Теодота пылко любила Сократа, который называл себя мудрым советником в любви, sophos ta erotica, и другом женщин. Влюбленный в Теодоту, Аристофан, желая отомстить своему счастливому сопернику, обвинил его в том, что он развращает юношество и вводит новые божества. Сократ был присужден к смерти и погиб от цикуты, но его смерть нисколько не подняла шансов Аристофана у прекрасной куртизанки.
Гнатена , замечательная своим умом и красноречием, долго была тиранической любовницей поэта Дифила. По примеру философов, вывешивавших в своих школах программу своих философских учений, Гнатена вывесила в своей передней шуточные правила в стихах о законах любви и о том, как вести себя в ее доме.
Питиониса знаменита царской роскошью, которой окружил ее Гарпал, представитель Александра в Вавилоне.
Сциона, Сатира, Ламиа и Нанион – впрягались однажды в колесницу Фемистокла. Можно назвать еще целый ряд куртизанок, охотно даривших свою благосклонность как знаменитым поэтам, ораторам и ученым, так и просто людям знатного происхождения и богачам». Э.Дюпуи. Проституция в древности.
В новейшей истории термин Г. приобрел расширительный смысл; то же, что содержанки.
«Ты подобен той гетере,
Что на склоне блудных дней
Горько плачет о потере
Добродетели своей». Н.Некрасов. Современники.
ГИБРИСТИКА /Hybristica/, в Древней Греции праздник, на время которого допускалась полная свобода пол. отношений без сословных и родственных ограничений; то же, что оргия (1).
По словам древнегреч. писателя Павзания, Г. посвящалась поэтессе Телесилле, героине войны со спартанцами. По другой версии, праздник имел более древнее происхождение, связанное с культом Гермафродита (1). Проводился в городе Аргос, в месяце гермайон по местному календарю (соответствует афин. гамелиону, т.е. в январе – феврале).
«Так, существовал аргосский праздник насилия, обесчещиванья, Гибристика, в священном сказании рассказывалось о том, как рабы изнасиловали аргосских женщин, и как с тех пор обряд стал требовать, чтобы женщины привешивали себе бороды, мужчины же переодевались женщинами». О.Фрейденберг. Поэтика сюжета и жанра.
ГИЕРОДУЛЫ, см. ИЕРОДУЛЫ
ГИМЕНЕЙ /греч. Hymenaios, Hymenaeus, Hymenaues, Hymen/, 1) в греч. и рим. мифологии бог брака, сын Диониса и Афродиты (иногда – Аполлона и Музы).
Изображался в виде крылатого мальчика с гирляндой цветов и факелом в руке. Прекрасный певец и музыкант, исполнитель торжественных гимнов в честь новобрачных. По утверждению Пиндара, внезапно скончался (или потерял голос) не свадебном пиру Диониса; был воскрешен Асклепием. В некоторых произведениях образ Г. представлен в ином виде:
«Сегодня, добрые мужья,
Повеселю вас новой сказкой.
Знавали ль вы, мои друзья,
Слепого мальчика с повязкой?
Слепого?… вот помилуй, Феб!
Амур совсем, друзья, не слеп,
Но шалости – его забавы:
Ему хотелось – о лукавый! —
Чтоб, людям на смех и на зло,
Его Дурачество вело.
Дурачество ведет Амура;
Но скоро богу моему
Наскучила богиня дура,
Не знаю верно почему.
Задумал новую затею:
Повязку с милых сняв очей,
Идет проказник к Гименею…
А что такое Гименей?
Он из Кипридиных детей,
Бедняжка, дряхлый и ленивый,
Холодный, грустный, молчаливый,
Ворчит и дремлет целый век,
И впрочем – добрый человек,
Да нрав имеет он ревнивый. —
От ревности печальный бог
Спокойно и заснуть не мог;
Всё трусил маленького брата,
За ним подсматривал тайком
И караулил супостата,
Шатаясь вечно с фонарем.
Вот мальчик мой к нему подходит
И речь коварную заводит:
«Помилуй, братец Гименей!
Что это? Я стыжусь, любезный,
И нашей ссоры бесполезной,
И вечной трусости твоей:
Ну, помиримся, будь умней;
Забудем наш раздор постылый,
Но только навсегда – смотри!
Возьми ж повязку в память, милый,
А мне фонарь свой подари».
И что ж? Поверил бог унылый;
Амур от радости прыгнул,
И на глаза со всей он силы
Обнову брату затянул.
С тех пор таинственные взоры
Не страшны больше красотам,
Не страшны грустные дозоры,
Ни пробужденья по ночам.
Спокоен он, но брат коварный,
Шутя над честью и над ним,
Войну ведет, неблагодарный,
С своим союзником слепым.
Лишь сон на смертных налетает,
Амур в молчании ночном
Фонарь любовнику вручает,
И сам счастливца провождает
К уснувшему супругу в дом;
Сам от беспечного Гимена
Он охраняет тайну дверь…
Пожалуйста, мой друг Елена,
Премудрой повести поверь!». А.Пушкин. Амур и Гименей.
Образ Г. встречается в “Илиаде” Гомера, “Энеиде” Вергилия, пьесах У.Шекспира “Как вам это понравится”, “Буря” и др.
«…безобразием превосходит всякое описание, а потому менее всех подает надежду когда-нибудь достигнуть тех счастливых островов, где царствует Гименей». М.Салтыков-Щедрин. Приятное семейство.
Узы Гименея – крылатое выражение, означающее сам брак, а также моральные обязательства и ограничения, накладываемые на супругов.
«Сия молодая особа, став ныне вольной, сможет соединиться узами Гименея с горячо любимым ею женихом». В.Шишков. Емельян Пугачев.
2) в эпоху античности свадебная песня, которая исполнялась хором при вступлении невесты в дом жениха или накануне первой брачной ночи.
«Пою в помпезной эпиталаме
– О, Златолира, воспламеней! —
Пою Безумье твое и Пламя,
Бог новобрачных, бог Гименей!» И.Северянин. Эпиталама.
ГИНЕКЕЙ /от греч. gynaikeios – женский/, в Древ. Греции, Рим. Империи и Византии жен. половина дома. См. также Ичкари.
“Мужчина запирал женщину в гинекей, чтобы никто кроме его, господина, не мог наслаждаться красотою, ему принадлежащею». Н.Чернышевский. Что делать?
ГРАЦИИ /лат. gratiae/, в древнерим. мифологии олицетворение красоты и жен. прелести; соответствуют древнегреч. харитам.
Постоянные спутницы Венеры. В эпоху Ренессанса символизировали целомудрие и любовь.
«Грации (лат. Gratiae) – римское название греческих богинь харит, с чьим именем древние греки связывали все привлекательное, прекрасное и радостное в природе и человеческой жизни. Их происхождение, имена и число по разным авторам различны: то они дочери Зевса и Геры или Зевса и океаниды Эвриномы, то дочери Гелия и Айглы, то Бахуса и Афродиты.
По Гесиоду, их было три: Аглая (блеск), Талия (цветущее счастье) и Эвфрозина (радостное настроение, веселье). Как богини прелести и красоты, грации принадлежат к свите Афродиты; они сопровождают и Пейфо, богиню убеждения, и Гермеса, ибо без них последние не могли бы ни действовать, ни пленять. Распространяемое грациями веселье относится к области духовной; наслаждения музыкой, танцами, поэзией, красноречием приобретают благодаря грациям особую прелесть и красоту, так поэты говорили, что не желали бы видеть Афродиту или муз без граций.
Храмы граций находились почти во всех значительных городах. В их честь устраивались и праздники, например в Орхомене, где состязались певцы и поэты. Граций изображали тремя стройными девушками. Атрибутами граций могут быть лилия (символ лета), чаще всего роза (символ красоты), музыкальные инструменты или игральные кости. В некоторых мифах три грации – Аглая, Евфросина и Талия – служанки Венеры, олицетворяющие три стадии любви: красоту, желание, удовлетворение – или выступающие персонификацией Целомудрия, Красоты и Любви, тогда их атрибут миртовая ветвь (символ любви).
В Риме грации никогда не были предметом религиозного культа; только в подражание греческому искусству и поэзии их стали почитать художники и поэты». Б.Алмазов. Повести каменных горожан.
Г. – излюбленный сюжет классического искусства (живопись С.Боттичелли, П.Рубенса; скульптура А.Канова, Б.Торвальдсена и др.).
«Что вы, Грации, такое?
Красота ль вы, или младость?
Вы души, иль тела, нежность?
Вы любви ли милы дщери
Иль магнит, сердца влекущий?» Г.Державин. К Грациям.
Д
DEA IMPUDICA, см. БАУБО
ДЕМЕТРА /греч. Demeter – материнская/, в античной мифологии одна из самых древних и почитаемых богинь, покровительница земледелия, плодородия и брака. См. также Богиня-мать; Божества любви.
Дочь Крона и Реи. Согласно Геродоту, культ Д. существовал в Фессалии, Беотии, Аттике, Мегаре, Коринфе, откуда распространился в Сицилию, Малую Азию и др. Особенно почиталась замужними женщинами. В честь Д. проводились праздники тесмофории, а также Элевсинские мистерии, включавшие проведение оргий (1).
«Могущественна великая богиня Деметра. Она дает плодородие земле, и без ее благотворной силы ничто не произрастает ни в лесах, ни на лугах, ни на пашнях.Она обучила людей земледелию, по ее велению созревают хлеба. И если женщила хочет быть плодовитой, как сама Земля, она приносит жертвы великой Деметре.
Она считалась покровительницей чародеев, в чем она отождествлялась с великой богиней Гекатой, являвшейся помощницей в колдовстве и единственной помощницей от него. Деметра – «благая богиня», хранительница жизни, научившая человечество земледелию.
Как дочь Крона и Реи, Деметра была сестрой Посейдона, Зевса и Аида. В ее владении находилась земля, и ее имя означало "Мать-Земля". Она не терпела Аида, была равнодушна к Посейдону, но с почтением относилась к Зевсу, оплодотворявшему ее небесной влагой». wilama_taro.
Образ Д. постоянно служил источником вдохновения мировой культуры (священный рельеф Д. Книдской в Элевсине; гимны Гомера и Каллимаха; «Элевсинский праздник» И.Ф.Шиллера и др.).
«Радуйся, матерь Деметра, обильная кормом и хлебом!
Как четыре коня с зерном провозят повозку,
Белые мастью, так нам царящая мощно богиня
Белую пусть ниспошлет весну и белое лето,
Также осень и зиму, блюдя обращение года…» Орфический гимн.
«Эту удачу мне, конечно, Деметра подбросила. Вот именно, Деметра! Ясно, что не обошлось тут без промысла богов». В.Аксенов. Негатив положительного героя.
ДЕНДРЕЙ, см. ДИОНИС
ДИКТЕРИАДЫ (поллака; порне – Pornai), в Древней Греции проститутки самого низкого разряда. См. также Проституция античная.
Первоначально рекрутировались только из числа азиатских и егип. рабынь. В дальнейшем состав Д. пополнился вольноотпущенницами и даже греч. гражданками из неимущих слоев. Свободные Д. промышляли на рынках, в банях и других общественных местах. Соблюдали установленный регламент: носили особую пеструю тунику, обесцвечивали волосы шафраном либо одевали белокурый парик. Густо румянились, маскировали морщинки рыбным клеем. После захода солнца заполняли улицы и площади, держа в руках миртовую ветку. В Афинах излюбленным местом сбора Д. являлся живописный квартал Керамика (Kerameikon), по соседству со знаменитой философской школой Платона “Академия”. Д. подвергались нещадной эксплуатации, испытывали побои и унижения от сводников и клиентов. Ради стабильного заработка и крыши над головой, многие из них предпочитали поступить в диктерион.
«Он прошел мимо диктериад, довольно разнузданных, грузнотелых баб, ругающихся крылатыми словами». К.Вагинов. Козлиная песнь.
ДИКТЕРИОН /греч. Dikterion/ (капайлея), в Древней Греции государственный публичный дом; то же, что лупанарий в Древнем Риме и Римской Империи. См. также Проституция античная.
Учрежден афинским архонтом Солоном ок. 594 до н.э. В соответствии с законом, Д. приравнивался к торговому заведению и облагался налогом, установленным городским эдилом. Д. считался общественно полезным учреждением, оберегающим нравственность; обладал правом убежища для должников и загулявших мужей (1). Стоимость услуг, оказываемых в Д., зависела от их характера и объема. Могла достигать одного статера – суммы по тем временам довольно значительной /статер (дарик) – первая монета из золота весом 8,4 г./.
«Успех государственных диктерионов и нужды мужского населения города вызвали появление свободных диктерионов, которые принадлежали частным лицам и имели целью конкурировать с первыми. В предместьях Пирея, в его порте появляется большее число диктерионов с разрешения администрации, под названием kapaileia». Э.Дюпуи. Проституция в древности.
ДИОНИС (Dionysos), в греч. мифологии бог плодоносящих сил земли, растительности, виноградарства и виноделия. См. также Божества любви.
Один из двенадцати больших олимпийских богов. Отождествлялся с фригийским богом Сабазием, Вакхом, Озирисом, Сераписом, Митрой, Адонисом, Либером. Почитался во всем античном мире от Средиземноморья до Индии. Имел прозвища Лией (Освободитель), Бромий (бурный; шумный), Дендрей (древесный). Первоначально изображался пожилым, бородатым мужчиной; с V в. до н.э. – прекрасным юношей с тирсом в руках, сопровождаемым сатирами и менадами.
Считался сыном Зевса и земной женщины Семелы, дочери фиванского царя Кадма. Появился на свет недоношенным из бедра бога-отца. В юности страдал припадками безумия. Воспитывался нимфами, которые одевали его в жен. платье, чтобы укрыть от преследований ревнивой жены Зевса Геры. В этой связи считался также покровителем гермафродитов и трансвеститов. Скитался по Египту, Сирии и Фригии, приобщился к таинствам Кибелы. В Индии нашел виноградную лозу; обучил людей виноградарству и виноделию. Культ Д. носил характер оргии (1). См. Дионисии.
Образ Д. широко отражен в мировом искусстве. Оксфордский справочник классической мифологии указывает ок. 600 произведений живописи и скульптуры, посвященных Д. (скульптуры Микельанджело, Б.Торвальдсена, картины А.Альтдорфера, Тициана, Караваджо, Рубенса, Д.Веласкеса, драма Ж.Кокто, поэма М.Регера, оперы К.Дебюсси, Ж.Масснэ и др.).
«И вот в это царство душевной гармонии и светлой жизнерадостности вдруг врывается новый, неведомый гомеровскому человеку бог – варварский, дикий Дионис». В.Вересаев. Аполлон и Дионис.
ДИОНИСИИ /греч. Dionýsia/, в Древней Греции массовые празднества в честь Диониса.
Проводились со II тысячелетия до н.э. в ноябре-декабре (т.н. антестерии; ленеи; сельские дионисии). Позднее трансформировались в городские или Великие дионисии, которые отмечали в девятый месяц афинского календаря (элафеболион), соответствующий второй половине марта – первой половине апреля. Д. носили соревновательный характер, включали представление трагедий и комедий. На время празднеств отменялись все сословные и родственные ограничения, допускалась значительная пол. вседозволенность. Традиции Д. получили развитие в Древнем Риме. См. Вакханалии.
«Дионис, жестокий бог наслаждения, он путешествовал по поверхности земли, окруженный свитой вакханок и сатиров, он разбивал свой лагерь на холме рядом с городом и повелевал всем жителям устраивать праздники в его честь, дионисии, на которых люди должны были пить вино и свально совокупляться; тех же, кто отказывался, Дионис наказывал безумием». Г.Садулаев. Когда проснулись танки.
ДРИАДЫ, см. НИМФЫ
Е
ЕЛЕНА (Helen; греч. Ἑλένη), легендарная спартанская царевна.
Происхождение Е. указывается по-разному. По основной версии является дочерью Зевса от Леды, либо богини мщения Немезиды. В других источниках отцом Е. называется бог Гелиос и спартанский царь Тиндарей. Сестра Клитемнестры, близнецов Кастора и Полидевка. С детства отличалась необыкновенной красотой: «прекраснейшая из женщин» по словам Гомера в поэме “Илиада”.
«Самой известной из всех совершенных красавиц остается, бесспорно, Елена Прекрасная: ее совершенный облик и трагическая судьба тысячелетиями привлекают к себе внимание человечества. И хотя предание о ней зародилось так давно, что сейчас самый придирчивый ученый не сможет найти его истоков, оно дошло до нас, охранив свою прелесть и очарование.<>
Отцом Елены был Зевс – верховный бог древнегреческого пантеона, прославившийся не только своей силой и великими деяниями, но и многочисленными любовными похождениями. Своих возлюбленных он зачастую посещал в различных обличьях: известно, что Деметру он соблазнил в облике змея, дочь финикийского царя Европу – в виде быка, к аргосской царевне Данае явился, обернувшись золотым дождем, а к наяде Эгине – огнем. Рассказывают, что к Леде, прекрасной супруге спартанского царя Тиндарея, Зевс пришел в облике лебедя – после соития царица снесла яйцо (согласно разным источникам, яиц могло быть два или три), из которого появились дети: Полидевк, Елена и, возможно, Кастор и Поллукс. По другой версии мифа, Леда, гуляя по берегу реки Еврот, нашла в зарослях гиацинтов яйцо, которая снесла после встречи с лебедем Зевсом богиня Немесида. Эта богиня ведала возмездием и справедливостью: возможно, она появилась в мифе о прекрасной Елене для того, чтобы своей божественной сущностью придать вес и высший смысл всему, что будет происходить в дальнейшем.
Елена росла в доме царя Тиндарея, который воспитывал ее как собственную дочь, не ведая о ее божественном происхождении. Но красота Елены, поражающая воображение уже тогда, когда сама она была еще ребенком, навела его на подозрения: в конце концов Тиндарей добился от своей жены признания в том, что настоящим отцом прекрасной девочки был сам Зевс. Гневаться на богов было не принято – и Тиндарей, как говорят, даже счел свой дом благословенным: ведь на его жену обратил внимание сам великий Громовержец!
По сообщениям мифографов, Елена еще не достигла брачного возраста, когда слухи о ее невероятной красоте достигли ушей знаменитого героя Тесея и его друга Пирифоя: оба недавно овдовели и решили добыть себе в жены дочерей Зевса. Их выбор пал на Елену: когда девушка прибыла в храм Артемиды, дабы принести богине жертвы, ее похитили прямо из храма. Согласно жребию, Елена досталась Тесею: тот отвез прекрасную добычу в дом своей матери Эфры, а сам вместе с Пирифоем отправился добывать супругу для него. Юная Елена, по одним рассказам, нетронутой ждала, пока Тесей вернется из похода, а по другим – вынашивала зачатого от Тесея ребенка. После того, как братья Елены разыскали и освободили ее, она будто бы родила в Аргосе дочь Ифигению, которую отдала на воспитание своей сестре Клитемнестре, жене царя Микен Агамемнона.
Елену вернули в Спарту, однако ее репутация, как можно было бы предположить, не пострадала: она была настолько прекрасна, что самые доблестные герои Греции прибывали ко двору Тиндарея, дабы просить руки прекрасной Елены. Среди женихов предания называют царя Итаки Одиссея, этолийского царевича Диомеда, героя Патрокла и многих других. Тиндарей, справедливо опасавшийся, что десятки сильных и гордых мужчин, оскорбленные его отказом, перебьют и друг друга, и всю Спарту, долго тянул с ответом, пока, по совету хитроумного Одиссея, не решился передать право выбора самой Елене – предварительно связав всех женихов клятвой, что они всегда будут оберегать честь ее будущего супруга, кого бы она ни избрала.
Выбор Елены пал на Менелая – прекрасного телом и лицом царевича из Микен, младшего брата Агамемнона – возможно, именно он побудил Елену сделать такой выбор. После пышной свадьбы Менелай и Елена зажили в любви и согласии: вскоре у них родилась дочь, названная Гермионой. После смерти Тиндарея Менелай унаследовал престол и стал править Спартой мудро и справедливо, во всем поддерживаемый своей женой». В.Вульф. Божественные женщины.
По разным источникам, Е. вернулась из плена девственницей, хотя поэт Стесихор утверждал, что она родила дочь Гермиону. Супружество с Менелаем оказалось недолгим и закончилось ее бегством вместе с Парисом в Трою. Похищение послужило причиной кровопролитной десятилетней войны между греками и троянцами.
«Вскоре Парис уже был в Спарте, где царь Менелай устроил в честь гостя пир, длившийся целых девять дней. На пиру Парис порадовал Елену богатыми дарами из Трои, а его откровенные взгляды, громкие вздохи и смелые знаки внимания ввергли ее в смятение. Не отличавшийся наблюдательностью Менелай оставил жену развлекать гостей и править в его отсутствие царством, а сам безмятежно отплыл на Крит, на похороны своего деда. В первую же после убытия мужа ночь Елена сбежала с Парисом и стала его возлюбленной, как только они сошли на берег. Пожалуй, идут против истины те, кто утверждает, что Елена отвергла ухаживания Париса и он увез ее силой. В Спарте Елена оставила свою девятилетнюю дочь Гермиону, но не забыла прихватить большую часть дворцовых сокровищ и рабов. По прибытии на родину Парис отпраздновал свадьбу. Елена снискала симпатии пораженных ее божественной красотой троянцев, несмотря на бедствия, которые навлекла на их город.<>
После гибели Париса на десятом году Троянской войны, разгоревшейся из-за Елены, на ее руку стали претендовать братья Париса Елен и Деифоб. В это время она стала порой вспоминать, что все еще является спартанской царицей и женой Менелая. Однажды ночью дозорный поймал Елену в тот момент, когда она привязывала веревку к зубцу стены, чтобы сбежать. Ее поймали и привели к Деифобу, который насильно женился на ней, вызвав тем самым большое неудовольствие троянцев. Когда Одиссей под видом беглого раба проник в осажденный город, Елена не только не выдала его, но и пригласила в свой дом, где объяснила ему, что чувствует себя в Трое пленницей и мечтает вновь оказаться дома. По некоторым версиям мифа, она помогла Одиссею и Диомеду похитить из местного храма деревянную статую Афины – палладий. Однако вечером накануне падения города Елена преднамеренно пыталась спровоцировать засевших внутри деревянного коня греков выдать себя. Она трижды обошла вокруг коня, поглаживая его бока, и, словно желая позабавить гулявшего с ней Деифоба, стала дразнить спрятавшихся внутри греков, подражая голосам каждой из их жен. Один из греков уже собирался ответить ей, но Одиссей зажал ему рот ладонью. В ту же ночь Елена вынесла из дома Деифоба все оружие, лишив его возможности оказать сопротивление Менелаю, а некоторые даже говорят, что она сама вонзила кинжал в спину Деифоба. Ворвавшись в Трою, Менелай устремился на поиски Елены, чтобы казнить ее за супружескую измену, однако при виде сияющей прежней красотой жены выпустил меч из рук и простил ее. Ахейское войско, уже готовое побить Елену камнями, также отказалось от этой мысли». А.Кондрашов. Новейшая книга фактов.