banner banner banner
Епістолярій Тараса Шевченка. Книга 2. 1857–1861
Епістолярій Тараса Шевченка. Книга 2. 1857–1861
Оценить:
 Рейтинг: 0

Епістолярій Тараса Шевченка. Книга 2. 1857–1861


От 17 декабря.

Писать много некогда, и потому скажу несколько слов. Я еду 21-го числа в Нижний Новгород, то есть в субботу. Ежели приеду днем, то прямо к тебе; а ежели ночью, то где-нибудь остановлюсь в гостинице, а там уже разберем, як чому буть. Прощай! До свидания. Бог дасть, колядовать будем вкупи. Обнимаю тебя от души.

Твой, щирий друже, Михайло Щепкин.

237. М. О. Максимовича до Т. Г. Шевченка

20 грудня 1857. Москва

1857 г., 20 дек[абря], Москва.

Привiт i поклiн тобi, наш любий, наш славний Тарасе, од щирого серця i повностi душевной! Радiв i тужив я, чуючи про тебе, читаючи твоi вiршi красномовнii i крiпкодумнii, i на останку – i твоi листи до Щепкiна, сього дивно-милого чоловiка, що i надзаходи вiку свiтить i грiе душею своею, як вранцi свiтить i грiе яснее сонце. Полетiв би i я оце iз ним до Нижнього – да ба! Нужда не пуска з Москви… живи, небоже, роби небоже, то й Бог поможе! Як кажуть на нашiй Украiнi. Так хоч словцем сказаться, коли не в волi повидаться!

Прийми оцi книжицi моей працi! Бач, i я на старостi став вiршовник, i з письменного книжного Ігоря зробив спiваку-украiнця. Наполовину, здаеться, таки гарненький; дещо вже й сам полагодив; а що тобi не сподобаеться, будь ласков, напиши менi, коли буде досужно! Да ще от яка просьба до тебе, наш вiщий Бояне! Ми тут дуже бажаем твоiх пiсень i вiршей, не тiльки про себе, да щоб i в свiт iх пустить через «Молву» да «Руську бесiду»: так чи не можна одолжить iми i мене, i видавцев помянених журналов, i всiх земляков… як то радi будуть, побачивши iх друкованими! Знаю те по слiчнiй «Наймичцi»! Бувай же здоровенький i ясненький, любий земляче! милий соловейку!.. Помагай Бог тобi, щоб-таки справдi побачила тебе Украiна на своiм розкошном лонi… бо вже вона все жде не дожде тебе iз дальноi чужини, i як в тiй пiснi спiваеться:

Лети, лети, соколу,
Я жду тебе з тоскою,
Личко з пилу умию,
І обiйму за шию!

Обнiмаю ж i я тебе, коханий земляче, мислями моiми i серцем.

М. Максимович.

Кланяеться тобi i моя жiнка Маруся!

Поклонися от мене Вл[адимиру] Ів[ановичу] Далевi, коли вбачишся з ним. То ще добра людина на свiтi!

238. П. О. Кулiша до Т. Г. Шевченка

22 грудня 1857. С.-Петербург

Посилаю тобi, брате Тарасе, з сею почтою «Оповiдання» Вовчка. Як то ти iх уподобаеш! Пиши щиро, як думаеш, бо ти в нас голова на всю Украiну.

Пишуть до мене з Москви, щоб у московському журналi що-небудь твое напечатать. Не квапся на се, мiй голубе, до якого часу. Одно – що тобi треба спростовати дорогу до столицi, а друге – з великою увагою треба тепер роздивлюватись, що печатать, а що й придержать. Слава твоя писательська тепер у зенiтi, то вже треба оглашати себе голосним дiлом, а не абияким. Послi 1847 году ждуть од тебе земляки рiчей великих. А послi вже й малими до iх обiзвешся. От якби Гуса ти згадав або наново скомпоновав! Ми знаемо тiльки початок:

Кругом тiснота i неволя,
Народ закований мовчить,
І на апостольськiм престолi
Чернець годований сидить.
Людською кровiю шинкуе
І рай у найми оддае…
Царю небесний, суд Твiй всуе
І всуе царствiе Твое!

У 4-й книзi «Руськоi бесiди» есть дещо про Гуса. Прочитай да й виведи свою красну мову про його. Коли ж у тебе е гарнi вiршi i без Гуса, то пришли перше менi iх на прогляд, щоб пiшло воно з моеi руки, як «Наймичка», котороi – сам бачиш – я не зопсовав. Щиро кохаю твою музу i не пожалую часу переписать, що вона тобi внушила, – нехай не виходить мiж люде розхристана й простоволоса, циганкою; нехай явиться мировi гарною дiвчиною, отецькою дочкою, щоб знати було по дочцi й батька. Оце ж будуть тебе пiдбивать москалi, то ти не дуже подавайся i моеi ради не занехай. Почали ми з тобою велике дiло, – треба ж його так i вести, щоб була нашому народу з наших рiчей шаноба.

Прощай! Пиши до мене. Лист твiй читав я… да, правда, про сее вже написав до тебе.

Твiй П. Кулiш.

1857, дек[абря] 22

С.-Петерб[ург].

239. Т. Г. Шевченка до М. О. Осипова

23 грудня 1857. Нижнiй Новгород

Нижний Новгород.

Декабря 23-го 1857 г.

Незабвенный Николай Осипович! Сегодня я получил письмо от моей святой заступницы, графини Н[астасии] И[вановны], и только сегодня из ее бесценного письма узнал ваше мирное местопребывание, и сегодня же пишу вам, сколько время позволяет. Дело, изволите видеть, предпраздничное; я же жду к себе из Москвы дорогого гостя на праздник, даже сегодня. И кого бы вы думали я так трепетно дожидаю? 70-тилетнего знаменитого старца и сердечного друга моего, Михаила Семеновича Щепкина. Не правда ли, дорогой гость у меня будет? Да еще какой дорогой, единственный! И действительно, это единственный и счастливейший человек между людьми: дожить до дряхлости физической и сохранить всю юношескую свежесть нравственную! Это явление необыкновенное! Мы не видались с ним с 1847 г. и, как мне воспрещен въезд в столицы, то он, старец-юноша, несмотря на мороз и вьюгу, едет ко мне единственно для того, чтобы поцеловать меня! Не правда ли – юноша? и какой сердечный, пламенный юноша! Я горжусь моим старым, моим гениальным другом, и горжусь справедливо. Не по причине сей великой гордости, а по причине великого недосуга вы извините меня, что я на сей раз пишу вам мало. Моя история вот в чем: в первых числах августа оставил я ненавистное Новопетровское укрепление с намерением пробраться прямо в Академию художеств; но на перепутье, т. е. в Нижнем Новгороде, меня полиция остановила и объявила, что въезд в обе столицы мне воспрещен, и вдобавок, что моя особа поручена ее непосредственной опеке, т. е. надзору. Я и застрял в Нижнем и пробавляюся теперь чем попало в ожидании будущих благ.

Последнее письмо ваше из Курска я получил и ответ свой адресовал на имя графини; но, вероятно, мое письмо не дошло к вам, потому что с тех пор уже прошло полтора года, а я сегодня только получил от вас известие. Не забывайте же меня, добрейший Николай Осипович, пишите мне хоть изредка, а пока остаюсь вашим аккуратнейшим корреспондентом и сердечно преданным вам Т. Шевченком.

Напишите мне подробно свой адрес, а мой адрес таков: В Нижний Новгород, его высокоблагородию Павлу Абрамовичу Овсянникову, с передачею такому-то.

240. П. О. Кулiша до Т. Г. Шевченка

23 грудня 1857. С.-Петербург

От тобi брате Тарасе, грошi – аж 250 цiлкових! Се за твоi невольницькi пейзажi. Тут не знайшлось охочих; так я писав до наших панiв, оцiнивши 17 штук у 250 цiлкових. Хотiлось менi, щоб споминки про твою святу для нас неволю були не в чужих, а в рiдних руках, i чого бажав, те Господь i помiг менi вчинити.

П. Кулiш.

1857, дек[абря] 23,

С-Петерб[ург].

1858

241. Т. Г. Шевченка до А. І. Толстоi

2 сiчня 1858. Нижнiй Новгород

2 генваря 1858.

Простите ли вы меня, моя святая заступница, за мое долгое молчание? Наверное простите, когда я вам расскажу причину этой грубой невежливости. 23 декабря получил я ваше драгоценное письмо, а 24-го приехал ко мне из Москвы гость. И кто бы вы думали был этот дорогой гость, который не дал мне написать вам ни одной строчки? Это был ни больше ни меньше как наш великий старец Михайло Семенович Щепкин. Каков старец? За четыреста верст приехал навестить давно не виданного друга. Вот это, что называется, друг. И я бесконечно счастлив, имея такого искреннего друга. Он гостил у меня по 30 декабря. Подарил нижегородцам три спектакля, привел их в трепетный восторг, а меня, меня вознес не на седьмое, а на семидесятое небо! Какая живая, свежая, поэтическая натура! Великий артист и великий человек! И, с гордостью говорю, самый нежный, самый искренний мой друг! Я бесконечно счастлив!

Проводив Михайла Семеновича, я долго не мог прийти в себя от этого переполненного счастия. И только сегодня, и то с горем пополам, мог взяться за перо, чтобы благодарить вас за драгоценное письмо ваше и написать вам о моем беспредельном счастии. Простите меня великодушно, моя святая заступница, что я вам пишу мало. Ей-богу, не могу. Поздравляю вас, графа Федора Петровича и милых детей ваших с Новым годом и желаю вам на всю жизнь такой радости, такого счастия, каким я теперь наслаждаюсь. Простите и не забывайте меня, искреннейшего и счастливейшего вашего благодарного друга Т. Шевченка.

P. S. На днях явится к вам П. А. Овсянников, мой здешний добрый приятель и товарищ по квартире. Он вам сообщит все подробности о мне и о моем дорогом, незабвенном госте. Благодарю вас за адрес Осипова, сегодня и ему пишу и, разумеется, о М. С. Щепкине. Я теперь не в силах ни о чем больше ни писать, ни думать.

242. М. С. Щепкiна до Т. Г. Шевченка

1–3 сiчня 1858. Москва