В качестве иллюстрации того, что мы всегда ропщем, ищем лучшие варианты и не ценим имеющегося, а несомая нами ноша дана нам именно потому, что она нам посильна, приведу одну притчу, которая мне очень нравится. Одной женщине очень не нравилась, та жизнь, которую ей приходилось вести. Она постоянно роптала на Бога, говоря: «Зачем, Бог, Ты заставляешь меня нести этот крест, я не хочу, мне неудобно. Нельзя ли мне дать что-то получше?». И однажды ей приснился сон, что идет она по городу, физически неся на своей спине свой огромный жизненный крест. И вот в одном из районов она встретилась с Богом, у которого был огромный-огромный склад таких жизненных крестов. Она зашла туда и вдруг увидела, что в помещении стояли другие разные красивые кресты. Она отставила к стене свой крест и пошла выбирать другой. Первый крест, который она увидела, был весь из чистого золота, он величественно сверкал на солнце, демонстрируя всем свое достоинство. Женщина решила, что вот он ее крест, именно о нем она мечтала столько времени, именно он идеал ее воображения. Она подошла к кресту и стала примиряться, как взять его, но, сколько бы усилий она не прилагала, все они были тщетными. Крест оказался очень тяжелым. Все что удалось женщине – чуть-чуть качнуть крест, и он всей своей массой повалился на нее, едва ли не раздавив ее. Ей сразу же в глаза бросился другой неплохой крест. На вид он был значительно легче первого, но не уступал ему по красоте. Он тоже блестел на солнце, потому что был весь измазан медом. «Какой прекрасный сладкий крест, – подумала женщина. – С таким крестом я никогда не пропаду». Все бы ничего, но крест оказался скользким от меда, которым он был покрыт. Он так и норовил соскользнуть со спины, от этого ношение его было весьма затруднено. Вглядываясь в полумрак, она увидела такой крест, который сразу позволил ей забыть две предыдущие неудачи. Он был весь от самого своего основания до макушки покрыт цветами. «Вот это красота. Надо же, как некоторым везет». Наполненная грезами женщина подошла к цветочному кресту и уверено протянула свои измученные руки к своей мечте. Но боль пронзила ее тело, развевая сладкий туман в голове. Под цветами на кресте были острые ядовитые шипы, которые разрывали ее плоть, принося адское мучение. Какой кошмар творился в голове мученицы. Все что раньше она строила в своем воображении, разрушилось за одну минуту. Ей пришлось приложить немало усилий, чтобы подняться и сделать первый шаг к двери. Подойдя к стене, женщина взяла первый попавшийся крест, небольшой по размеру и вполне удобный. Ее удивило, насколько комфортен и легок этот крест для нее. «Вот этот мне подходит, этот в самый раз! Он удобный и мне по силам. Можно я заберу именно его?», – спросила женщина. «Конечно забирай, – ответил Бог, все это время молча с улыбкой наблюдавший за искательницей лучшего, – тем более это твой крест, ты с ним пришла и поставила в этот угол на время пока будешь выбирать другой».
Может быть в связи с этим нам перестать плакаться и начать просто жить, воспринимая жизнь во всем ее богатстве и разнообразии? Научиться просто жить – это, наверное, самое сложное, что мы должны сделать в жизни (простите за тавтологию). Весь смысл жизни, как мне кажется, как раз в том, чтобы жить и выполнять эту задачу ежедневно, ежеминутно и ежесекундно. Можно и нужно ставить перед собой большие цели и достигать их, но это не главное, ключевой фон все равно задает сама жизнь.
Чтобы счастливо жить, нам надо учиться стоицизму, надо уметь принимать и проживать и счастливые моменты и горестные, с достоинством принимать боль, проживая ее, а не избегая. Жизнь подбрасывает трудности и испытания, мы их преодолеваем и становимся более подготовленными, закаленными и мудрыми. Как тут не вспомнить ницшевское «что не убивает нас, делает нас сильнее». Среди бизнес-литературы в свое время была популярна уже упоминавшаяся книжка «Жалоба как подарок», а что, если мы также пересмотрим взгляд на свою жизнь, приняв за норму позицию «Трудности как подарок»? Порой мне кажется, что это наша экзистенциальная задача – приобрести за жизнь умение справляться со сложностями, а не избегать их. Стойкость, терпение, восприятие проблем как естественных, но преодолимых, преград на дороге – вот что мы должны освоить. Если больно, то это тоже часть жизни. Боль надо научиться принимать и проживать, а не отрицать ее и не сбегать от нее. Иногда боль – это сигнал, что что-то функционирует не нормально и что-то надо менять. Она несет полезную функцию, не надо ее заглушать. «Боль тем и полезна, что заставляет двигаться дальше», – как прекрасно выразила в своей песне Земфира. Правда, есть и другая крайность, когда люди выставляют свою боль на показ или возводят ее на центральный пьедестал в своей жизни, фетишизируя ее и упиваясь таким положением вещей, в своем страдании они устраивают танцы с бубнами вокруг своей боли. Но и это тоже ненормально, это тоже уход от реальной жизни, они зачарованно лелеют свою язвочку, в то время, когда гораздо полезнее было бы уделить ей ровно столько времени и внимания, сколько она заслуживает, а самому тем временем просто продолжать полноценно жить.
Сбежать от неприятного каждый дурак сможет, а ты попробуй выстоять во всем этом, и обратить ситуацию вспять, что-то исправить, к чему-то приспособиться. Относительно того, что в терпении, преодолении и стойкости к трудностям сила, мне нравится запись от 7 декабря 1981 года в дневнике протопресвитера отца Александра Шмемана, священнослужителя Православной церкви в Америке. В этот день к нему в гости приехал знакомый Дмитрий Оболенский, с которым они не виделись пять лет. Гость к своим шестидесяти трем годам заметно постарел. Он рассказывает отцу Александру о том, что у него сложности с женой, и он разводится, так как уже в течение пяти лет встречается с другой женщиной. «Жалость к нему, к его – и тут выражение это звучит правильно – вечно разбитой жизни, – пишет об этом в своем дневнике Шмеман. – Размышления, в связи с этим разговором, о личном счастье. Парадокс: с одной стороны – абсолютная единственность, единичность каждой жизни, а с другой – применимость к каждой одного и того же духовного закона, его внутренняя правда. В случае Д.: его неприятие с самого начала трудного брака. Эмпирически: это тупик. И, однако, выход из этого тупика был бы только один: принять его во всей его "неудачности", вытерпеть, выстрадать, победить. Но для этого, конечно, нужно духовное усилие. Все это звучит как прописи. И, однако, это правда. Христианство: преодоление тупиков. Грех нашей цивилизации: отрицание возможности такого преодоления. Уверенность, что, отбросив тупик, можно по-другому, с другим, с другой – найти счастье. Вечная правда "Анны Карениной": найти его нельзя…»7.
К сожалению, не всем хватает мужества, поддержки, ресурсов и душевных сил справляться с трудностями и просто продолжать жить. Как ни парадоксально и не грустно от этого, большая трагедия произошла с автором приводимой и столь обнадеживающей цитаты «Длиною в жизнь любая из дорог» талантливейшим российским поэтом современности, уральским самородком, Борисом Рыжим. Он покончил с собой в мае 2001 года, уйдя из жизни в возрасте всего лишь 26 лет. Не нам его судить, мы не ходили по его дорогам, не примеряли обуви, в которой он ходил и поэтому не можем прочувствовать, как сложно ему было идти по его пути. Но мы можем отвечать за себя, искать в себе должное мужество и иметь должную смелость для того, чтобы просто жить и уверенно жизни смотреть в лицо.
Нам надо научиться «заземляться», а не летать вечно в облаках. Делать простые поступки, радоваться простым вещам, иногда грустить. «Истинный путь идет по канату, который натянут не высоко, а над самой землей, – писал Франц Кафка. – Он, предназначен, кажется, больше для того, чтобы о него спотыкаться, чем для того, чтобы идти по нему». Да, истинная жизнь подразумевает то, что в ней предстоит спотыкаться и набивать шишки. Чем больше проб и ошибок, тем больше благодарности опыту. Повторим здесь уже приводившиеся строки из песни легендарной группы «Аукцыон» «Я столько падал, столько же вставал». В нашей культуре почему-то считается постыдным говорить о своем неудачном опыте, это принято скрывать, мы всегда и везде выпячиваем свои успехи. Даже в научной среде, если в ходе исследования ты не подтвердил свою гипотезу, работа считается провальной. На Западе же результат, когда гипотеза не подтвердилась, также считается прекрасным вкладом в науку: это значит ложное направление, и в том направлении больше нет смысла продолжать «копать», будем проверять новые гипотезы. За рубежом ошибки и провалы – это бесценные уроки, которые вынес человек. Майкл Калви, основатель фонда Baring Vostok Capital Partners, когда принимал решения об инвестициях в проект, всегда анализировал в первую очередь не успехи, а оставшиеся в прошлом ошибки и провалы стартапа. Для него это было признаком закаленности, мудрости и стрессоустойчивости бизнеса. Он понимал, что это норма жизни, ямы есть на всех дорогах и хорошо, если ты научился из них выбираться. Мы же в большинстве случаев или вообще отрицаем свой опыт попадания в ямы или предпочитаем там остаться навсегда и ведем себя нелогично, так, как это отображено в абсурдисткой шутке: «Игорь попал в глубокую яму и чудом из нее вылез. "Чудес не бывает", – подумал Игорь и залез обратно…».
Еще раз повторюсь, нам надо научиться просто жить, принимать жизнь такою, какая она есть, относиться к этому философски как к пути, как к дороге, не ждать «переломную точку», после которой начнется отдых и иная жизнь. Какая-то иная, абстрактная жизнь, скорее всего, возможна, но чаще она только в мечтах. Так как иной уровень жизни, о которым мы мечтаем, – это одновременно и иные проблемы. Помню, как знакомый мне рассказывал о том, как мечтал выйти на новый уровень, иметь качественно другие доходы, крутиться в других кругах. Он всего этого добился, а потом жаловался: «ты не поверишь, другие доходы и другой уровень и трат требуют других: меня не примут в новом обществе, если я не буду в дорогом костюме, с дорогими часами и не закажу самых дорогих блюд. Раньше я жил от зарплаты до зарплаты, денег откладывать не удавалось. Сейчас доход возрос в десять раз, но парадокс в том, что траты такие, что мне опять откладывать не удается, я опять в режиме «от зарплаты до зарплаты»». И так во всем! Не спя ночами из-за того, что качаешь на руках маленького плачущего ребенка, думаешь «Когда же это закончится? Скорее бы он повзрослел.». В результате не замечаешь, как он взрослеет, но в каждом возрасте опять свои проблемы. И вот уже почти взрослый, подросток, и тут опять целый ворох подростковых проблем. Сидишь и думаешь: «Как хорошо, когда маленьким был, ничего этого и в помине не было». Ждешь окончания экономического кризиса – наступает новый. И так можно продолжать до бесконечности. Долгожданное затишье все никак не наступает и не наступит. Почему? Да потому что это и есть жизнь, мы живы пока мы отвечаем на внешние влияния, что-то делаем, преодолеваем препятствия. Жизнь не про покой, а про активность, и это надо понять. Если же сказочный момент не наступает, то зачем жертвовать имеющимся? Живите здесь, живите настоящим! Чтобы мы не выбирали и на какие пути не попадали – все это наша жизнь, и это надо просто прожить (научиться принимать, переживать, двигаться дальше, смиряться и т.д.) Именно поэтому, со слов Бориса Рыжего, любая дорога длиною в жизнь. Так давайте же будем жить и оставаться людьми и в радости, и в горе, и в сладости, и в боли.
О беспечности
Цитата:
«Смерть – это то, что бывает с другими»
(Иосиф Бродский)
Личное:
Позже эту строчку из стихотворения Иосифа Бродского воспел Александр Васильев в песне группы «Сплин» «Новые люди»:
Думают люди в Ленинграде и Риме,
Что смерть-это то, что бывает с другими,
Что жизнь так и будет крутить и крутить колесо.
О схожем явлении, но в несколько иной стилистике поет в своей песне и бард Владимир Зыбкин:
Кто хоть что-то понимает не берется утверждать,
Человек предполагает, что не скоро умирать,
Мол, еще оформлю визу, полечу в Китай, Тунис,
А жизнь, она ведь из сюрпризов, и на тот свет летят без виз.
Столь частое упоминание творческими людьми, знатоками людских душ, черты человеческой психологии, которая характеризует наше свойство воспринимать возможность конечности своего существования или иных серьезных невзгод как нечто абстрактное, как то, что с нами-то никогда не случится, свидетельствует об ее универсальности и повсеместной распространенности.
Мы люди, а это значит, что ничто человеческое нам не чуждо. В том числе нам не чужды разнообразные ошибки мышления. В психологии выделяют целый ряд когнитивных искажений, когда наше сознание неверно интерпретирует реальность, демонстрируя не то, что есть на самом деле, а то, что нам удобнее. Например, есть такой свойственный нам феномен как «предвзятость подтверждения», заключающийся в том, что людям свойственно видеть и интерпретировать информацию так, чтобы она подтверждала их убеждения. Есть «эгоцентрическое искажение», когда человеку свойственно преувеличивать все, что связано с собственной персоной. Например, во время групповой работы часто кажется, что наш вклад в проект намного существеннее, чем у остальных. Есть «фундаментальная ошибка атрибуции», при которой мы склонны объяснять действия других людей их характером (а не ситуацией или контекстом). При этом мы объясняем собственные действия ситуацией или контекстом, а не своим характером. Поэтому людям свойственно перекладывать ответственность на окружающих. «Мерцающее» отрицание, а скорее даже не полное пускание в свое сознание мысли о том, что мы тоже невечные, также относится к числу когнитивных искажений и его можно назвать «ошибкой неуязвимости».
Людям свойственно избегать осознания собственной смертности. Кажется, что конец настигнет всех, но конкретно наша жизнь продлится вечно. Вот мы и предпочитаем большую часть времени пребывать в иллюзии когнитивного искажения «со мной и близкими ничего плохого не случится». Также и с явлениями: война, экологическая катастрофа, кризис и т.д. – для нас это все абстракция, пока мы сами с этим непосредственно не столкнемся. Это наш защитный оптимизм: нас не затронут ни болезни, ни несчастья, ни смерть. И когда что-то из этого происходит, то случается шок, какое-то время мы не можем конструктивно действовать, значительно теряя в своей функциональности, мы не бываем к этому готовы (да к этому, наверное, и нельзя быть готовым), все это выбивает нас из колеи. В 1969 году американский психолог Элизабет Кюблер-Росс в своей книге «О смерти и умирании» предложила модель, описывающую пять стадий эмоционального состояния неизлечимо больных людей или людей, потерявших своих близких. В последующем некоторые стали экстраполировать эту модель как реакцию вообще на любые утраты и на любое горевание в целом. Правомерен такой перенос или нет – непонятно, так как конкретных исследований по этому поводу не произведено до сих пор. То есть до настоящего времени справедливость экстраполяции стадий модели Кюблер-Росс, например, на ситуацию с потерянным кошельком, может основываться исключительно на теоретических измышлениях, но никак не на подтверждающих эмпирических данных. Тем не менее, в первоначальной модели типовой первой реакцией на известие о скорой смерти является отрицание: «Нет, это не может быть правдой». Далее следует негодующее вопрошание «Почему именно я?», что еще раз подтверждает тенденцию нашего мышления предполагать, что «смерть – это то, что бывает с другими».
Почему же так происходит? Почему мы не впускаем в себя мысли о потенциальной возможности «не быть»? Прежде всего это связанно с защитной реакцией. Думать о том, что смерть абстрактна, нам удобнее, поскольку это не так больно, это помогает нам жить и двигаться вперед. В противном случае нам пришлось бы вслед за Сергеем Шнуровым признать, что «Ведь все равно же все умрут, / Без разницы там или тут». А это означало бы для многих потерю смысла (замечу, что потерю ложную): зачем к чему-то стремиться, искать лучшей жизни и лучших вариантов, если все напрасно и жизнь конечна? Проще уж тогда сложить ручки и ничего не делать. Эта потеря смысла ложна хотя бы потому, что контраргументом ей можно привести позицию о том, «что можно делать все, что от тебя зависит пока ты жив, в определенный отведенный временной тебе интервал, и в этом то и есть весь смысл: ты пришел сюда чтобы что-то сделать и прожить дарованное тебе время достойно и по совести». Кроме этого думы о том, что с нами ничего не может случиться отчасти носят оттенок истины, если придерживаться философии Эпикура: «Не бойся смерти: пока ты жив – ее нет, когда она придет, тебя не будет». То есть пока мы есть, есть и жизнь, как нас не станет, есть гипотетическая вероятность (особенно для людей неверующих в возможность продолжения жизни в трансформированном виде), что все и погаснет. Поэтому мы не можем быть свидетелями своей смерти, нас уже не будет, мы можем быть только свидетелями смертей других. Но страх смерти преимущественно бессознательный в нас присутствует, он относится к категории экзистенциальных страхов, из-за него человек совершает огромное количество в том числе иррациональных поступков. В итоге получается, что мы живем в системе двойных стандартов: в подсознании панически боимся смерти, что во многом определяет содержание нашей жизни, а в сознании пытаемся всеми силами не допустить эту мысль до полноценного прочувствования ее серьезности, отгораживаясь защитой про то, что «смерть – это то, что бывает с другими».
Это вечное противоречие приводит к тому, что мы ведем себя по отношению к смерти и серьезным несчастиям неразумно. Чем дальше событие от нас (в географическом, временном, эмоциональном и т.д. плане), тем абстрактнее оно нам представляется. Нередко бывает, что, если мы увидим цифры статистики о смерти кого-то, то мы можем слегка содрогнуться, но останемся в целом не особо потрясены, так как это всего лишь абстрактные цифры на бумаге, большинству из нас сложно за ними представить реальных людей. Если умирает известный актер, и мы узнаем об этом в новостях, то здесь все выглядит страшнее и грустнее, мы можем несколько дней ходить опечаленными, пока быт снова не поглотит нас. Если же умирает кто-то из близких знакомых, то тут может накрыть реальный ужас. Вот здесь будет шок и отрицание, так как смерть подкралась к нам настолько близко, насколько мы ее точно не хотели пускать, она нарушила наши пусть не личностные, но социальные границы. Ну и когда что-то случается с нами или близкими, то тут-то и говорить нечего, в определенном смысле «мы больше не мы» в такой ситуации.
Чем же с практической точки зрения вредна ошибка неуязвимости? Ведь и польза от нее тоже есть – это защитный механизм, оберегающий нашу психику. А вредна она по двум причинам. Во-первых, совершая эту ошибку мы порой ведем себя как бессмертные даже в плане физической сохранности. Мы потворствуем оппонирующему страху смерти другому бессознательному влечению – Танатосу, описанному З. Фрейдом инстинкту смерти и саморазрушения. Мы занимаемся экстремальными видами спорта, подвергая риску нашу жизнь. Мы не проявляем должной внимательности на дорогах. Кто-то и вообще садится пьяным за руль с иллюзорной установкой «со мной ничего не случится». Кто-то абсолютно безбашенно проводит свой досуг. Большинство из нас наплевательски и расточительно относится к своему здоровью, и не важно, как это выражается (в курении ли, в употреблении ли нездоровой пищи, в отказе ли от доказавших в течение десятилетий свою эффективность профилактических прививок, или же просто в гулянии без шапки в морозную погоду). Мотив у всего этого один – «со мной ничего не случится» – вредное и опасное когнитивное искажение, ошибка неуязвимости. Поэтому знание об этой ошибке может как минимум подсказать нам то, что надо быть более осторожным, меньше подвергать опасности жизнь и здоровье свои и близких. Во-вторых, информация об этом психологическом феномене может помочь нам быть чуть более подготовленными к неприятным событиям и уменьшить степень испытываемого шока, благодаря этому есть шанс сохранить свою функциональность в непростых обстоятельствах и быстрее перейти к конструктивным действиям, требующимся в неблагоприятных условиях.
Мне не хотелось бы, чтобы эта тема выглядела излишне пессимистичной. Напротив, в ней есть оптимистичная и светлая попытка донести мысль о необходимости не отрицания, а принятия реальности. Мы сможем увеличить свое благополучие, если последуем совету В. Цоя из его знаменитой песни: «Следи за собой, будь осторожен!». Не зря мудрые древние римляне периодически напоминали себе извечное «Memento mori» («Помни о смерти» или дословно «Вспомни о том, что будешь умирать»). По легенде в Древнем Риме эта фраза произносилась во время триумфального шествия римских полководцев, возвращающихся с победой. За спиной военачальника ставили раба, который был обязан периодически напоминать триумфатору, что, несмотря на свою славу, тот остается смертным. Это напоминание заставляет нас не только быть более осторожными, но и сильнее ценить каждый момент жизни, лучше ценить временной отведенный нам ресурс и бережнее относится к нему, больше делать полезных и важных дел, благодаря которым мы обретаем смысл, не забывая при этом заботиться о себе и о своем здоровье, любить близких и заботиться о них. Ведь время скоротечно, а мы все смертны. Как писал в своих «Черных тетрадях» Мартин Хайдеггер, «Жить в близи значит быть соседом. Человек – сосед смерти»8. В некоторых психологических практиках есть такое экстремальное упражнение, когда человека спрашивают: «Чтобы ты сделал, если бы знал, что тебе осталось жить 1 год?». Благодаря этому человек может вернее расставить свои ценностные приоритеты, отделить реальное «золото» от того, что «просто блестит и заставляет глаза обманываться». Такой мысленный эксперимент позволяет острее ощутить ценность жизни, не подходить к ней беспечно и расточительно, как мы привыкли.
В общем давайте осознавать и признавать, что все – мы люди, и что свойственно по природе всем другим людям, свойственно и нам. Об этих вещах нужно помнить, но они не должны стать преградами, снижающими качество нашей жизни. Напротив, нам необходимо гораздо бережнее относится к этому величайшему дару – жизни – и наполнять ценным и осмысленным содержанием каждый ее момент, ведь он уходит, а вернуть его и исправить возможность нам, к сожалению, уже не представиться.
О смысле жизни
Цитата:
«Тщеславие называется тщеславием, потому что оно тщетно»
(Кэролин Эллиотт)
Личное:
Сколько человек живет, практически столько он мучается вопросом о том, в чем смысл жизни. И хотя отдельные индивиды, если им повезло, и сформулировали на определенном этапе своего пути цели и смыслы своего существования, то человечество в целом до сих пор не смогло дать выверенного и однозначного ответа на столь животрепещущий вопрос. Порой система смыслов у людей меняется после каких-либо жизненных потрясений (например, смерть близких) или просто важных событий (например, рождение ребенка). Но в большинстве случаев (и это целиком и полностью навязанный культурой, а точнее обществом потребления и коммерческими компаниями, желающими больше продавать, образ) смысл существования видится людям в том, чтобы хорошо жить. Хорошо жить – это значит купаться в роскоши, иметь огромный дом, целый парк дорогих автомобилей, получать огромную зарплату, иметь высокий статус в обществе и, желательно, быть известным. Но не все осознают, что это скорее дань моде, а не наши истинные потребности. Александр Данилин в своей книге «Ключи к смыслу жизни» так говорит об этом: «Смысл собственной жизни многие молодые люди формулируют, как стремление быть «яркой индивидуальностью». Однако искусство быть индивидуальностью сегодня сводится к тому, чтобы быть похожим на тех, кто, с точки зрения молодого человека, такой индивидуальностью обладает. «Яркая индивидуальность» – это всего лишь подражание эстрадным звездам, представителям «золотой молодежи» – «мажорам», которые сами кому-то, в свою очередь, подражают. Причем, весь механизм подражания сводится к повторению внешних признаков: одежды, стиля, манеры поведения. Мы называем этот феномен модой. Главное свойство моды, позволяющее ей распространяться со скоростью вирусной инфекции, заключается в том, что она требует отказа от какого бы то ни было внутреннего содержания»9. Иными словами, ориентируясь только на внешнее, человек теряет свое внимание по отношению к внутреннему. Он не является самодостаточным, что может негативно сказаться на его внутренней истинной уверенности в себе. Он выбирает «иметь, а не быть». «Мода – неустранимое явление, поскольку она является частью бессмысленного, вирусного, незамедлительного способа коммуникации, скорость которого объясняется исключительно отсутствием передачи смысла», – писал Ж. Бодрийар. Это стремление к славе, почестям, почитанию, стремление хорошо выглядеть в глазах окружающих, потребность в подтверждении своего превосходства. Иными словами, все это можно назвать тщеславием. Когда человек достигает хотя бы части из всего вышеперечисленного, его переполняет гордость.