии в действии (бездействии) физического (должностного лица оператора почтовой связи) или юридического лица – оператора почтовой связи признаков состава административного правонарушения, предусмотренного ст.13.26 КоАП РФ и соответственно о возбуждении дела об административном правонарушении или об отказе в его возбуждении по этому основанию25.
При наличии состава рассматриваемого административного правонарушения составляет протокол, к которому приобщает собранные материалы и направляет старшему судебному приставу для принятия решения. При отсутствии состава административного правонарушения протокол не составляется, и выносится определение об отказе в возбуждении административного дела.
§25.1.1. Проведение проверки материалов, сообщений, заявлений и обстоятельства, подлежащие выяснению по делу об административном правонарушении.
Проверка материалов, сообщений, заявлений проводится с целью предварительного установления наличия в действии (бездействии) оператора почтовой связи (должностных лиц оператора почтовой связи) нарушений ПОУПС в отношении сроков и (или) порядка доставки (вручения) адресату судебных извещений и несвоевременности сообщения суду о доставке (вручении) судебного извещения или невозможности его доставки (вручения) адресату.
В соответствии с ч. 2 ст. 28.1 КоАП РФ, материалы собранные при выявлении правонарушения должностными лицами ФССП России или поступившие из суда или иных органов, сообщения и заявления, поступившие должностным лицам ФССП России, подлежат рассмотрению должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 13.26 КоАП РФ. Перечень этих должностных лиц рассмотрен в §26.2.
Задачей проверки проводимой должностным лицом ФССП России по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 13.26 КоАП РФ, является сбор и фиксация доказательств, которые будут необходимы при рассмотрении этого дела.
В соответствии со ст. 26.1 КоАП РФ, обстоятельствами, подлежащими выяснению по делу об административном правонарушении, являются:
1) наличие события административного правонарушения;
2) лицо, совершившее противоправные действия (бездействие);
3) виновность лица в совершении административного правонарушения;
4) обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность;
5) характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением;
6) обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении;
7) иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Все вышеуказанные обстоятельства выясняются из собранных в ходе проверки должностным лицом ФССП, уполномоченным составлять протокол об административном правонарушении, документов, объяснений лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаний свидетелей, материалов проведения каких-либо процессуальных действий и составленного им протокола об административном правонарушении.
Проверка по выяснению обстоятельств совершения правонарушения, предусмотренного ст. 13.26 КоАП РФ, проводится должностным лицом ФССП, уполномоченным составлять протокол об административном правонарушении, предусмотренном ст. 13.26 КоАП РФ (см. §26.2).
§25.1.2. Доказывание и доказательства.
В соответствии с ч. 2 ст. 1.5 КоАП РФ, лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном КоАП РФ, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело. Также, соответствии с ч. 2 ст. 1.5 КоАП РФ, неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Доказывание – это процесс установления объективной истины по делу, содержанием которого являются собирание, исследование, оценка и использование доказательств.
В соответствии с ч. 3 ст. 1.5 КоАП РФ, лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность,
Доказывание по делу об административном правонарушении осуществляют судья, орган, должностное лицо, в производстве которого оно находится. С одной стороны, доказывание служит установлению имевших место фактов, обстоятельств, их сущности, оценке значения для установления истины по делу, с другой – фиксации в установленных законом порядке и формах полученных результатов для придания им статуса доказательства26.
В соответствии со ст. 26.2 КоАП РФ, доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела27.
Эти данные устанавливаются:
– протоколом об административном правонарушении;
– иными протоколами, предусмотренными КоАП РФ;
– объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении;
– показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта;
– показаниями специальных технических средств;
– вещественными доказательствами;
– иными документами.
Это наиболее типичные источники установления фактических данных по делам об административных правонарушениях. Однако их перечень, данный в статье, не является исчерпывающим, поскольку законодатель говорит также об иных документах, на основании которых могут устанавливаться фактические данные по делу. Этими иными документами могут быть документы установленные подзаконными, ведомственными нормативными актами. Однако в целом ряде случаев вопрос о том, является ли конкретный иной документ источником доказательств по делу об административном правонарушении и можно ли на его основании устанавливать фактические данные, связанные с этим правонарушением, должен решаться судьей, органом, должностным лицом, в производстве которых находится дело28. В нашем случае иными документами являющимися доказательствами являются документы оператора почтовой связи и суда, содержащие в себе какие-либо необходимые для разрешения дела сведения.
При проведении проверки, проводимой по факту совершения административного правонарушения, предусмотренного ст. 13.26 КоАП РФ, помимо протокола об административном правонарушении и объяснения лица, в отношении которого ведется производство по делу, основными доказательствами являются документы (распечатки интернет страниц, копии конвертов, накладных, иной служебной документации оператора почтовой связи и др.). Иные виды доказательств в основном бывают необходимы в редких случаях, в зависимости от сложности дела и специфики нарушения.